г. Москва |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А41-20730/22 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пивоваровой Л.В. рассмотрел апелляционную жалобу Администрации городского округа Чехов Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2022 по делу N А41-20730/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Администрация городского округа Чехов Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к муниципальному предприятию Чеховского района "ЖКХ Чеховского района" (далее - МП "ЖКХ Чеховского района", предприятие, ответчик) о взыскании задолженности по договору аренды N 2314 от 24.04.2017 и за фактическое пользование за период с 3-го квартала 2019 г. (01.07.2019) по 3-й квартал 2020 г. (30.09.2020) в размере 46 619,25 руб., неустойки (пеней) за период с 05.09.2019 по 24.04.2020 в размере 4 030,31 руб. и процентов за период с 25.04.2020 по 10.12.2020 включительно.
Решением суда первой инстанции исковое заявление оставлено без удовлетворения.
С вынесенным решением не согласился истец и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе истец (далее также - податель жалобы) просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между администрацией (арендодатель) и МП "ЖКХ Чеховского района" (арендатор) заключен договор от 24.04.2017 N 2314 аренды земельного участка общей площадью 3 495 кв. м, с кадастровым номером 50:31:0030237:5, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - "под водозаборный узел", расположенного по адресу: Московская обл., Чеховский район, сельское поселение Любучанское, поселок Мещерское, ул. Покровское, участок 1г, сроком с 24.04.2017 по 24.04.2020.
В соответствии с пунктом 3.1 договора аренды размер арендной платы определяется в соответствии с приложением N 1 к договору, который является его неотъемлемой частью.
Согласно пункту 3.3 договора аренды арендная плата вносится арендатором в полном объеме ежеквартально до 15 числа последнего месяца текущего квартала включительно.
В соответствии с пунктом 4.4.4 договора аренды, арендатор принял на себя обязательство уплачивать арендную плату в размере и сроки, установленные договором.
Пунктом 5.2 договора аренды предусмотрено, что за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Администрация, ссылаясь на наличие задолженности по договору аренды за период с 3-го квартала 2019 г. (01.07.2019) по 3-й квартал 2020 г. (30.09.2020) в размере 46 619,25 руб., направила в адрес ответчика претензию от 16.12.2020 N 206 с требованием об оплате задолженности и начисленной неустойки.
Поскольку требования указанной претензии ответчиком в добровольном порядке не исполнены, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на неверный расчет администрацией размера арендной платы.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Из пункта 1 статьи 607 названного Кодекса следует, что в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты.
В силу пункта 1 статьи 614 названного Кодекса арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В соответствии со статьями 309 и 310 названного Кодекса обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства допускается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, её компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
В пункте 19 названного постановления также отмечено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
Плата за пользование земельным участком в настоящем случае является регулируемой, то есть исчисляемой на основании норм действующего законодательства.
Соответственно, в настоящем случае независимо от условий договора аренды арендная плата должна исчисляться на основании норм законодательства.
Апелляционный суд считает верным расчет арендной платы, произведенный судом первой инстанции, в силу следующего.
Согласно пункту 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 названного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Исходя из содержания пункта 2 статьи 49 названного Кодекса к указанным объектам, в том числе относятся объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Размер арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, определяется в соответствии с Правилами определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 названных Правил арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Министерство экономического развития Российской Федерации во исполнение данного пункта Правил, утвержденных постановлением N 582, издало приказ от 23.04.2013 N 217, которым утвердило ставку арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Согласно договору аренды от 24.04.2017 N 2314 аренды земельный участок с кадастровым номером 50:31:0030237:5 предоставлен ответчику для размещения водозаборного узла.
Ввиду изложенного суд первой инстанции обоснованно указал, что предоставленный ответчику земельный участок используется им для размещения объекта коммунального хозяйства.
В этой связи истец не вправе требовать от ответчика внесения арендной платы, превышающей ставку, установленную приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23.04.2013 N 217.
