г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А56-56905/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: Ильина С.А. по доверенности от 19.10.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28324/2022) ТСЖ " Простор - I " на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2022 по делу N А56-56905/2021, принятое
по иску ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга"
к ТСЖ " Простор - I"
об истребовании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Простор - I" (ответчик, ТСЖ) об обязании ответчика представить истцу на бумажном и на электронном носителе следующие сведения по многоквартирным домам согласно приложению N 3 к настоящему иску:
Дата и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме;
Реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
В случае удовлетворения судом исковых требований Истца полностью или частично обязать Ответчика представить истребуемые сведения в течение 10 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Ответчика неустойку в размере 1 000,00 рублей за каждый день неисполнения решения суда до момента исполнения Ответчиком решения суда в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2022 иск удовлетворен, сумма неустойки определена в размере 500 рублей за каждый день просрочки исполнения обязательства.
В апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение отменить.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что им были ранее предоставлены сведения о собственниках помещений в МКД, о недостаточности которых истец не заявлял, всем собственникам присвоены лицевые счета, что также свидетельствует об исполнении Товариществом обязанности и достаточности сведений у Предприятия.
Истец просит в отзыве решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании стороны поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
В зоне теплоснабжения Государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (далее - Истец, Предприятие) расположены многоквартирные дома (далее - МКД) по адресам, указанным в приложении N 3 к иску, находящиеся в управлении товарищества собственников жилья "Простор - I" (далее - Ответчик).
В 2020 году собственники помещений в МКД приняли решение о переходе на прямые договоры с Предприятием с 01.10.2020.
Предприятие направило в адрес Товарищества письмо с требованием предоставить сведения, предусмотренные пунктом 6 Правил N 354, неудовлетворение которого послужило основанием для обращения в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком истцу не переданы сведения, необходимые для начисления платы, собственникам помещений в спорных МКД, в том числе, персональных данных, не позволяет истцу определить плату за водоснабжение достоверно (корректно), что в конечном итоге сказывается на правах потребителей, ущемляя их, а также имеет для истца неблагоприятные последствия.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 настоящего Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета (при предоставлении таких показаний собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу) и коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных в многоквартирном доме.
Согласно пункту 6 Правил N 354 управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям (далее - РСО), приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в МКД, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в МКД, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения в МКД является юридическое лицо; адреса жилых помещений в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются коммунальные услуги, с указанием общей площади жилого помещения, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в МКД, а также количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, и иных сведений, необходимых для расчета платы за коммунальные услуги в соответствии с настоящими Правилами.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик уклоняется от исполнения предусмотренной абзацем 7 пункта 6 обязанности по передаче сведений, необходимых для начисления платы за коммунальные услуги по отоплению.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью судебной защиты является восстановление нарушенного права.
По смыслу пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, устанавливающего, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, а также приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 43/пр, которым утверждена форма платежного документа, организация и осуществление расчетов за коммунальные услуги предполагает наличие у исполнителя, в том числе, информации о: фамилии, имени, отчестве плательщика (собственника, нанимателя), адресе и площади помещения, количестве проживающих в помещении человек, объемах оказанных коммунальных услуг.
Согласно разделу 1 Приказа Минстроя России от 26.01.2018 N 48/пр "Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг" необходимыми сведениями о плательщике и исполнителе услуг является фамилия, имя, отчество, адрес жилого помещения, площадь жилого помещения, количество проживающих, наименование организации или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя - исполнителя услуг, адрес, телефон, факс, адрес электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Иные сведения, истребуемые истцом, в том числе дата и место рождения потребителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон, адрес электронной почты каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии), не требуются для формирования платежных документов.
Более того, такие сведения могут меняться в силу объективных причин (смена собственника, смена фамилии и пр.), тогда как взаимосвязанные положения части 1 статьи 157.2 и части 11 статьи 161 ЖК РФ не предусматривают, что обязанность лица, осуществляющего управление МКД, является длящейся, поскольку по смыслу изложенных норм, такая обязанность является пресекательной и выполняется однократно - при принятии решения о переходе на прямые договоры с РСО.
Сведения единого государственного реестра недвижимости являются публичными, ввиду чего отсутствие у РСО соответствующих сведений может быть компенсировано путем самостоятельной реализацией полномочий по получению сведений публичного реестра; сопряженные в таком случае расходы РСО относятся к его предпринимательскому риску, и по тем же причинам на могут быть возложены на товарищество собственников жилья, являющейся некоммерческой организацией.
Лицо, осуществляющее управление МКД, в период до 01.01.2019, являлось исполнителем коммунальных услуг, в том числе по индивидуальному теплопотреблению, ввиду чего также было обязано формировать платежные документы в порядке пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ и исходя из тех же сведений о собственниках и пользователей помещений, которые впоследствии подлежали передаче РСО как новому исполнителю коммунальных услуг.
