19 октября 2022 г. |
Дело N А84-1853/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 19 октября 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мунтян О.И.,
судей Зарубина А.В.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Талановой Ю.П.,
лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 июля 2022 года по делу N А84-1853/2022,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севтеплоэнерго" (далее - ГУПС "Севтеплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 30 марта 2022 года выделены в отдельное производство требования ГУПС "Севтеплоэнерго" о взыскании с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя задолженности за поставленную тепловую энергию по объекту - квартиру, расположенную по адресу: г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50, за период с ноября 2020 по апрель 2021 в размере 8 315,65 руб.; сумму пени за объект - квартиру, расположенную по адресу: г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50, за период с 12.08.2021 по 19.11.2021 в размере 316,63 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, судом привлечено - Федеральное государственное казенное учреждения "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 21 июля 2022 года исковые требования удовлетворены.
Взысканы с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ГУПС "Севтеплоэнерго" задолженность за поставленную тепловую энергию по объекту - квартира, расположенная по адресу: г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50, за период с ноября 2020 по апрель 2021 в размере 8 315,65 руб., пени за период с 12.08.2021 по 19.11.2021 в размере 316,63 руб., а также государственная пошлина в размере 204,00 руб.
Не согласившись с указанным решением суда, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что договор между сторонами на поставку тепловой энергии по адресу г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50 не заключался, сведения о право собственности в ЕГРН не зарегистрировано. Данные доказательства, свидетельствуют об отсутствии у города федерального значения Севастополя, в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, зарегистрированного права на объект недвижимости расположенный по адресу г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50, в указанный период, как и следствие, отсутствие обязательств по внесению платы за поставленную тепловую энергию.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2022 апелляционная жалоба принята к производству, назначено судебное заседание.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся представителей сторон по имеющимся в деле материалам.
Законность решения суда первой инстанции проверена в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
При повторном рассмотрении дела апелляционным судом установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Севастополя от 15.07.2014 N 142 создано Государственное унитарное предприятие города Севастополя "Севтеплоэнерго".
Согласно уставу предприятия, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 28.01.2015 N 53-ПП, предприятие создано с целью обеспечения эффективного управления собственностью города Севастополя, осуществления, производства, транспортировки и поставки тепловой энергии всем категориям потребителей, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.
ГУПС "Севтеплоэнерго" осуществляло в период с ноября 2020 по апрель 2021 подачу тепловой энергии по объекту, квартира, общей площадью 30,0 кв.м., расположенной по адресу: г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50, являющиеся государственной собственностью города федерального значения Севастополя, что подтверждается актами поставки тепловой энергии от 25.06.2021 N ФП-06190, от 25.06.2021 N ФП-06192.
На основании указанных актов поставки ГУПС "Севтеплоэнерго" выставило Департаменту счета на оплату от 25.06.2021 N ФП-06190, от 25.06.2021 N ФП-06192 на общую сумму 8 315,65 руб.
23.09.2021 предприятие направило в адрес ответчика претензию от 23.09.2021 с требованием об оплате образовавшейся задолженности за услуги теплоснабжения по адресу: г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет собственник.
В соответствии с предоставленными в материалы дела сведениями из Единого государственного реестра недвижимости в отношении спорного объекта недвижимости 25.11.2019 квартире присвоен кадастровый номер 91:04:022001:970, однако какие-либо записи о правах отсутствуют.
Согласно предоставленным ГУП города Севастополя "Бюро технической инвентаризации" сведениям право собственности на спорный объект по состоянию на 18.03.2014 не зарегистрировано.
Вместе с тем, спорное имущество начиная с 18.03.2014 находилось в собственности города федерального значения Севастополя на основании закона, поскольку в силу пункта 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя, а в силу статьи 2 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" право коммунальной собственности территориальных громад признается правом государственной собственности города Севастополя.
Департаментом не предоставлены доказательства передачи спорного имущества в федеральную собственность или иного основания прекращения права.
Кроме того, решением Арбитражного суда города Севастополя от 11 января 2021 года по делу N А84-5822/2019 судом установлен факт государственной регистрации права города федерального значения Севастополя на квартиру, расположенную по адресу: г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, материалами дела подтверждается факт государственной регистрации права города федерального значения Севастополя на квартиру, расположенную по адресу: г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50.
Согласно пункту 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Частью 1 статьи 126, статьей 214 ГК РФ предусмотрено, что субъект Российской Федерации отвечает по своим обязательствам, принадлежащим ему на праве собственности имуществом, составляющем государственную казну.
Подпунктом "д" пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право управлять и распоряжаться собственностью субъекта Российской Федерации.
