г. Москва |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А40-101076/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В.Бекетовой,
судей: |
С.Л.Захарова, И.А.Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу
Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2022 по делу N А40-101076/22
по заявлению ФГАНУ "ФЦИРИП им. М.П. Чумакова РАН" (Институт полиомиелита) (ИНН 7751023847)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745),
третьи лица: 1) Минобрнауки России, 2) ТУ Росимущества по Москве, 3) Департамент городского имущества города Москвы, 4) ГУ МЧС России по Москве,
о признании незаконным и отмене решения от 04.05.2022,
при участии:
от заявителя: |
О.А. Хабарова по дов. от 10.01.2022; |
от заинтересованного лица: |
А.С. Скиперский по дов. от 17.01.2022 |
от третьих лиц: |
1-4) не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное автономное научное учреждение "Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН" (Институт полиомиелита) (далее - заявитель, Учреждение, ФГАНУ "ФНЦИРИП" им. М.П. Чумакова РАН") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании отказа Управления Росреестра по Москве (далее - заинтересованное лицо) в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав 04.05.2022 N КУВД-001/2022-1882041/6 незаконным; об обязании Управление Росреестра по Москве осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 379 кв.м по адресу: Российская Федерация, Москва, Московский п., Института Полиомиелита и. с характеристиками, указанными в межевом плане, в установленный законом срок.
Решением суда от 27.07.2022 заявление ФГАНУ "ФНЦИРИП" им. М.П. Чумакова РАН" оставлено без удовлетворения.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель Управления поддержал обжалуемое решение суда.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы и отзыва на неё, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федеральное государственное автономное научное учреждение "Федеральный научный центр исследований и разработки иммунобиологических препаратов им. М.П. Чумакова РАН" (Институт полиомиелита), являющееся универсальным правопреемником Института полиомиелита и вирусных энцефалитов Академии медицинских наук СССР (далее - Институт полиомиелита, Учреждение), 20.01.2022 обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок по адресу: Российская Федерация, г. Москва, Московский п, Института Полиомиелита п., в границах которого расположен объект недвижимого имущества "Бомбоубежище (мобилизационное имущество)" с кадастровым номером 50:21:0000000:1156 по адресу: г. Москва, н. Московский, пос. Института Полиомиелита, соор.4, являющийся собственностью Российской Федерации (запись в ЕГРН от 20.10.2016 N 77-77/022-77/022/015/2016-2939/1) и переданный учреждению на праве оперативного управления (запись в ЕГРН от 18.09.2018 N 50:21:0000000:1156-77017/2018-1).
По итогам рассмотрения представленных документов из Управления Росреестра по Москве получен отказ в проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 04.05.2022 N КУВД-001/2022-1882041/6 в связи с неустранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета и регистрации прав, указанных в уведомлении Управления Росреестра по Москве о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 02.02.2022 N MFC-0558/2022-89785-1 (N КУВД-001/2022-1882041, PKPVDMFC-2022-01-20-656152), а именно: в нарушение положений ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Требований от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" отсутствует утвержденная в установленном порядке схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории либо проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Не согласившись с указанным решением, ФГАНУ "ФНЦИРИП" им. М.П. Чумакова РАН" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Как установлено судом, земельный участок является федеральной собственностью в силу закона и используется учреждением в существующих характеристиках для эксплуатации и обслуживания объекта недвижимого имущества "Бомбоубежище (мобилизационное имущество)" с кадастровым номером 50:21:0000000:1156 с 1974 года (с момента ввода в эксплуатацию бомбоубежища, являющегося объектом недвижимости федеральной формы собственности).
Ранее земельный участок над бомбоубежищем входил в границы Московской области. В связи с присоединением в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 01.07.2012 земельный участок вошел в состав территории субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва.
В соответствии с п. 3 ст. 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков.
Причиной отказа органа Росреестра в постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права федеральной собственности послужило отсутствие схемы расположения земельного участка в том виде, в котором она предусмотрена ЗК РФ в отношении земель, относящихся к неразграниченной собственности, либо для вновь образуемых земельных участков. Земельный участок над бомбоубежищем является федеральной собственностью, не относится к неразграниченным землям, и не является вновь образуемым. Соответственно, тот документ, который затребован для предъявления органом Росреестра, относится к иным случаям предоставления земли.