При этом РСО имеет те же правовые полномочия и организационно-управленческие полномочия по сбору изложенных персонифицированных сведений, что и управляющая организация, ввиду чего при равенстве правовых возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Таким образом, по смыслу законодательного регулирования, объем полномочий РСО по получению от товарищества собственников жилья сведений, предусмотренных частью 11 статьи 161 ЖК РФ и пунктом 6 Правил N 354, ограничен ее функциями как исполнителя коммунальных услуг и не может быть обусловлен иными целями, в частности, необходимостью максимальной идентификации потребителя в случае судебного взыскания задолженности.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 161 ЖК РФ в случае, предусмотренном статьей 157.2 названного Кодекса, управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, осуществляющие управление многоквартирным жилым домом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны предоставлять ресурсоснабжающим организациям информацию, необходимую для начисления платы за коммунальные услуги, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета.
В целях реализации указанного правового механизма постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2019 N 897 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями" пункт 6 Правил N 354 дополнен среди прочего абзацами седьмым, восьмым, шестнадцатым, согласно которым управляющая организация предоставляет ресурсоснабжающим организациям, приступающим к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, сведения, необходимые для начисления платы за коммунальные услуги, включающие в себя: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон и адрес электронной почты (при наличии) каждого собственника и пользователя жилых помещений в многоквартирном доме, наименование (фирменное наименование) и место государственной регистрации юридического лица, контактный телефон, если собственником жилого помещения является юридическое лицо; реквизиты документов, подтверждающих право собственности на каждое жилое помещение в многоквартирном доме и (или) их копии (при их наличии).
Предоставление указанных сведений не требует согласия потребителя на передачу персональных данных в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ).
Абзацы седьмой и восьмой пункта 6 Правил N 354 являлись предметом судебного контроля. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2021 N АКПИ21-732 пункт 6 Правил N 354 признан соответствующим жилищному законодательству, гражданскому законодательству и законодательству в области персональных данных.
Таким образом, осуществляя деятельность по управлению многоквартирным домом, Товарищество обладает или должно обладать сведениями в отношении собственников и нанимателей помещений, указанными в пункте 6 Правил N 354.
Истец не спорит с тем, что Товарищество представило документы, перечисленные в пункте 6 Правил N 354, за исключением персональных данных собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, истребуемых в настоящем деле, и реквизитов документов, удостоверяющих право собственности на каждое жилое помещение.
Как указано в статье 3 Закона N 152-ФЗ, персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Устанавливая условия обработки персональных данных, Закон N 152-ФЗ допускает обработку персональных данных в случае, когда обработка этих данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем (пункт 5 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.
Исходя из содержания части 1 статьи 9 Закона N 152-ФЗ именно субъект персональных данных (в данном случае собственник помещения в многоквартирном доме) должен своей волей принять решение о предоставлении своих персональных данных Товариществу. Законных инструментов для обязания собственника помещения в принудительном порядке (вопреки его воле) предоставить свои персональные данные организации, осуществляющей управление, не предусмотрено.
Апелляционный суд установил, что Товарищество представило Предприятию имеющиеся у него сведения. Иные сведения, истребуемые истцом, не требуются для формирования платежных документов, к тому же сведения единого государственного реестра недвижимости являются публичными, ввиду чего отсутствие у истца соответствующих сведений может быть компенсировано путем самостоятельной реализацией полномочий по получению сведений публичного реестра. Ресурсоснабжающая организация имеет те же правовые и организационно-управленческие полномочия по сбору персонифицированных сведений, что и Товарищество, ввиду чего при равенстве возможностей получения истребуемой информации возложение такой обязанности исключительно на ответчика недопустимо.
Фактически истцом оказываются коммунальные услуги по прямым договорам, платежные документы на оплату этих коммунальных услуг выставляются и населением оплачиваются.
Нарушение прав истца в связи с отказом ответчика предоставить истребуемые сведения, ввиду невозможности идентификации потребителя при судебном взыскании задолженности, не может являться основанием для понуждения ответчика к предоставлению истребуемой информации, поскольку судебная защита прав РСО в случае нарушения потребителями обязанности по оплате коммунального ресурса в целях его идентификации осуществляется иными процессуальными средствами, реализация которых не входит в компетенцию управляющих организаций.
Свойство исполнимости судебного акта требует разумности (реалистичности) резолютивного предписания и гарантий реализации этого предписания, что достигается соблюдением требования законности к решению арбитражного суда (ч. 4 ст. 15 АПК РФ).
Учитывая, что закон обязывает передавать такие сведения только при их наличии, законных оснований для удовлетворения требований истца в рассматриваемом случае не имеется.
Совокупность вышеуказанных обстоятельств, а также вышеизложенных норм материального права свидетельствует о том, что в иске суду первой инстанции следовало отказать.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы отнесены на истца в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2022 по делу N А56-56905/2021 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" в пользу товарищества собственников жилья "Простор- I" 3000,00 рублей в возмещение расходов на оплату госпошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56905/2021
Истец: ГУП "ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: ТСЖ " ПРОСТОР - I "