город Москва |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А40-239907/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стешана Б.В.,
судей Головкиной О.Г., Захаровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Розенфельдом Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "СТРАЖ-НН"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.07.2022
по делу N А40-239907/21
по иску ООО "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ"
(ОГРН: 1027739043023, ИНН: 7710293280)
к ООО "СТРАЖ-НН"
(ОГРН: 1025202390971, ИНН: 5257018129)
о взыскании денежных средств в размере 1 915 818,24 руб., в том числе 708 долларов США,
и по встречному иску о взыскании денежных средств размере 6 333 560 руб., в том числе стоимости утраченного груза в размере 5 562 560 руб., провозной платы в размере 771 000 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Тибилов А.М. по доверенности от 17.03.2022;
от ответчика: Кочеткова Н.С. по доверенности от 24.11.2021
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "СТРАЖ-НН" с учетом уточнения исковых требований, приятных судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании денежных средств в размере 837 210, 40 руб., 708 долларов США.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 27.06.2022 в порядке статьи 132 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для совместного рассмотрения с первоначальным принято встречное исковое заявление ООО "СТРАЖ-НН" к ООО "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ" о взыскании денежных средств размере 6 333 560 руб., в том числе стоимости утраченного груза в размере 5 562 560 руб., провозной платы в размере 771 000 руб..
Решением от 25.07.2022 Арбитражный суд города Москвы первоначальный иск удовлетворил в полном объеме, а в удовлетворении встречного иска отказал.
Не согласившись с принятым решением, ООО "СТРАЖ-НН" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить, в удовлетворении первоначального иска отказать.
Заявитель апелляционной жалобы указал, что суд не полностью выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, и суд неправильно применил нормы материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "СТРАЖ-НН" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ" возражал просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для его отмены.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что между Обществом с ограниченной ответственностью "ФЕСКО Интегрированный Транспорт" (ООО "ФИТ", Экспедитор, Исполнитель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Страж-НН" (Клиент) заключен Договор транспортной экспедиции по организации перевозки грузов по территории РФ от 05.03.2011 г. N ОВП-11/380.
В соответствии с условиями указанного Договора (пункт 1.1), Экспедитор оказывает определенные Договором услуги, а Клиент принимает на себя обязательство по их оплате (пункт 3.6 Договора).
Так, согласно п. 6.2 Договора Клиент обязан производить оплату стоимости услуг Экспедитора на основании счетов Экспедитора.
В соответствии с п. 6.4 Договора, Клиент обязан производить оплату всех счетов Экспедитора в течение 14 дней с даты получения счета, но в любом случае не позднее прибытия груза в порт перевалки. Датой получения счета, считается дата его отправки по факсу или электронной почте, или вручение представителю лично.
В соответствии с заявками Клиента 1124860, 1126630, 1129792, 1144259 была организована перевозка груза (ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ (ЭТАНДИОЛ)) в контейнерах MRKU8825697, MSKU5764711, GESU3633671, FESU2122341, MSKU3774095, MSKU5947008, GESU3698610, SUDU39727704, MSKU7881960, TEMU1321269, TCKU2142010, TEMU2116103, CAIU2955897 по маршруту ст. Силикатная - Корсаков на условиях CY-LO.
В целях исполнения обязательств по Договору ООО "ФИТ" направило в адрес Клиента следующие счета за оказанные услуги/возникшие расходы: STRA0007/202, STRA0007/204, STRA0008/206, STRA0007/205, STRA0008/207, STRA0007/206, STRA0008/208, STRA0010/204, STRA0009/202, STRA0010/206, STRA0010/207, STRA0008/209, STRA0008/20A, STRA0007/207, STRA0009/206, STRA0010/20D, STRA0007/208, STRA0008/20B, STRA0007/209, STRA0010/20E, STRA0009/207, STRA0009/209, STRA0009/20A, STRA0009/20B, STRA0009/20C
Ответчиком частично оплачена задолженность, размер просроченной задолженности Клиента составляет 837 210, 40 руб. и 708 долларов США.