Кроме того, пунктом 10 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) установлены случаи, когда согласование схемы расположения не требуется при образовании земельного участка из земель, которые находятся в государственной собственности, в частности, в случаях образования земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.
С учетом изложенного предоставление схемы расположения участка в рассматриваемом случае не требуется.
Обязанность по подготовке схемы расположения земельного участка предусмотрена Земельным кодексом РФ (ФЗ от 25.10.2001 N 136-ФЗ) и введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (после возникновения права федеральной собственности в силу закона на бомбоубежище и земельный участок) на вновь образуемые земельные участки. В соответствии с ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных ЗК РФ (п. 19 ст. 11.10 ЗК РФ).
Земельный участок является федеральной собственностью. В отношении федеральных земельных участков схема их расположения может быть затребована в случае их отчуждения, передачи.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Представленными в органы Росреестра документами подтверждено отнесение земельного участка к федеральной собственности.
Участок был сформирован и используется для эксплуатации объекта недвижимости с 1974 года. Межевым планом были определены его границы (исключительно по контуру сооружения под ним). Схема расположения имеется в указанном документе.
Сооружение гражданской обороны (ЗС ГО) в силу закона отнесено к федеральной собственности (раздел III Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1, п. 2.1.37 указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2284).
Учитывая установленный законодательством принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов недвижимости (подпункт 5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ) указанный земельный участок также подлежит оформлению в федеральную собственность.
В силу п. 4 ст. 39.16, ст. 39.20 ЗК РФ собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, предварительно проводит межевание участка под таким сооружением. Данная процедура была соблюдена в установленном порядке. В межевом плане содержится схема расположения земельного участка (исключительно по контуру объекта "Бомбоубежище"), его координаты и характеристики, позволяющие его идентифицировать.
В силу пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2284, защитные сооружения гражданской обороны находятся в федеральной собственности.
С момента вступления названной нормы в силу, право государственной собственности считается разграниченным в силу закона в пользу Российской Федерации (независимо от государственной регистрации соответствующего права).
На день вступления в силу статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ, которой установлены критерии разграничения государственной собственности на землю и порядок ее разграничения, бомбоубежище, принадлежащее (в силу закона) на праве собственности Российской Федерации, уже располагалось на спорном участке, который из собственности Российской Федерации не выбывал.
Законодательством РФ не предусмотрена передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в категорию земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Конституционный Суд РФ неоднократно указывает на природную связь земельного участка и находящихся на нем иных объектов недвижимости, что обусловливает принцип единства судьбы прав на земельный участок и находящиеся на нем объекты. Это является одним из основных начал земельного законодательства, отраженным, в частности, в пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (Постановление от 11 февраля 2019 года N 9-П, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020).
Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.
В соответствии с п. 1 ст. 6 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшего с 31.01.1998 по 01.01.2020), п. 1 ст. 69 ФЗ от 13.07.2018 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В соответствии с п. 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Согласно Приложению 1 к Постановлению N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относятся объекты научно-исследовательских учреждений.
В силу п.2 ч. 1 ст. 3.1 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его предоставление предприятиям федерального уровня собственности.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу, что Управление во исполнение положений ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ с учетом фактических обстоятельств рассматриваемого дела не доказана правомерность принятого в отношении учреждения оспариваемого решения.
Поскольку иных препятствий к совершению регистрационных действий регистратором не выявлено, в целях устранения нарушения прав и законных интересов заявителя на Управление Росреестра по Москве возлагается обязанность по осуществлению государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 379 кв.м по адресу: Российская Федерация, Москва, Московский п., Института Полиомиелита п. с характеристиками, указанными в межевом плане.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования учреждения подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2022 по делу N А40-101076/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-101076/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТКИ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ ИМ. М.П. ЧУМАКОВА РАН" (ИНСТИТУТ ПОЛИОМИЕЛИТА)
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГУ МЧС России по Москве, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