г. Москва |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А40-93039/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей: |
Кочешковой М.В., Суминой О.С., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Балтийская медицинская компания"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2022 по делу N А40-93039/22,
по заявлению ООО "Балтийская медицинская компания"
к Московской областной таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Смирнова И.М. по доверенности от 21.12.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Балтийская медицинская компания" (далее также - Общество, ООО "БМК") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Московской областной таможни (далее также - таможенный орган, таможня, МОТ) от 29.12.2021 N 56-12/5400 об отказе во внесении изменений в декларацию на товары N 10013160/040220/0048548 (далее также - ДТ).
Решением суда первой инстанции от 12.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с указанным решением не согласилось и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал обжалуемое решение суда первой инстанции.
Представитель заявителя, извещенного о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителя заинтересованного лица, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, ООО "БМК" обратилось на Московский областной таможенный пост (центр электронного декларирования) МОТ с заявлением от 12.10.2021 о корректировке ДТ N 10013160/040220/0048548 в отношении товара N 2 КАРТРИДЖ МЕДИЦИНСКИЙ БИКАРБОНАТНЫЙ DIACART 650G, DIACART 750G ПРОИЗВ.: "SERUMWERK BERNBURG VERTRIEBS GMBH" (далее также - товар).
Согласно ответу от 29.12.2021 N 56-12/5400 таможенный орган отказал во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, указав в обоснование на несоблюдение установленных действующим законодательством условий для предоставления освобождения от уплаты НДС в отношении товара, в связи с чем посчитал подлежащим применению ставку НДС в размере 20%.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "БМК" в Арбитражный суд города Москвы.
На основании положений ч.1 ст.198 АПК РФ, ч.4 ст.200 АПК РФ для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия совокупности указанных обстоятельств.
Согласно подп.1 п.2 ст.145 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по Перечню, утверждаемому Правительством РФ, в том числе важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий.
Освобождение от налогообложения в отношении важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий применяется при предоставлении регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 (согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 301, действующему до 01.01.2017) также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
В соответствии с абз.2 подп.2 ст.150 НК РФ ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в подп.1 п.2 ст.149 НК РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, также не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся по ее юрисдикцией, не подлежит обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее также - Перечень).
Для целей применения раздела I настоящего Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31.12.2021 государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Освобождение от налогообложения товаров согласно Перечню осуществляется на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Пунктом 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Регистрация медицинских изделий осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее также - Правила государственной регистрации медицинских изделий).
Исходя из п.6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Для целей применения разделов II - IV настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034- 2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).
Как усматривается из материалов дела, по рассматриваемой ДТ задекларированы товары с наименованием "медицинское изделие: картридж медицинский бикарбонатный, DIACART, DIABOX; код ОКПД 2 32.50.21.130", код ТН ВЭД ЕАЭС "9018 90 300 0".
Заявленный Обществом код ТН ВЭД ЕАЭС "9018" включен в пункт 14 раздела I Перечня "Медицинские изделия", данному коду соответствует код ОКП 94 4400.
Между тем, соответствие задекларированного товара коду ОКП 94 4400 Обществом документально не подтверждено.
Регистрационное удостоверение от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600 с неограниченным сроком действия выдано Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения на "медицинское изделие - картридж медицинский бикарбонатный" (код (ОКП) ОК 005-93 93 9800), что подтверждает регистрацию товара в качестве медицинского изделия.
Приказом Госстандарта от 31.01.2014 N 14-ст код ОКП 93 9800 упразднен. Указание на код ОКП 93 9800 в п.14 Перечня отсутствует.
К своему обращению в таможенный орган Общество приложило декларацию соответствия от 14.01.2020 N RA.RU.11АД37 (РОСС RU ДDЕ.АД37.В.23496/20), выданную органом по сертификации продукции "Красно Дар" ООО "ИД Контроль", сертификат соответствия РОСС DE.HB61.H19684 с 10.02.2021 по 09.02.2024, выданный ООО "Цетрим", данные документы приняты в отношении ООО "ДМК".
