г. Санкт-Петербург |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А56-27591/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зотеевой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Чаус В.А. по доверенности;
от ответчика: Гусаков Д.Б. по доверенности;
рассмотрев по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, дело по заявлению товарищества собственников жилья "Комендантский, 13"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Комендантский, 13" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Комендантский, 13") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - административный орган, Инспекция) от 25.02.2022 по делу об административном правонарушении N 478/22, предусмотренном статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 18.05.2022, принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении заявления Обществу отказано. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 16.06.2022.
Не согласившись с вынесенным решением, Товариществом подана апелляционная жалоба, в которой оно просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе Общество сослалось на процессуальные нарушения, допущенные административным органом при проведении проверки.
Определением от 05.09.2022 апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции в связи с тем, что при принятии решения в материалах дела отсутствовали материалы дела об административном правонарушении в полном объеме.
При рассмотрении дела по правилам суда первой инстанции представитель заявителя требования поддержал.
Представитель Инспекции требования не признал, поддержал доводы, изложенные в ранее представленном письменном отзыве, к которому приложены материалы дела об АП в электронном виде.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
Инспекцией 28.12.2021 на основании распоряжения от 03.12.2021 N 09/21/783-р в целях проверки фактов, изложенных в обращениях от 18.11.2021 вх. N 08-1126502/21-0-0, от 26.11.2021 вх. N ОБ-21416-5/21-0-0, от 24.11.2021 вх. N ОБ-25963--/21-0-0 по вопросу нарушения обязательных требований жилищного законодательства в отношении ТСЖ "Комендантский, 13" по адресу: Санкт-Петербург, Комендантский пр., д. 13, к.1 проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), а именно:
- в парадной 1 имеется сквозное отверстие в дверном проеме на переходной балкон 25 этажа, наличие надписей (граффити) и разрушение ограждения балкона, а также отсутствие освещения в помещении, ведущем на переходные балконы 14 и 25 этажей; на 1 этаже не закрыт электрический щиток с кабелями; частичное отслоение штукатурного и окрасочного слоя стен на 3, 21, 24 этажах эвакуационной лестницы, лифтового холла 25 этажа; неисправность внутренней двери и разрушение дверного откоса над дверью лифтового холла 25 этажа; частичные разрушения пола на эвакуационной лестнице 2 - 4, 10, 11, 22 - 25 этажах; отсутствие эвакуационной лестницы освещения на 2, 3, 10, 11 18 этажах, что является нарушением пунктов 4.7.2, 5.6.2, 4.2.3.1, 3.2.8, 4.8.12, 4.4.1 Правил N 170;
- в парадной 7 имеется частичное отслоение штукатурного и окрасочного слоя стен в межквартирных переходах на 6 и 17 этажах; надписи (граффити) на стенах эвакуационной лестницы на 17 этаже; отслоения окрасочного слоя потолка на переходном балконе 15 этажа, что является нарушением пунктов 3.2.8, 4.2.3.1, 4.3.2 Правил N 170;
- в парадной N 5 имеется частичное отслоение штукатурного и окрасочного слоя стен, разрушение штукатурки в межквартирных переходах и лифтовых холлах 2, 3, 6, 13 этажей; неисправность доводчика двери из лифтового холла в помещение мусоропровода 13 этажа; неисправность освещения на 2, 3, 6 этажах, что является нарушением пунктов 3.2.8, 4.8.12, 5.6.2 Правил N 170;
- в парадной N 6 частичное отслоение штукатурного и окрасочного слоя стен, трещины в штукатурке тамбура и лифтовых холлов 1 этажа, чем нарушен пункт 3.2.8 Правил N 170;
- неисправность магнитных замков входных дверей парадных 5 и 6, чем нарушен пункт 4.8.12 Правил N 170.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 28.12.2021 N 09/21/783-р с приложением фотоотчета.
По факту выявленных нарушений административным органом в отношении ТСЖ "Комендантский, 13" 07.02.2022 составлен протокол N 09/21/783-р об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Постановлением Инспекции от 25.02.2022 по делу об административном правонарушении N 478/22 ТСЖ "Комендантский, 13" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Товарищество оспорило его в судебном порядке.
Оценив представленные доказательства, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом указанного административного правонарушения является в силу положений части 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в том числе товарищество собственников жилья в случае, если не выбран иной способ управления многоквартирным домом.
При управлении многоквартирным домом товарищество собственников жилья несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и должно обеспечивать, в том числе соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N491), общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил N 491 определено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается путем заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с пунктом 2 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно Уставу, утвержденному решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, ТСЖ создано в целях совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, в том числе обеспечения надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Факт нарушения ТСЖ "Комендантский, 13" пунктов 3.2.8, 4.2.3.1, 4.3.2, 4.4.1, 14.7.2, 4.8.12, 5.6.2 Правил N 170 подтверждается материалами дела, в том числе актом проверки от 28.12.2021, протоколом N 09/21/783-р об административном правонарушении от 07.02.2022, фотоматериалами и иными материалами административного дела и Товариществом по существу не опровергнут.
В данном случае именно ТСЖ является лицом, ответственным за соблюдение требований и нормативов по содержанию и обслуживанию жилого фонда, в том числе по соблюдению требований вышеназванных Правил.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины ТСЖ "Комендантский, 13" во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах в действиях ТСЖ "Комендантский, 13" имеется состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения ТСЖ "Комендантский, 13" к административной ответственности апелляционным судом не установлено, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Доводы подателя жалобы о том, что Инспекцией вынесено два идентичных по содержанию распоряжения о проведении проверки, но имеющих разные даты завершения проверок: 20.12.2021 и 29.12.2021, что противоречит нормам Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" подлежат отклонению.
Действительно, Инспекцией было вынесено два распоряжения о проведении проверки от 03.12.2021 N 09/21/783-р идентичных по содержанию, но имеющих разные даты завершения проверки.
Между тем, как указала Инспекция, на основании первоначального распоряжения с датой окончания проверки - 20.12.2021 провести проверку в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ не представилось возможным по причине отсутствия законного представителя ТСЖ.
В целях соблюдения процессуальных прав Товарищества Инспекций вынесено повторное распоряжение с тем же номером и от той же даты, но с датой окончания проверки 29.12.2021. Уведомление о проведении проверки, а также распоряжение вручены Товариществу, что последним не оспаривается. Проверка проведена при участии законного представителя Товарищества. Таким образом, права Товарищества в данном случае Инспекцией соблюдены.
При этом распоряжение о проведении проверки полностью соответствует требованиям части 2 статьи 14 Закона N 294-ФЗ, проверка была проведена Инспекцией за один день - 28.12.2021, вынесение двух идентичных распоряжений с разными датами завершения проведения проверки в рассматриваемом случае не привело к нарушению прав проверяемого лица, в связи с чем не может служить основанием для признания незаконными результатов проверки.
Апелляционный суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усматривает оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Выводы суда согласуются с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение как малозначительное, Товариществом не представлено.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение, поскольку ненадлежащее содержание общего имущества МКД посягает на охраняемые общественные отношения в жилищной сфере и нарушает права граждан на комфортное и безопасное проживание в многоквартирном доме.
Штраф назначен административным органом Товариществу в размере 40 000 руб., что является минимальной санкцией, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ.
По мнению апелляционного суда, штраф в указанном размере отвечает признакам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 6.1 статьи 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 июня 2022 года по делу N А56-27591/2022 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27591/2022
Истец: ТСЖ "КОМЕНДАНТСКИЙ, 13"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт?Петербурга