Согласно п. 3.14 Договора Клиента обязан полностью возместить Исполнителю его фактически понесенные и документально подтверждённые расходы, связанные с простоями, штрафами, а также иные расходы Экспедитора, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения Клиентом своих обязательств. Клиент также несет ответственность перед Исполнителем за все последствия отказа грузополучателя от груза и обязан возместить все документально подтвержденные расходы, возникшие вследствие отказа от груза, независимо от места, срока и причин отказа.
В соответствии с п. 3.5 Договора Клиент обязан осуществить своими силами и средствами, загрузку/выгрузку контейнеров, контролировать соответствие загружаемого товара указанному в Заявке.
При этом, в соотв. с п. 3.15 Договора клиент обязан должным образом разместить и закрепить груз внутри контейнера. Крепление должно отвечать требованиям нормативных документов, действующих на всех видах транспорта, используемых для осуществления конкретной перевозки.
Согласно п. 7.3 Договора Клиент несет ответственность, в т.ч. имущественную, за причинение убытков Исполнителю, вызванных несоответствующим размещением и/или креплением груза в контейнере.
В силу п. 3.10 Клиент должен принять все необходимые меры для предотвращения простоя поданной Исполнителем автомашины под выгрузкой.
В рассматриваемом случае загрузку груза (ЭТИЛЕНГЛИКОЛЬ (ЭТАНДИОЛ) в контейнеры, включая его размещение и крепление в контейнерах, осуществлялась силами ООО "Страж-НН" без участия Экспедитора.
В процессе перевозки контейнеры не получали физических повреждений, что подтверждается отсутствием каких-либо отметок в транспортных документах.
Со стороны грузополучателя, указанного в заявке Клиента, было отказано в приеме MSKU5764711, GESU363367, в связи с чем, образовался простой автотранспорта и обратный пробег автотранспорта.
В связи с указанными обстоятельствами и в соответствии с письмом ООО "Страж-НН" (исх. N 48 от 09.10.2020) требовалась перетарка груза в п. Корсаков в контейнерах MRKU8825697, MSKU5764711, GESU3633671, FESU2122341, MSKU5947008, GESU3698610, MSKU7881960, TEMU1321269, TCKU2142010, TEMU2116103, CAIU2955897. Также для проведения перетарки номинирована компания ООО "КонТэкСах".
После перетарки, груз из вышеуказанных контейнеров был успешно доставлен до грузополучателя.
При этом, Клиент в своем письме исх. N 48 от 09.10.2020 поручил Экспедитору организовать указанные услуги и был согласен с возникновением таких дополнительных расходов.
22.10.2020 в п. Владивостока были выявлено протекание груза в контейнерах MSKU 3774095, SUDU3972404, в связи с чем, Экспедитором был организован перегруз груза из указанных контейнеров в контейнеры TGHU9871432, TLLU8071856 (в последующем груз из указанного контейнера был перегружен в MAGU5319823, в результате чего Экспедитором также были понесены дополнительные расходы.
Согласно п. 4.9 Договора Клиент несет полную ответственность за все повреждения и загрязнения контейнеру и грузу вследствие нарушения условий и требований укладки и крепления груза в контейнере до начала, во время и после окончания перевозки в момент растарки контейнера.
В связи с указанными обстоятельствами Экспедитор понес дополнительные расходы, связанные с организацией перетарки, хранения груза, доставки бортовыми машинами, мойки автотранспорта и контейнеров и прочих расходов, приведенных в счетах, выставленных в адрес ООО "Страж-НН".
Согласно вышеприведенных условий Договора и положений Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее -Федеральный закон "О ТЭД") Клиент обязан возместить дополнительные расходы Экспедитора, понесенные последним в интересах клиента.
В соответствии с условиями Дополнительного соглашения N НР-2015-3 от 29.09.2019 к Договору установлен порядок использования контейнеров Экспедитора.