Вместе с тем у таможенного органа имеется полученная от Росздравнадзора информация о том, что обращений с целью внесения изменений в регистрационное досье (в регистрационное удостоверение от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600), в том числе в части замены кода с ОКП 93 9800 на новый код в адрес последнего не поступало.
При наличии оснований для внесения изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье (в случае переоформления регистрационного удостоверения), в регистрационном удостоверении будет указан код ОКПД 2, соответствующий медицинскому изделию.
Ввиду несоответствия кода ОКП, указанного в регистрационном удостоверении медицинского изделия, коду ОКП, содержащемуся в Перечне, Обществом не соблюдены установленные условия для освобождения ввоза медицинских изделий от обложения НДС.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимого товара.
Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 (далее также - Правила), предусмотрена возможность изменения кода Общероссийской классификации продукции для медицинского изделия, в документы, содержащиеся в регистрационном досье.
На основании п.54 Правил регистрационное досье формируется, в том числе из копии регистрационного удостоверения.
Приказом Росздравнадзора от 06.05.2019 N 3371 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации медицинских изделий (далее также - Административный регламент).
Формой заявления о внесении изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье (приложение N 4 к Административному регламенту) также предусмотрено внесение изменений в части сведений о коде Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (графа 10 заявления).
Пунктом 58 Правил установлено, что регистрирующий орган размещает информацию, связанную с внесением изменений в документы, содержащиеся в регистрационном досье на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На официальном сайте Росздравнадзора (roszdravnadzor.gov.ru) отсутствует информация о вносимых в регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600 изменениях в части сведений о коде Общероссийского классификатора продукции.
При таких данных Общество имело возможность внести изменения в регистрационное удостоверение, изменив код ОКП на код ОКПД 2.
Код ОКП (ОКПД 2) присваивается уполномоченным регистрирующим органом на основании заявления, содержащего исчерпывающие, документально и нормативно подтвержденные сведения о медицинском изделии.
Отождествление (попытка изменить легитимный код ОКП), осуществляемое не уполномоченным на то субъектом (декларантом, таможенным органом, судом) не имеет под собой никакого нормативного обоснования, следовательно, не может служить основанием для признания решения таможенного органа незаконным.
Произвольное изменение по желанию декларанта кода ОКП, указанного в регистрационном удостоверении, на другой код ОКП, предусмотренный Перечнем, с целью получения налоговых льгот, равно как и установление такого кода неуполномоченным органом, не соответствует закону (постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.09.2021 N Ф05-17890/2021 по делу N А41-11163/21).
Согласно пункту 14 раздела I Перечня медицинских изделий приборы и аппараты для лечения, наркозные, устройства для замещения функций органов и систем организма, отнесенные к товарной группе 9018 ТН ВЭД ЕАЭС, к коду 94 4400 ОКП ОК 005-93 (код 32.50.21.130 ОКПД 2), освобождаются от обложения НДС.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-СТ введен Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД 2) с правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 01.01.2014, с установлением переходного периода до 01.01.2015 и последующей отменой Общероссийского классификатора продукции (ОКП) ОК 005-93.
Код 32.50.21.130 ОКПД 2 соответствует товару "Системы гемодиализа".
Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 утвержден Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, введенный в действие с 01.07.1994 ОКП ОК 005-93 признан утратившим силу с 01.01.2017 Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-СТ.
Код 94 4400 ОКП ОК 005-93 соответствует товару "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма". Код 93 9800 ОКП ОК 005-93 соответствует товару "Материалы и средства медицинские прочие".
Регистрационное удостоверение на медицинское изделие "Картридж медицинский бикарбонатный: DiaCart, DiaBox" от 22.05.2008 N ФСЗ 2008/01600 содержит код 93 9800 ОКП ОК 005-93.
Довод Общества о том, что взамен упраздненному коду ОКП 93 9800 был принят код ОКПД 32.50.21.130, правомерно отклонен судом как не соответствующий действительности, что подтверждается данными с сайта Минэкономразвития России, на котором размещены таблицы с переходными ключами упраздненных кодов ОКП к ОКПД2.
