г. Москва |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А40-93602/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: |
Ж.В. Поташовой, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве на решение Арбитражного суда г.Москвы от 27.07.2022 по делу N А40-93602/22 (145-695)
по заявлению ООО "НИКО"
к Управлению Росреестра по г. Москве
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
А.К. Макаров по дов. от 01.07.2022; |
от ответчика: |
Е.В. Винокурцева по дов от 10.03.2022; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "НИКО" (далее общество) обратилось в арбитражный суд с к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее Управление) о признании незаконным решения от 03.02.2022 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0005010:8787 по адресу: г.Москва, Пролетарский проспект, д.20, корп. 1, оформленного Уведомлением об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости от 03.02.2022 N КУВД-001/21-45256600, N PKPVDMFC-2021-10-27-607684, MFC-0558/2021-1753367-1 и об обязании.
Решением суда от 27.07.2022 заявленные требований удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.
От заявителя поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из заявления и материалов дела, Заявителю является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0005010:8787, расположенного по адресу: г.Москва, Пролетарский проспект, д.20, корп.1 на основании договора купли-продажи от 02.11.2011 г. По данным ЕГРН площадь указанного помещения составляет 538,7 кв.м. согласно Выписке из ЕГРН от 09.10.2020.
29.01.2014 Арбитражный суд города Москвы рассмотрел дело N А40-81227/12- 157-765 по исковому заявлению Префектуры ЮАО г.Москвы к ООО "НИКО" о признании объекта - пристройки площадью 164,7 кв.м. по адресу: г.Москва, Пролетарский пр-т, д.20. корп.1 самовольной постройкой и обязании его сноса и вынес решение, в соответствии с которым удовлетворил заявленные исковые требования.
27.10.2021 Обществом было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений в отношении Помещения с представлением Технического плана помещения, выполненного кадастровым инженером Гаспарян М.С.
03.11.2021 Управлением Росреестра по Москве принято решение о приостановлении государственного учета в отношении Помещения сроком не более, чем до 03.02.2022.
25.01.2022 Обществом, в целях устранения высказанных замечаний по представленным документам, в Управление Росреестра по Москве был представлен доработанный Технический план помещения от 19.01.2022 с заключением кадастрового инженера, которое содержало все необходимые пояснения по представленному Техническому плану с учетом замечаний.
27.01.2022 Управлением было выдано Обществу Уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета.
Впоследствии 03.02.2022 Управлением Росреестра по Москве было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, о чем Управление Росреестра по Москве известило Общество своим Уведомлением от 03.02.2022 г. N КУВД-001/21-45256600, N PKPVDMFC-2021-10-27-607684, MFC0558/2021-1753367-1.
В качестве основания Управление указало, что Технический план изготовлен в нарушение Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана здания и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" (далее - Требования): представленный технический план изготовлен на основании решения Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2021 г. по делу NА40-81227/12, а так же проектной документации. Как следует из указанного решения суда ООО "Нико" обязано привести здание в первоначальное состояние путем сноса самовольно возведенной пристройки площадью 164,7 кв.м. (1 эт. пом. Via, ком. 1а, 2-9, 2 эт. пом. 16, ком. 1а, 2-6). Однако сведения в решении суда не соответствуют сведениям в ЕГРН. Поступившее в ответ на запрос письмо Мосгорбти не устраняет указанные разночтения. В решении суда отсутствуют сведения о всех снесенных помещениях, а так же не снесено, указанное в решении суда помещение Via, комн. 1а на 1-м этаже. Имеются сведения о работах, свидетельствующие о возможной реконструкции объекта, разрешения на работы не представлено.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В силу п.1 ст.2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со ст.14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.
Согласно п.7 ч.2 ст.14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ООО "НИКО" является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0005010:8787, расположенного по адресу: г.Москва, Пролетарский проспект, д.20, корп. 1 на основании договора купли-продажи от 02.11.2011.
Арбитражным судом города Москвы было рассмотрено дело N А40-81227/12 по исковому заявлению Префектуры ЮАО г.Москвы к ООО "НИКО" о признании объекта- пристройки площадью 164,7 кв.м. по адресу: г.Москва, Пролетарский пр-т, д.20. корп.1 самовольной постройкой и обязании его сноса. Решением исковые требования были удовлетворены.
После вступления решения суда в законную силу, силами ГУП "Автомобильные дороги ЮВАО г. Москвы" вышеуказанная пристройка была снесена, помещение было приведено в первоначальное состояние, что подтверждено Актом Госинспекции по недвижимости от 27.09.2017 г. N 9055354.
27.10.2021 Обществом, в целях внесения изменений в данные ЕГРН о Помещении, было подано заявление о государственном кадастровом учете изменений в отношении Помещения с представлением Технического плана помещения, выполненного кадастровым инженером.
03.11.2021 Управлением Росреестра по Москве принято решение о приостановлении государственного учета.
25.01.2022 Обществом в Управление Росреестра по Москве был представлен доработанный Технический план помещения от 19.01.2022 с заключением кадастрового инженера.
27.01.2022 Управлением было выдано Обществу Уведомление о неустранении причин приостановления государственного кадастрового учета, Согласно которому, поступившее в ответ на запрос письмо Мосгорбти не устраняет разночтения в составе помещений, указанных в решении Арбитражного суда города Москвы по делу N А40- 81227/12-157-765, в решении суда отсутствуют сведения о всех снесенных помещениях, а так же не снесено, указанное в решении суда помещение Via, комн. 1а на 1-м этаже, имеются сведения о работах, свидетельствующие о возможной реконструкции объекта, разрешения на работы не представлено, при изготовлении графической части технического плана указаны некорректные обозначения (например: окна).