Так в соответствии с п. 4.2.1 Договора при использовании контейнеров Экспедитора для осуществления перевозок грузов действую следующей сроки свободного использования Клиента для контейнеров, отправляемых в сквозном сервисе Экспедитора с даты выдачи контейнера Клиента и до даты сдачи, согласно Акта приёма-передачи, загруженного контейнера Клиентом на номинированный Исполнителем Терминал отправления, нормативный период 7 (семь) календарных дней.
Таким образом, согласно условиям, действовавшим на момент отправки контейнеров со станции отправления, срок бесплатного использования составлял 7 суток с момента передачи контейнера Клиенту.
Клиентом использовался контейнеры сверх установленного норматива.
С учетом изложенного 26.11.2020 Клиенту был выставлен счет N STRA0012/20 за сверхнормативное использование контейнеров в размере 708 долларов США, который до настоящего момента не оплачен.
В соответствии с п. 1 ст. 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
В силу п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Доводы ответчика, приведенные в апелляционной жалобе, рассмотрены судом первой инстанции и правомерно отклонены как необоснованные и не подтвержденные документально.
Согласно п. 3.14 Договора Клиент обязан полностью возместить Исполнителю его фактически понесенные и документально подтверждённые расходы, связанные с простоями, штрафами, а также иные расходы Экспедитора, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения Клиентом своих обязательств. Клиент также несет ответственность перед Исполнителем за все последствия отказа грузополучателя от груза и обязан возместить все документально подтвержденные расходы, возникшие вследствие отказа от груза, независимо от места, срока и причин отказа.
В связи с отказом в приеме груза и выявленным протеканием возникли доп. расходы по контейнерам MRKU8825697, MSKU5764711, GESU3633671, FESU2122341, MSKU5947008, GESU3698610, MSKU7881960, TEMU1321269, TCKU2142010, TEMU2116103, CAIU2955897.
В соответствии с письмом ООО "Страж-НН" (исх. N 48 от 09.10.2020) требовалась перетарка груза в п. Корсаков в контейнерах MRKU8825697, MSKU5764711, GESU3633671, FESU2122341, MSKU5947008, GESU3698610, MSKU7881960, TEMU1321269, TCKU2142010, TEMU2116103, CAIU2955897. Также для проведения перетарки на территории п. Корсаков со стороны ООО "Страж-НН" номинирована компания ООО "КонТэкСах" (л.д. 85 т. 1).
22.10.2020 в п. Владивостока были выявлено протекание груза в контейнерах MSKU 3774095, SUDU3972404, в связи с чем Экспедитором был организован перегруз груза из указанных контейнеров в контейнеры TGHU9871432, TLLU8071856 (в последующем груз из указанного контейнера был перегружен в MAGU5319823), в результате чего Экспедитором также были понесены дополнительные расходы.
Согласно п. 4.9 Договора Клиент несет полную ответственность за все повреждения и загрязнения контейнеров вследствие нарушения условий и требований укладки и крепления груза в контейнере до начала, во время и после окончания перевозки в момент растарки контейнера.
В связи с указанными обстоятельствами Экспедитор понес дополнительные расходы, связанные с организацией перетарки, хранения груза, доставки бортовыми машинами, мойки автотранспорта и контейнеров и прочих расходов, приведенных в счетах, выставленных в адрес ООО "Страж-НН".
Согласно вышеприведенных условий Договора и положений Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее -Федеральный закон "О ТЭД") Клиент обязан возместить дополнительные расходы Экспедитора, понесенные последним в интересах клиента.
Согласно п. 4.13 Договора дополнительные расходы, возникшие в процессе перевозки, и не вошедшие в стоимость транспортно-экспедиционных услуг, возмещаются Клиентом дополнительно.
Истцом в материалы дела представлены также договор, заключенный ООО "ФИТ" и ООО "КонТЭК-Сах" N 06251649 от 01.06.2014, регламентирующий оказание услуг авто доставки на территории Сахалинской области.
