г. Москва |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А40-88174/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи И.А.Чеботаревой,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседании Н.С. Криворотовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Каро Фильм Менеджмент"
на определение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2022 по делу N А40-88174/22 (122- 585)
по заявлению ООО "Каро Фильм Менеджмент"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве
о признании Предписания,
при участии:
от заявителя: |
Г. Г. Бородина по дов. от 16.06.2022; Е. А. Азимова по дов. от 23.11.2021; |
от ответчика: |
И.С. Пирогова по дов. от 08.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Каро Фильм Менеджмент" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (далее - Управление) с требованием о признании незаконным предписания от 21.02.2022 г.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2022 заявление оставлено без рассмотрения.
Не согласившись с определением суда первой инстанции, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить в полном объеме. По мнению заявителя, соблюдение обязательного досудебного порядка в настоящем случае не требуется.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, представил письменные пояснения по доводам апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В силу ч.5 ст.4 АПК РФ, если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на рассмотрение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Таким образом, в рассматриваемом случае, соблюдение порядка обжалования Предписания, предусмотренный ч. 2 ст. 39 ФЗ-248 является обязательным.
Довод Заявителя о том, что на основании ч. 3 ст. 98 ФЗ N 248-ФЗ указанная норма вступает в силу с 01.01.2023, был правомерно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Статьей 98 Федерального закона N 248-ФЗ установлен порядок его вступления в силу, согласно которому названный Закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
В части 3 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ указано, что часть 2 статьи 39 данного закона вступает в силу с 1 января 2023 года, при этом частью 13 статьи 98 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации определяет виды контроля, в отношении которых обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб применяется с 1 июля 2021 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 N 663 утвержден перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется с 1 июля 2021 года обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, среди которых в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).
Согласно пункту 19 указанного Перечня федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, входит в перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок с 01.07.2021.
В случае обжалования контролируемым лицом в суд решений, действий (бездействия) принятых (осуществлённых) в рамках видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых предусмотрено обязательное досудебное обжалование, в нарушение установленного порядка досудебного обжалования, соблюдение механизма досудебного обжалования, на основании Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 г. N 18 "О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства" является обязательным.
Несоблюдение обязательного претензионного порядка урегулирования спора является самостоятельным и достаточным основанием для возвращения заявления.
Пунктом 2 части 1 статьи 148 АПК Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом.
Довод жалобы о том, что досудебный порядок в настоящем случае не является обязательным, поскольку предписание выдано, в том числе в рамках ФЗ от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" был правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Как следует из материалов дела, в данном случае проверка проведена в рамках ФЗ N 248-ФЗ от 31.07.2020 г. и соответственно к ней подлежат применению положения ч.2 ст.39 ФЗ N248-ФЗ о соблюдении досудебного порядка, не зависимо от предмета проверки.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 159, п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об оставлении заявления без рассмотрения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для ее удовлетворения и соответственно для отмены обжалуемого судебного акта суда первой инстанции, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, основания для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, предусмотренных ст.270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2022 по делу N А40-88174/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-88174/2022
Истец: ООО "КАРО ФИЛЬМ МЕНЕДЖМЕНТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2022 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60677/2022