Поскольку от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (часть 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом. Такой правовой подход подтвержден Верховным Судом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона города Севастополя от 07.08.2014 N 56-ЗС "Об основах управления государственным имуществом города Севастополя", пункту 7 части 2 статьи 34 Устава города Севастополя Правительство Севастополя управляет и распоряжается государственным имуществом города Севастополя.
Исходя из статьи 3, пункта 1 статьи 6 Закона N 56-ЗС от имени города Севастополя полномочия по управлению и распоряжению государственным имуществом города Севастополя осуществляют Правительство Севастополя и уполномоченные им исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, Департамент - исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжению государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Департамент является стороной правоотношений в сфере аренды, приватизации собственности города Севастополя, иных правоотношений имущественного характера, стороной в которых является город Севастополь (пункт 1.8 Положения).
Департамент осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 4.2 Положения), а также выступает от имени города Севастополя в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением имуществом и земельными участками, находящимися в собственности города Севастополя (пункт 4.61 Положения).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что надлежащим лицом, представляющим город Севастополь в настоящем экономическом споре по денежным обязательствам, связанным с оплатой коммунальных расходов на содержание нежилых помещений, находящихся в собственности города Севастополя, является Департамент.
В соответствии с положениями статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N190-ФЗ) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что подписанный между сторонами договор на поставку тепловой энергии по адресу: г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50 отсутствует.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 2 информационного Письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцептом абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Кроме того, из информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 следует, что отсутствие письменного договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности своевременно произвести оплату фактически принятой энергии.
Проанализировав вышеизложенные нормы законодательства и разъяснения высших судебных инстанций, суд приходит к выводу о том, что сложившиеся между ресурсоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии в квартире по адресу: г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50, фактические отношения по передаче коммунального ресурса по присоединенной сети, следует рассматривать как договорные.
Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
Так, согласно пункту 33 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила N 808), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808, потребители оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом "О теплоснабжении", за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения: 35 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, и 50 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения последнего числа текущего месяца; оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
Актами поставки тепловой энергии от 25.06.2021 N ФП-06190, от 25.06.2021 N ФП-06192, подтверждается факт потребления по адресу: г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50, в период с ноября 2020 по апрель 2021, тепловой энергии на общую сумму 8 315,65 руб.
Представленный истцом расчет объема поставленной (потребленной) теплоэнергии, произведенный по нормативам потребления, судом проверен и признан обоснованным.
При этом, ответчик со своей стороны верность указанного расчета не оспорил и контррасчет не представил.
Доказательства, свидетельствующие о том, что в спорный период поставка теплового ресурса в указанные нежилые помещения осуществлялась иной теплоснабжающей организацией, наряду с доказательством оказания услуг по теплоснабжению в данный период ненадлежащего качества, в материалы не представлены.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Наличие задолженности в размере 8 315,65 руб. в периоды с ноября 2020 года по апрель 2021 года подтверждено ГУПС "Севтеплоэнерго" надлежащими доказательствами (актами поставки тепловой энергии). Доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено.
Таким образом, исковые требования в части взыскания задолженности за поставленную тепловую энергию за период с ноября 2020 года по апрель 2021 года обоснованно удовлетворены судом первой инстанцией в заявленном размере.
Кроме того, решением Арбитражного суда города Севастополя от 11 января 2021 года по делу N А84-5822/2019 с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ГУПС "Севтеплоэнерго" взыскана задолженность за поставленную тепловую энергию по объекту - квартиру, расположенную по адресу: г. Севастополь, ул. Титова, д. 63, кв. 50, за период с ноября 2015 года по апрель 2020 года.
Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства по своевременной оплате потребления тепловой энергии, ГУПС "Севтеплоэнерго" заявлено требование о взыскании законной неустойки в размере 316,63 руб.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (статья 330 ГК РФ).
В силу статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 9.1 статьи 15 Закона N 190-ФЗ потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии с расчетом ГУПС "Севтеплоэнерго", размер неустойки за период с 12.08.2021 по 19.11.2021 составляет 316,63 руб.
Указанный расчет судом проверен и признан арифметически верным и обоснованным.
Ответчик контррасчет не предоставил, ходатайство о снижении размера неустойки не заявлено.
Поскольку факт нарушения ответчиком денежного обязательства подтвержден материалами дела, то требование о взыскании пени размере 316,63 руб. правомерно удовлетворен судом первой инстанции.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 21 июля 2022 года по делу N А84-1853/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Мунтян |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1853/2022
Истец: ГУП ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ СЕВТЕПЛОЭНЕРГО
Ответчик: Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРЫМСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