Несение дополнительных расходов, касающихся перетарки, доставки бортовыми авто, мойкой машин и контейнеров и иных терминальных расходов, со стороны ООО "ФИТ" подтверждается счетами ООО "КонТЭК-САХ" N N 2020-10068 от 01.10.2020, 2020-10125 от 04.10.2020, 2020-10341 от 20.10.2020, 2020-10341 от 16.10.2020, 2020-10438 от 20.10.2020, 2020-10342 от 26.10.2020, 2020-10343 от 26.10.2020, 2020-10344 от 26.10.2020, 2020-10345 от 26.10.2020, 2020-10439 от 27.10.2020, 2020-10448 от 20.10.2020, 2020-11059 от 09.11.2020, 2020-11058 от 06.11.2020, N 2020-11228 от 11.11.2020.
Оплата указанных услуг ООО "КонТЭК-Сах" подтверждается платежными поручениями ООО "ФИТ" N N 9365 от 30.10.2020, 9795 от 11.11.2020; N 9796 от 11.11.2020, N10012 от 17.11.2020,1014 от 17.11.2020, 10308 от 24.11.2020, 10309 от 24.11.2020, 10545 от 01.12.2020, 10858 от 08.12.2020, 11093 от 15.12.2020, 11094 от 15.12.2020.
Несение расходов по счету STRA0009/206 от 10.11.2020, связанных с перетаркой контейнеров MSKU 3774095, SUDU3972404 в п. Владивосток, подтверждается счетами-фактурами и актами, выполненных работ ПАО "ВМТП" N 6180/GK от 30.10.2020 (л.д. 54-59 т. 2).
Таким образом, ООО "ФИТ" предоставило в материалы дела документы, подтверждающие несение дополнительных расходов в интересах и по поручению Клиента (письмо ООО "Страж-НН" исх. N 48 от 09.10.2020).
Касаемо счетов за организацию хранения и сверхнормативного использования контейнеров п. Корсаков.
В соответствии с п. 11.2 Договора (в редакции дополнительного соглашения N НР-2015-3 от 29.05.2019) Тарифы на услуги исполнителя (не согласованные Сторонами в Договоре и/или Приложениях к нему), документы, определяющие условия перевозки, начисления и размер платы за пользование контейнеров, в т.ч. и при выделении для перевозок в ПСЖВС, ставки надбавок к фрахту иных платежей и т.д., публикуются на сайте www.fesco.ru.
Согласно п. 11.3 Договора (в редакции дополнительного соглашения N НР-2015-3 от 29.05.2019) подписывая Договор, Клиент подтверждает, что он надлежащим образом ознакомлен с указанными в предыдущем пункте тарифами, документами и т.д., принимает их условия и руководствуется ими во взаимоотношениях с Исполнителем. Также, стороны согласны считать произведенными надлежащим образом уведомление Клиента об изменении содержания этих документов, если их новая редакция размещена на сайте www.fesco.ru. Новые условия (в т.ч. тарифы) применяются сторонами с момента, установленного в документе и обязанность отслеживания таких изменений лежит на Клиенте.
Условий использования контейнерного оборудования ООО "ФИТ" в портах Дальнего Востока РФ, утверждены Приказом N 49 от 05.05.2015, действовали на момент оказание услуг в октябре-ноябре 2020 года, размещены на официальном сайте (fesco.ru) по адресу в сети Интернет: https://www.fesco.ru/clients/schedule/conditions/.
Согласно указанным условиям нормативный срок использования контейнера составляет 10 дней в п. Корсаков, с 1-го по 10 день задержки 20-ти футового контейнера ставка составляет 500 рублей (без учета НДС).
В связи с отказом Грузополучателя в приеме груза и урегулированием вопроса с Клиентом по способу доставки возникло сверхнормативное использование по контейнерам FESU2122341, MSKU5764711, GESU3633671, в связи с чем Клиенту указанная задолженность была учтена в счетах STRA0008/20A, STRA0008/20B, STRA0007/209.
Кроме того, в связи с данными обстоятельствами возникло сверхнормативное хранение указанных контейнеров FESU2122341, MSKU5764711, TEMU2116103, CAIU2955897 в п. Корсаков, которое были выставлено Клиенту в счетах STRA0007/202, STRA0008/208, STRA0010/20E.