Вместе с тем взамен коду ОКП 93 9800 не был далее присвоен какой либо код ОКПД2.
Отклоняя ссылку Общества на декларацию соответствия к спорному товару, в которой указан код 32.50.21.130 ОКПД 2, содержащийся в Перечне N 1042, что, по мнению заявителя, свидетельствует о соблюдении требования для представления льготы в 0% НДС, суд первой инстанции обоснованно указал, что декларация соответствия не является документом, подтверждающим государственную регистрацию, а также отнесение к тому или иному коду ОКП, поскольку выдается не государственным органом, а сторонней организацией.
Утверждение Общества о том, код ОКП определен органом по сертификации, выдавшим представленный сертификат соответствия, также является необоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства ввиду следующего.
Исходя из содержания представленных заявителем деклараций о соответствии, данные документы являются результатами проведенной сертификации ввезенной продукции на соответствие установленным требованиям.
Учитывая понятия, установленные ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", представленные заявителем документы являются документальным удостоверением проведенной органом по сертификации работы по подтверждению соответствия представленной ему продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров. Исходя из положений действующего законодательства, в функции органов по сертификации не входит обязанность по определению кодов товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.
Кроме того, сведения о коде товара по ОКП указываются заявителем (изготовителем, продавцом), обращающимся в уполномоченный орган для проведения сертификации.
Необходимо отметить, что согласно Порядку регистрации деклараций о соответствии продукции, включенной в единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия, утв. приказом Минэкономразвития России от 24.11.2014 N 752, представляемая на регистрацию декларация о соответствии заполняется самим заявителем.
При этом данным Порядком не предусмотрена обязанность органа по сертификации проверять правильность определения и указания в декларации о соответствии кода ОКП (ОКПД2)/ ТН ВЭД, также Порядком не предусмотрена ответственность за недостоверное указание в декларации о соответствии сведений о коде ОКП (ОКПД2)/ ТН ВЭД.
Таким образом, следует учесть, что сведения о коде ОКП (ОКПД 2) в декларации о соответствии либо в сертификате соответствия носят справочный характер и не подтверждают идентификацию товара в части его отнесения к какому-либо коду ОКП (ОКПД2).
При этом органы по сертификации не уполномочены определять код ОКП ОК 005-93, ОКПД 2 в соответствии с законодательством РФ.
Ввиду функциональных полномочий Росаккредитации таможенным органом были запрошены сведения относительно действительности вышеуказанного сертификата N РОСС DE.HB61.H19684, декларации о соответствии N РОСС RU Д-А ДЗ 7.В.23496/20, наличии аккредитации лиц, их выдавших: ООО "ПЕТРИМ", ООО "ИД Контроль", испытательной лаборатории ООО "МЕЛИСС".
Письмом Росаккредитации от 28.12.2021 N 59744/03-СО "О рассмотрении обращения" предоставлены сведения, согласно которым указанный сертификат соответствия выдан органом по сертификации ООО "ЦЕТРИМ" (адрес: 153000, Россия, Ивановская область, г.Иваново, ул.Богдана Хмельницкого, д.36В). Сертификатом подтверждается соответствие требованиям ряда нормативных документов (ГОСТ Р, ГОСТ ISO). Сертификат выдан в системе добровольной сертификации.
Правовое регулирование систем добровольной сертификации осуществляется Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
При этом законодательством о техническом регулировании для добровольного подтверждения соответствия в рамках системы добровольной сертификации не установлен порядок предоставления сведений о товаре, документов органу по сертификации.
Таким образом, порядок предоставления заявителем документов, сведений о товаре, например, о коде общероссийского классификатора, носит индивидуальный характер - в зависимости от обговоренных сторонами в договоре условий.
Требования к содержанию определенных сведений в сертификате соответствия в рамках системы добровольной сертификации законодательством о техническом регулировании не устанавливаются.
В целом отношения между органом по сертификации и заявителем носят договорной характер, а сведения, указанные в сертификате соответствия, выданного в рамках системы добровольной сертификации, могут варьироваться в зависимости от органа по сертификации.