Также суд первой инстанции учел, что решением Совета депутатов городского округа Чехов Московской области от 25.07.2019 N 52/10-2019 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории городского округа Чехов" (далее - решение от 25.07.2019 N 52/10-2019) установлено, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в расчете на год определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах 0,01 процента кадастровой стоимости в отношении земельных участков, которые предоставлены (заняты) для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе административных зданий, строений, сооружений, предназначенных для электротепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, насосных станций, канализационной сети, очистных сооружений, трансформаторных подстанций, газораспределительных пунктов и котельных. Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, которые предоставлены (заняты) для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства, в том числе административных зданий, строений, сооружений, предназначенных для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, насосных станций, канализационной сети, очистных сооружений, трансформаторных подстанций, газораспределительных пунктов и котельных, на период реконструкции таких объектов в расчете на год определяется исходя из кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в процентах, равных 0 процентов кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 38 Устава городского округа Чехов Московской области Муниципальные правовые акты городского округа Чехов вступают в действие со дня их принятия (издания) либо со дня, указанного в самом акте.
Согласно официальному сайту Администрации городского округа Чехов датой принятия решения от 25.07.2019 N 52/10-2019 является 29.07.2019, а датой размещения на сайте является 10.09.2019.
Пунктом 3.10 решения от 25.07.2019 N 52/10-2019 установлено, что определение арендной платы, в том числе и для ранее заключенных договоров аренды, с применением нового порядка определения арендной платы или с применением новых значений показателей (кадастровая стоимость земельного участка, размер уровня инфляции, Кд, Пкд, Км, Аб) осуществляется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый порядок определения размера арендной платы или новые значения показателей.
Учитывая, что решение от 25.07.2019 N 52/10-2019 принято 29.07.2019, размещено на сайте 10.09.2019, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что расчет арендной платы исходя из 0,01 % кадастровой стоимости земельного участка по спорному договору аренды необходимо производить с 2020 года, в целях равноправия сторон и баланса интересов.
Таким образом, арендная плата по договору аренды за период с 01.07.2019 по 31.12.2019 должна рассчитываться с учетом положений Приказа от 23.04.2013 N 217, то есть исходя из 0,7% от кадастровой стоимости земельного участка, а за период с 01.01.2020 по 24.04.2020 исходя из ставки 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка.
Обоснованно произведя перерасчет задолженности с учетом положений пункта 2 статьи 49 ЗК РФ, Правил N 582, Приказа N 217, а также Решения Совета депутатов городского округа Чехов Московской области от 25.07.2019 N 52/10-2019 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков на территории городского округа Чехов", суд первой инстанции исчислил задолженность по арендной плате за период с 3 квартала 2019 года по 24.04.2020 в размере 8 844,44 руб., неустойки в размере 774,8 руб.
Исходя из вышеизложенных норм, судом первой инстанции также произведен расчет неосновательного обогащения за пользование земельным участком за период с 25.04.2020 по 30.09.2020, размер которого составил 108 руб. 70 коп, проценты за период с 25.04.2020 по 10.12.2020 включительно составили 1 руб. 97 коп.
Факт пользования спорным земельным участком в период с 3-го квартала 2019 г. (01.07.2019) по 3-й квартал 2020 г. (30.09.2020) ответчиком в отзыве на исковое заявление не оспаривается.
Судом установлено и следует из представленного истцом в материалы дела расчета задолженности, что ответчиком платежными поручениями от 09.06.2020 и 23.07.2020 оплачено 16 308 руб. 19 коп и 11 598 руб. 79 коп, соответственно, арендных платежей, а также 4 183 руб. 05 коп и 3 343 руб. 75 коп пени.
Таким образом, исходя из произведенного судом расчета, с учетом внесенных ответчиком платежей, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к верному выводу об отсутствии на стороне ответчика задолженности.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерные выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13.07.2022 по делу N А41-20730/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Чехов Московской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20730/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ
Ответчик: МП "ЖКХ Чеховского района", МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЧЕХОВСКОГО РАЙОНА"