Несение Истцом дополнительных расходов в интересах Ответчика по хранению контейнеров подтверждается тем, что за указанные услуги по хранению спорных контейнеров Истцу также были выставлены счет-фактуры от ООО "Морская тальманская служба" (далее - ООО "МорТС"; морского порта, оказывающего услуги хранения в порту Корсаков), которое осуществляло хранение контейнеров в п. Корсаков до урегулирования с грузополучателем условий доставки груза Клиента (еврокубов), которые впоследствии были перегружены и доставлены бортовым автотранспортом в адрес Грузополучателя.
В связи с чем, Истцом представлены счета-фактуры ООО "МорТС" N 9140 от 30.09.2020 (с учетом корректировки), N 9514 от 13.10.2020, N 9988 от 26.10.2020.
Указанная задолженность за сверхнормативное использование и дополнительные расходы за хранение не включались в первоначальные счета за организацию перевозки, т.к. они выставляются в адрес Клиента только после их возникновения и после завершения перевозки.
Также ООО "Страж-НН" 26.11.2020 не оплачен счет N STRA0012/20 за сверхнормативное использование контейнеров TCKU2142010, MSKU7881960, GESU3698610, TEMU2116103, TEMU1321269 на ст. Силикатная в размере 708 долларов США, который до настоящего момента не оплачен, условия и порядок использования предусмотрен дополнительным соглашением N НР-2015-3 от 29.09.2019 к Договору.
Период сверхнормативного использования (даты выдачи и сдачи контейнеров) подтвержден материалами дела (л.д. 86-95 т. 1).
В силу п. 6.3. Договора (в редакции дополнительного соглашения N НР-2015-3 от 29.05.2019) в случае если тарифы Исполнителя, ставки сборов и штрафов установлены в валюте иной, чем российский рубль, то счета Исполнителя должны быть оплачены в рублях по курсу ЦБ РФ на дату платежа.
В рамках анализа поступлений от ООО "Страж-НН" Истцом было выявлено поступление двух оплат на общую сумму 1 028 000 руб., касающуюся оплаты основной перевозки по маршруту ст. Силикатная -п. Корсаков.
Клиент частично оплатил перевозку контейнеров по маршруту ст. Силикатная -п. Корсаков на сумму 1 028 000 руб., что подтверждается копиями платежных поручений ООО "Страж-НН" N 1284 от 21.09.2020, N 1298 от 23.09.2020.
Указанные оплаты касались оплаты основной перевозки, в связи с чем подлежали отнесению на счета STRA0009/20A; STRA0009/20B, STRA0009/20C, STRA0009/209, STRA0010/206.
Представлены акты выполненных работ N STRA0009/20H от 30.11.2020 (к счету STRA0009/20A), STRA0009/20I от 30.11.2020 (к счету STRA0009/20B), STRA0009/20J от 30.11.2020 (к счету STRA0009/20C), N STRA0009/20G от 30.11.2020 (к счету STRA0009/209), STRA0010/209 от 19.10.2020 (к счету STRA0010/206), подтверждающие оказание услуг, предоставленные по системе электронного документооборота в адрес Клиента.
После учета указанных оплат остался частично не оплаченным счет STRA0010/206 на сумму 161 600 рублей, задолженность по остальным указанным счетам STRA0009/20A; STRA0009/20B, STRA0009/20C, STRA0009/209 считается полностью погашенной со стороны Клиента.
Также Клиентом до обращения в арбитражный суд были частично оплачены доп. расходы на сумму 108 000 руб., связанные с перетаркой, и ООО "ФИТ" частично сторнировало счет к счету STRA0010/206 на основании корректировочной счет-фактуры STRA0010/20B от 10.11.2020 (на сумму 100 000 руб.), указанные оплаты и сторно были учтены при подаче иска, что следует из представленного расчета.
Учитывая изложенное, общая задолженность ООО "Страж-НН" по Договору составляет 837 210 рублей 40 копеек и 708 долларов США.