Так, в сертификате содержится графа код ОК, следовательно, в данную графу мог быть внесен как код ОКП ОК 005-93, так и код ОКПД 2 034-2014.
Вместе с тем органом по сертификации в соответствующей графе указан произвольный код ОКПД 2, не соответствующий коду, присвоенному Росздравнадзором.
Сведения о сертификатах соответствия, выданных в рамках системы добровольной сертификации, не предоставляются органами по сертификации в Росаккредитацию и, соответственно, не публикуются в реестре сертификатов соответствия.
При таких данных внесение в сертификат соответствия в рамках системы добровольной сертификации сведений о коде общероссийского классификатора обусловлено либо предоставлением соответствующих сведений со стороны Общества, либо произвольным присвоением соответствующего кода со стороны органа по сертификации вопреки присвоенному в регистрационном удостоверении коду ОКП ОК 005-93.
Сертификат выдан на основе протокола испытаний N 001/1-10/02/21 от 10.02.2021, выданного испытательной лабораторией ООО "МЕЛИСС" (аттестат аккредитации N РОСС RU.31578.04OЛH0.ИЛ16), которая согласно имеющейся в общем доступе информации является несуществующей организацией.
Согласно письму Росаккредитации испытательная лаборатория ООО "МЕЛИСС" не аккредитована в национальной системе аккредитации.
Выданный неаккредитованной в системе аккредитации испытательной лабораторией протокол испытаний не может являться основанием для выдачи сертификата соответствия.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что сведения о коде ОКПД2, указанные в сертификате соответствия, не могут и не могли быть использованы для предоставления налоговых льгот.
Как было указано выше, декларация о соответствии от 14.01.2020 N РОСС RU Д-БЕ.АД37.В.23496/20 выдана органом по сертификации продукции "Красно Дар" ООО "ИД Контроль" (регистрационный номер RA.RU.11АД37).
Согласно письму Росаккредитации действие аккредитации органа по сертификации продукции "Красно Дар" ООО "ИД Контроль" прекращено на основании приказа Росаккредитации от 22.01.2021 N ПА-6.
Учитывая положения п.8 ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", прекращение аккредитации органа по сертификации является основанием для прекращения документа о соответствии.
Порядок прекращения действий деклараций о соответствии установлен постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 N 936 "О порядке регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными и порядке приостановления, возобновления и прекращения действия сертификатов соответствия, признания их недействительными".
Таким образом, декларация носит оспоримый характер.
Указанные обстоятельства дополнительно свидетельствуют о том, что указанные в декларации о соответствии сведения о коде не могут и не могли быть использованы для предоставления налоговых льгот.
Кроме того, указание кода ОКП ОК 005-93, ОКПД 2 носит заявительный характер, что подтверждается Правилами регистрации, приостановления, возобновления и прекращения действия деклараций о соответствии, признания их недействительными, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2021 N 936.
Изложенное свидетельствует о том, что представленные Обществом сертификат и декларация соответствия не являются документами, подтверждающими право на применение льготы по НДС.
При таких данных условия для освобождения от уплаты НДС на основании подп.1 п.2 ст.149 и подп.2 ст.150 НК РФ не соблюдены.
Следовательно, в отношении рассматриваемых товаров подлежит применению ставка НДС в размере 20%.
Право на предоставление льготы в размере ставки НДС 0% заявителем не доказано.
Таким образом, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом ст.ст.4, 71 АПК РФ, суд первой инстанции на основании установленных обстоятельств пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в обоснование позиции заявителя при рассмотрении дела в первой инстанции, судом исследованы и им дана правильная оценка.
Доводы апелляционной жалобы, основанные на субъективных суждениях Общества, сводятся к несогласию с изложенными в решении выводами суда первой инстанции и иной, чем у суда, оценке доказательств.
При этом данные доводы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12.08.2022 по делу N А40-93039/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Е. Лепихин |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93039/2022
Истец: ООО "БАЛТИЙСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