03.02.2022 Управлением Росреестра по Москве было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, указав, что причины, препятствующие осуществлению действий по государственному кадастровому учету в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 77:05:0005010:8787, расположенного по адресу: г.Москва, Пролетарский проспект, д.20, корп.1 не устранены.
Между тем ответчиком не учтены следующее обстоятельства.
Технический план Помещения, с учетом его доработки, соответствует всем предъявляемым Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 требованиям, в том числе требованиям, содержащимся в Уведомлении Управления о приостановлении государственного кадастрового учета от 03.11.2021.
Так, Технический план Помещения включает в себя все необходимые сведения о помещении, его адрес, декларацию по установленной форме, т.е. полностью соответствует Приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Вместе с печатным документом - Технический план Помещения, был представлен его электронный читаемый вариант на электронном носителе в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем, заверенный усиленной квалифицированной подписью кадастрового инженера, т.е. выполненный в полном соответствии с п. 21 Требований.
Площадь Помещения после исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2014 по делу N А40-81227/12 с учетом перепланировки составила 357,5 кв. м.
Факт согласованного сноса (демонтажа) части помещения (пристройки площадью 164,7 кв.м.), определенного решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2014 по делу N А40-81227/12-157-765, подтверждается письмом Префектуры ЮАО от 09.11.2018 г. N 01-52-10415/8 со ссылкой на Акт Госинспекции по недвижимости о подтверждении пресечения незаконного (нецелевого) использования земельного участка от 27.09.2017 г. N 9055354.
Согласно указанных документов все помещения, предусмотренные к демонтажу решением Арбитражного суда города Москвы от 29.01.2014 г. по делу N А40-81227/12- 157-765, демонтированы, решение суда исполнено в полном объеме.
Также суд отмечает, что Управление Росреестра по Москве принимало участие в деле N А40-81227/12-157-765 в качестве третьего лица.
Как указано в заключении кадастрового инженера, различия в решении арбитражного суда сведений о нумерации помещения с кадастровым номером 77:05:0005010:8787 обусловлены тем, что учет указанного помещения производился одновременно и в ГБУ МосгорБТИ, и в ФГУП "Ростехинвентаризации-Федеральное БТИ". Та часть помещения, которая предусмотрена решением суда к сносу, была полностью демонтирована.
При этом, решение Арбитражного суда города Москвы суда от 29.01.2014 по делу N А40-81227/2012 было вынесено на основании данных, содержащихся в ЕГРН.
Так, площадь помещения по итогам исполнения указанного судебного акта была определена в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г. N 90 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения".
В силу п.51 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953, Технический план Помещения включает в себя чертеж, в котором зафиксированы все измерения, в т.ч. линейные размеры, обосновывающие результат подсчета площади Помещения.
При этом, Технический план содержит все сведения о помещении, включая сведения о исполнении решения Арбитражного суда города Москвы по делу N А40- 81227/12-157-765 в части сноса пристройки площадью 164,7 кв.м., а также все сведения о соблюдении Обществом требований к перепланировке помещения, какие либо разночтения о составе помещений, определенных решением суда к сносу отсутствуют.
Каких либо работ в помещении, требующих получение разрешения на строительство, в том числе в подвале и на антресоли, не проводилось. В ходе исполнения решения суда не затронуты конструктивные элементы здания, в котором расположено помещение и иные характеристики их надежности и безопасности, и не превышены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432-ПП "О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство", в связи с чем, получение разрешения на строительство не требуется.
В ходе работ по перепланировке были частично изменены фасады в части изменения оконных и дверных проемов без ослабления несущих элементов объекта капитального строительства, для проведения которых разрешение на строительство не требуется согласно п. 3.12 Постановления Правительства Москвы от 27.08.2012 N 432- ПП "О видах, параметрах и характеристиках объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство, и видах работ по изменению объектов капитального строительства и (или) их частей, не затрагивающих конструктивные и иные характеристики их надежности и безопасности, не нарушающих права третьих лиц и не превышающих предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительными планами соответствующих земельных участков, для выполнения которых не требуется получение разрешения на строительство", что прямо отражено в заключении кадастрового инженера.
Также Москомархитектура Заключением от 08.05.2018 N МКА-02-12091/8-1 согласовала изменение фасада.
Согласно п.1 ст.8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
В соответствии с п.2 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке. (п. 3 ст. 8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Согласно ст.24 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера
Поскольку, в Помещении произведена перепланировка на основании проекта, разработанного и утвержденного в установленном порядке и в полном соответствии с ним, что подтверждено так же МОСГОРБТИ (Справка от 17.08.2020 г.), то, в силу требований ст.8 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в сведения кадастра недвижимости необходимо внести изменения по итогам проведенной в Помещении перепланировки на основании представленного Технического плана Помещения, выполненного в точном соответствии с требованиями ст.24 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Сведений о том, что работы в Помещении выполнены не в соответствии с проектом, а так же о том, что Технический план Помещения содержит в себе недостоверные данные о Помещении, Управлением не представлено.
Согласно ст.27 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как указано ранее Обществом были устранены все причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и представлены все предусмотренные законом документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п.1-3 ст.15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст.15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу ч.4 ст.18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч.5 ст.18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что в Управление были представлены все необходимые документы, все представленные документы соответствуют законодательству и оформлены в соответствии с установленными требованиями, и являются необходимыми и достаточными для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права.
Таким образом, является неправомерным решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в отношении нежилого помещения с кадастровым номером 77:05:0005010:8787 по адресу: г.Москва, Пролетарский проспект, д.20, корп.1.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2022 по делу N А40-93602/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93602/2022
Истец: ООО "НИКО"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