Довод ответчика о том, что срок исковой давности по требованиям об оплате задолженности истек, также правомерно отклонен судом.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определённым сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, течение срока исковой давности в отношении которых Истцом Ответчику были оказана услуги, включая дополнительно возникшие расходы, начитается с момента окончания оказания указанных услуг.
01.10.2020 перевозка груза была завершена только в отношении груза в контейнере MRKU8825697, принятого Грузополучателем АО "РусГазДобыча".
Перевозка остального груза Ответчика была завершена только в период с 23.10.2020 по 11.11.2020, что подтверждается транспортными накладными (л.д. 52-71 т. 1).
Дополнительные расходы и услуги также возникли в период с 01.10.2020 по 11.11.2020, что подтверждается представленными счетами от ООО "КонТэкСах", ООО "Морская Тальманская служба", ООО "ФИТ".
порядку. В этих случаях течение исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения этой процедуры, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Таким образом, период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Между Истцом и Ответчиком был заключён договор N ОВП-11/380 от 05.03.2011 транспортной экспедиции по организации перевозки грузов по РФ (далее -Договор) в соответствии с п. 8.2 которого все споры, возникающие в процессе исполнения Договора решаются путём переговоров. Сторона, получившая претензию, обязана рассмотреть её и в письменной форме ответить по существу претензии (подтвердить согласие на полное или частичное её удовлетворение, или сообщить о полном отказе в её удовлетворении) не позднее одного месяца с даты получения претензии.
Таким образом, настоящий спор мог быть передан на разрешение Арбитражного суда г. Москвы только после принятия Истцом мер по досудебному урегулированию, а именно по истечении одного месяца со дня получения Ответчиком претензии, следовательно, после направления Истцом в адрес Ответчика претензионного письма срок исковой давности был приостановлен до даты получения его Ответчиком и в течении одного месяца с момента получения Ответчиком данной претензии (срок на рассмотрение претензии).
22 сентября 2021 года Истец направил в адрес Ответчика досудебную претензию N исхПИД-1507, которую Ответчик получил по юридическому адресу 29 сентября 2021 года, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 6900906447503 (приобщен к материалам дела), в связи с чем, в период с 22 сентября 2021 года по 29 октября 2021 года (38 дней) течение срока исковой давности приостанавливалось.
Соответственно, срок исковой давности по требованию об оплате задолженности, возникшей 01.10.2020, истекал 08.11.2021.
Указанный довод подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 26.01.2018 N 301-ЭС17-13765 по делу N А82-10236/2016, Определением Верховного Суда РФ от 27.08.2018 N 305-ЭС18-7117(2) по делу N А40-157383/2017.
Таким образом, срок исковой давности по всему объёму требований не был пропущен Истцом, который направил исковое заявление в Арбитражный суд г. Москвы 03 ноября 2021 года, поступившим в суд 08.11.2021, что подтверждается конвертом, имеющимся в материалах дела (л.д. 134 т. 2), так как течение срока исковой давности приостанавливалось на 38 дней.
Исходя из изложенного, факт оказания услуг ответчиком подтверждается представленными в материалы дела документами, суд первой инстанции, вопреки позиции апеллянта, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения первоначального иска.
В обоснование встречного искового заявления истец по встречному исковому заявлению указывает следующее. В силу п.6.9 Договора, по окончании перевозки Исполнитель предоставляет Клиенту акты выполненных работ (оказанных услуг) и счета-фактуры по форме и в сроки, установленные действующим законодательством РФ, при этом оригиналы документов должны быть направлены Клиенту не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем окончания перевозки.
На сегодняшний день Исполнитель не предоставил Клиенту акты выполненных работ (оказанных услуг) и счета-фактуры на перевозку груза.
