город Ростов-на-Дону |
|
18 октября 2022 г. |
дело N А53-5938/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии: от ООО "Азов ВКС ЮГ" Шишков В.П. по доверенности от 19.06.2020, паспорт;
от администрации г. Азова Ростовской области Бельченко К.М. по доверенности от 05.10.2021, диплом, паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Азов ВКС ЮГ"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2022 по делу N А53-5938/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Азов ВКС ЮГ" (ИНН 6140030687, ОГРН 1106188001611)
к администрации г. Азова Ростовской области
при участии третьи лица: департамента имущественных земельных отношений Администрации г.Азова (ИНН 6140000516, ОГРН 1026101794377), муниципального предприятия "Азовводоканал" (ИНН 6140000097, ОГРН 1026101790846)
о признании недействительным ненормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Азов ВКС ЮГ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением:
- о признании недействительным отказа Администрации г.Азова Ростовской области (далее - Администрация) в утверждении проекта постановления об определении Общества гарантирующим поставщиком на территории Юго-Восточной промышленной зоны города Азова;
- о признании Администрацией Общества гарантирующим поставщиком в области водоотведения на территории Юго-Восточной промышленной зоны города Азова, внесении изменения в постановление администрации г.Азова N 2212 от 25.10.2013.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2022 в удовлетворении заявления Общества было отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что судом не исследованы обстоятельства по делу, выводы не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Судом не дана надлежащая правовая оценка, представленным Обществом документам, в том числе заключению экспертизы, согласно которому Общество осуществляет первичную очистку стоков.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме.
Представитель Администрации просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Департамент имущественных земельных отношений Администрации и МП "Азовводоканал", извещённые надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Департамента имущественных земельных отношений Администрации и МП "Азовводоканал", надлежащим способом извещённых о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Общество на основании договора N 832 аренды объектов нежилого фонда, находящихся в муниципальной собственности г.Азова от 06.12.2010 пользуется частью центральной канализации с профильным оборудованием, предназначенным для приёма, перекачки и транспортировке стоков, а именно ГКНС "ЮВПЗ" с напорными коллекторами.
Согласно приказу УФАС по Ростовской области N 1274/19 от 30.09.2019 Общество внесено в реестр естественных монополий в области водоотведения.
Согласно Постановлению Администрации от 25.10.2013 N 2212 гарантирующей организацией в области водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования город Азов определено МП "Азовводоканал".
Постановлением Администрации от 15.02.2019 N 224 утверждены "Схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Азов" до 2028 года".
Согласно пункту 9.3 схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Азов", в схеме водоотведения города, в зависимости от рельефа местности и сложившихся условий эксплуатации, сложились шесть основных бассейнов - зон водоотведения, куда входят самотечные и напорные канализационные коллекторы и канализационные насосные станции.... Одна из этих зон "Юго-восточная промышленная зона" ГКНС "ЮВПЗ" (находится в аренде и эксплуатируется Обществом) перекачка сточных вод от предприятий Юго-Восточной промышленной зоны в к/коллектор К7 и далее на ОСК.".
На территории данной зоны МП "Азовводоканал" не располагает сетями водоотведения и не может считаться гарантирующим поставщиком услуг водоотведения, так как не имеет технологического подключения к канализации ООО "Фрито Лей Мануфактуринг" г.Азов, иных абонентов, услуги водоотведения выполняет Общество.
Общество неоднократно направляло в адрес Администрации требования о пересмотре Постановления Администрации от 25.10.2013 N 2212 в части наделения Общества статусом гарантирующей организации в области водоотведения на территории Юго-Восточной промышленной зоны города Азова, поскольку Общество эксплуатирует на территории указанной зоны систему центральной канализации, имеет наибольшее число заключённых договором, МП "Азовводоканал" не имеет объектов центральной канализации и не эксплуатирует их.
17.09.2020 Общество направило в адрес Администрации проект постановления об определении Общества гарантирующим поставщиком на территории Юго-Восточной промышленной зоны города Азова.
Согласно ответу Администрации от 12.04.2021 N 50/04-10/1520 Обществу было отказано в рассмотрении проекта постановления в связи с тем, что договор аренды с Обществом расторгнут.
Решением Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-23322/2021 отказ Администрации был признан недействительным и на Администрацию возложена обязанность рассмотреть проект постановления Общества о наделении его статусом гарантирующего поставщика на территории Юго-Восточной промышленной зоны города Азова.
Согласно ответу Администрации от 23.12.2021 N 50/04-10/5734 проект рассмотрен, в признании Общества гарантирующим поставщиком на территории Юго-Восточной промышленной зоны города Азова отказано. Отказ мотивирован тем, что в схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Азов", территория города условно поделена на районы. Территория, о которой идёт речь в Схеме водоснабжения и водоотведения, обозначена как Юго-Восточный промышленный район.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу положений статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Постановлением Администрации от 25.10.2013 N 2212 муниципальное предприятие "Азовводоканал" наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования "Город Азов".
Согласно пунктам 4 и 5 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 644) холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.
Договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Во исполнение вышеуказанных Правил между муниципальным предприятием "Азовводоканал" и абонентами заключены единые типовые договоры холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно Генеральному плану города Азова, утверждённого решением Азовской городской Думы от 02.06.20008 N 240, территория города Азова не имеет делений на районы, в "Схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Азов" территория города условно поделена на районы.
Территория, в отношении которой Общество требует признать себя гарантирующим поставщиком, обозначена как Юго-Восточный промышленный район.
К централизованной системе водоотведения МП "Азовводоканал" в Юго-Восточном промышленном районе подключены 134 абонента с которыми заключены договоры холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно письму Общества от 23.08.2021 N 47 к системе водоотведения ГКНС, находящейся в аренде у Общества подключены лишь 4 абонента.
Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле не оспариваются.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Доказательства того, что МП "Азовводоканал" не соответствует требованиям части 2 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ и не является легитимным гарантирующим поставщиком, в том числе и на территории Юго-Восточного промышленного района, в материалы дела не представлены.
В силу пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно подпунктам 28, 28.1 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ под водоотведением следует понимать приём, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; последняя, в свою очередь, представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, также централизованная система водоотведения поселения или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения или городского округа.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 постановления Правительства N 644, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод определена как "транзитная организация".
Пунктом 25 постановления Правительства N 644 предусмотрено, что организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять приём сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
В силу положений пунктов 2, 6 и 15 статьи 2 и статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ, для определения гарантирующей организации из числа организаций, эксплуатирующих отдельные объекты централизованной системы водоотведения, необходимо установить организацию, осуществляющую водоотведение, то есть весь технологический цикл, включающий прием, транспортировку и очистку сточных вод. В случае, если для соответствующей централизованной системы таких организаций будет несколько, следует учитывать количество присоединенных абонентов к ее сетям.
06.12.2010 между Департаментом имущественных отношений потребительского рынка и малого бизнеса Администрации и Обществом был заключён договор N 832 аренды объектов нежилого фонда, находящегося в муниципальной собственности, согласно которому Обществу на праве аренды была передана ГКНС с напорными коллекторами в Юго-Восточной промзоне города Азова.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 30.06.2021 N 29/5 для Общества был установлен тариф на транспортировку сточных вод в размере 9 руб. 36 копеек. (без НДС).
13.10.2021 между МП "Азовводоканал" и Обществом заключён типовой договор по транспортировке сточных вод.
Таким образом, Общество в силу своей деятельности отвечает признакам транспортирующей (транзитной) организации, соответственно не имеет законных оснований для наделения статусом гарантирующего поставщика. Факт того, что Общество в силу своей деятельности является транспортирующей организацией также следует из Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 26.04.2021 N 400/21, предостережением Азовской межрайонной прокуратуры от 10.11.2020 и постановлением УФАС России по Ростовской области о привлечении к административной ответственности Общества от 12.01.2021.
В рамках дела Арбитражном суде Ростовской области N А53-24772/2020, судами был рассмотрен вопрос о статусе Обществаю согласно выводов судов Общество было признано транспортирующей организацией. При этом, отсутствие у Общества на каком-либо праве очистных сооружений препятствует признанию его гарантирующей организацией, поскольку очистка сточных вод является неотделимым этапом водоотведения.
Таким образом, оснований для признания недействительным отказа в утверждении проекта постановления об определении Общества гарантирующим поставщиком на территории Юго-Восточной промышленной зоны города Азова не имеется.
Довод Общества о выводах эксперта, изложенных в заключении от 17.05.2022 N 11/05/22-СТЭ, согласно которому Общество является организацией ВКХ, осуществляющей водоотведение, апелляционный суд находит необоснованным в силу представленных в материалы дела доказательств о фактически осуществляемом Обществом виде деятельности и перечень имущества, находящегося в пользовании Общества.
С учётом изложенного, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу, что оспариваемый отказа Администрации соответствует действующим нормам права и не нарушает прав и законных интересов Общества, в связи с чем заявленные требования Общества удовлетворению не подлежат.
Доводы апелляционной жалобы Общества, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу части 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесённые лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьёй.
В силу статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины, подлежащий уплате Обществом, составляет 1500 рублей.
Обществом при подаче апелляционной жалобы по квитанции от 29.08.2022 была уплачена государственная пошлина в размере 3000 рублей.
С учетом изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 руб., подлежат отнесению на Общество. При этом, излишне уплаченная по квитанции от 29.08.2022 государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату Обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2022 по делу N А53-5938/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Вернуть обществу с ограниченной ответственностью "Азов ВКС ЮГ" (ИНН 6140030687, ОГРН 1106188001611) из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции от 29.08.2022 (N 6012114033) государственную пошлину в сумме 1500 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5938/2022
Истец: ООО "АЗОВ ВОДОПРОВОДНО-КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЮГ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. АЗОВА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Департамент имущественно-земельных отношений администрации города Азова, Муниципальное предприятие "Азовводоканал"