Помимо этого, в адрес Клиента поступила претензия от ООО "Гликоли.Ру", в которой сообщается, что часть груза в объеме 3 (три) 20ти футовых контейнера не доставлено в адрес Грузополучателя: ООО "Газпром добыча шельф Южно-Сахалинск" Киринское газодобывающее управление, 694450. Сахалинская обл.. Муниципальное образование "Городской округ Ногликский", Катанглийское участковое лесничество Ногликского лесничества - филиала ОГУ "Сахалинские лесничества", квартал 74, с требованием о возмещении суммы пропорционально Товару, в отношении которого обязательство не исполнено.
Из представленных в материалы дела Истцом документов следует, что не доставлены следующие контейнеры: MRKU 8825697 стоимость контейнера 1 841 280 рублей, MSKU 5764711 стоимость контейнера 1 879 640 рублей, GESU 3633671 стоимость контейнера 1841 640 рублей.
На основании счета STRA 0008\20 от 31.08.20 г. и счета STRA 0007\20 от 31.08.20 г. Истец оплатил за перевозку указанных контейнеров 771 000 рублей.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности". Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В адрес ответчика была направлена претензия, что подтверждается почтовой квитанцией. Претензия оставлена без удовлетворения.
Между тем, отказывая в удовлетворении встречного иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что ООО "Страж-НН" не предоставило надлежащих доказательства, подтверждающих утрату груза в заявленном размере и причинно-следственную связь между действиями ООО "ФИТ" и возникновением убытка.
Груз, перевозимый в контейнерах MSKU 8825697, MSKU 5764711, GESU 3633671, был доставлен в адрес грузополучателя, указанного ООО "Страж-НН".
Груз в контейнере MRKU8825697 был доставлен грузополучателю 01.10.2020, что подтверждается транспортной накладной от 28.09.2020 (л.д. 48-49 т. 1) и актом о выявленных нарушениях N 1 от 01.10.2020 (л.д. 78 т.1).
В связи с отказом грузополучателя принять контейнеры MSKU 5764711, GESU 3633671 требовалась перетарка груза в указанных контейнерах, которая и была произведена, в том числе по поручению ООО "Страж-НН" (исх. N 48 от 09.10.2020) (л.д. 85 т. 1), после чего груз (еврокубы с Этиленгликолем) был доставлен в адрес грузополучателя бортовыми машинами, что подтверждается транспортными накладными (л.д. 52,53,56,57, 60, 61, 66, 67, 68, 69 т. 1).
Каких-либо претензий, связанных с недоставкой груза, возникших в рамках указанной перевозки, с момента доставки груза в октябре-ноябре 2020 года до момента подачи настоящего встречного иска в адрес ООО "ФИТ" от ООО "Страж-НН" не поступало.
Кроме того, согласно ст. 13 Закон о транспортно-экспедиционной деятельности для требований, вытекающих из договора транспортной экспедиции, срок исковой давности составляет один год. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.
Согласно п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску.
По обязательствам с определённым сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения (п. 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, течение срока исковой давности в отношении требований, которые заявлены ООО "Страж-НН" в рамках встречного иска, начинается с момента окончания оказания услуг.
Перевозка груза в контейнере MRKU8825697 была завершена 01.10.2020 (груз принят Грузополучателем АО "РусГазДобыча"), что подтверждается транспортной накладной от 28.09.2020 (л.д. 48-49 т. 1) и актом о выявленных нарушениях N 1 от 01.10.2020 (л.д. 78 т.1).
Перевозка остального груза Ответчика (включая груз, прибывший в контейнерах MSKU 5764711, GESU 3633671) была завершена в период с 23.10.2020 по 11.11.2020 после его перегруза и доставки бортовым автотранспортом, что подтверждается транспортными накладными (л.д. 52-71 т. 1).
Таким образом, срок исковой давности для предъявления требований ООО "Страж-НН" о взыскании убытков касаемо утраты груза истек в период с 01.10.2021 по 11.11.2021.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
Вместе с тем, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного решения арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2022 по делу N А40-239907/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.В. Стешан |
Судьи |
О.Г. Головкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-239907/2021
Истец: ООО "ФЕСКО ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ТРАНСПОРТ"
Ответчик: ООО "СТРАЖ-НН"
Третье лицо: ООО "КОНТЭК-САХ"