г. Тула |
|
18 октября 2022 г. |
Дело N А09-10186/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Сентюриной И.Г., судей Бычковой Т.В. и Грошева И.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Адамович О.С., в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании иск общества с ограниченной ответственностью "Белорусская косметика" (г. Брянск, ИНН 3254007005, ОГРН 1073254000291) к акционерному обществу "Чистая планета" (г. Брянск, ИНН 3254505836, ОГРН 1093254008980) о внесении изменений в договор в рамках дела N А09-10186/2021, по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Белорусская косметика" (ОГРН 1073254000291, ИНН 3254007005, далее также - общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковыми требованиями к акционерному обществу "Чистая планета" (ОГРН 1093254008980, ИНН 3254505836, далее также - общество) об урегулировании разногласий в отношении п.4.1., 3.3.2., 3.1.6., пункта 1 Приложения N 1 ДоговораN НФ-052855. Впоследствии, истец уточнил в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), п. 4 договора от 06.06.2020 N НФ-052855 путем изложения его в следующей редакции: "стороны согласились производить учёт объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2016 года N 505 "Об утверждении правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов", следующим способом: исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО" и исключении приложения N 1 к договору.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 17.01.2022 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Белорусская косметика" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой об его отмене. Заявитель жалобы считает, что вывод суда первой инстанции о том, что коммерческий учет ТКО, сходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, может быть применен при условии раздельного накопления ТКО - не основан на законе.
В письменных пояснения, поданных в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апеллянт указал, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, истец уточнил исковые требования в порядке ст.49 АПК РФ, не заявляя отказа от требований в отношении п.4.1, 3.3.2, 3.1.6. пункта 1 Приложения N 1 Договора. При этом суд первой инстанции, разрешая вопрос об удовлетворении ходатайства истца об уточнении исковых требований, не разрешил вопрос о том, отказывается ли истец от требований в части, а именно: в отношении п.4.1. 3.3.2.3.1.6. пункта 1 Приложения N 1 Договора. Таким образом, заявление Истца в отношении п.4.1, 3.3.2,3.1.6, пункта 1 Приложения N 1 Договора на момент вынесения судебного акта не было рассмотрено судом первой инстанции. Указанное процессуальное нарушение привело к принятию неправильного судебного акта, что в силу части 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
От АО "Чистая планета" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражало против доводов апелляционной инстанции, просило обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению иска общества с ограниченной ответственностью "Белорусская косметика" (г. Брянск, ИНН 3254007005, ОГРН 1073254000291) к акционерному обществу "Чистая планета" (г. Брянск, ИНН 3254505836, ОГРН 1093254008980) о внесении изменений в договор в рамках дела N А09-10186/2021, по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" при применении части 3 статьи 266 АПК РФ судам следует иметь в виду, что правило о недопустимости соединения и разъединения нескольких требований, изменения предмета или основания иска, размера исковых требований, предъявления встречного иска, замены ненадлежащего ответчика и иные правила, установленные Кодексом только для рассмотрения дела в суде первой инстанции, не распространяются на случаи, когда арбитражный суд апелляционной инстанции в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ рассматривает дело по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Вместе с тем, если арбитражным судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 АПК РФ об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела, в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает требования, не рассмотренные ранее, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
В этом случае арбитражный суд апелляционной инстанции решает вопрос об отмене судебного акта не в определении о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, а в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы (часть 6.1 статьи 268 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, истец обратился в суд области с иском к ответчику о разрешении разногласий, возникающих при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 05.06.2020 N НФ-052855, предложив изложить условия п. п. 3.3.2, 3.1.6, 4.1, приложения N 1 договора в собственной редакции (л. д. 22).
Акционерное общество, рассмотрев протокол разногласий к договору, направило в адрес общества протокол урегулирования разногласий к проекту договора N НФ-052855 настаивая на редакции условий п. п. 3.3.2, 3.1.6, 4.1, приложения N 1 договора в редакции, изложенной в договоре (л. д. 23).
В ходе рассмотрения дела, истец уточнил требования и просил суд внести изменения в п. 4 договора от 06.06.2020 N НФ-052855 путем изложения его в следующей редакции: "стороны согласились производить учёт объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов", следующим способом: исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО" и исключении приложения N 1.
При этом указал, что остальные пункты договора остаются неизменными (л.д.37, т.1.)
При этом истец не заявлял отказа от требований в отношении п.4.1, 3.3.2, 3.1.6 и пункта 1 Приложения N 1 Договора.
Судом приняты исковые требования к рассмотрению.
Вместе с тем, суд первой инстанции не разрешил вопрос о том, отказывается ли истец от требований в части, а именно: в отношении п. 4.1, 3.3.2, 3.1.6. пункта 1 Приложения N 1 Договора. Таким образом, заявление Истца в отношении п. 4.1, 3.3.2, 3.1.6, пункта 1 Приложения N 1 Договора на момент вынесения судебного акта не было рассмотрено судом первой инстанции.
Согласно п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", если арбитражным судом апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы в порядке апелляционного производства будет установлено, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции лицо заявляло ходатайство в соответствии со статьей 49 Кодекса об изменении предмета или основания иска, увеличении или уменьшении исковых требований и суд неправомерно отказал в удовлетворении такого ходатайства или рассмотрел заявление без учета заявленных изменений либо по какому-то другому требованию лица, участвующего в деле, не принял решения и утрачена возможность принятия дополнительного решения, то арбитражный суд апелляционной инстанции, исходя из положений части 1 статьи 268 АПК РФ о повторном рассмотрении дела, в силу части 6.1 статьи 268 АПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в рамках которого рассматривает требования, не рассмотренные ранее, принимает измененные предмет или основание иска, увеличенные (уменьшенные) требования.
Частью 6.1 статьи 268 АПК РФ установлено, что при наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", возражения в отношении данного определения в силу частей 1, 2 статьи 188 АПК РФ могут быть заявлены только при обжаловании судебного акта, которым завершается рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
О переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции выносит определение.
С учетом изложенного, в силу п. 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам установленным АПК РФ в суде первой инстанции.
Поскольку суд второй инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, решение подлежит отмене, а дело рассмотрению по существу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Ответчик в ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и не явившихся в судебное заседание в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 05.06.2020 между акционерным обществом (региональный оператор) и обществом (потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами N НФ-052855 (далее также - договор), по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твёрдые коммунальные отходы (далее также - ТКО) и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определённой в пределах утверждённого в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО определена сторонами с 01.01.2019 (п. п. 1.1, 1.4 договора, л. д. 19 - 21).
В п.п. 1.2-1.3 договора, приложении N 1 к договору сторонами определены - место накопления ТКО - Брянская область, городской округ город Брянск, Фокинский район, ул. Полесская, д.16, способ накопления ТКО - контейнер, объём, периодичность и стоимость оказываемых услуг (л. д. 21).
Стороны согласились производить учёт объёма и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов" расчётным путём исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов, по количеству и объёму контейнеров для складирования твёрдых коммунальных отходов или исходя из массы твёрдых коммунальных отходов согласно приложению N 1 (п. п. 4 - 4.1 договора).
В соответствии с п. 9.1 Договора договор заключается на срок до 31.12.2020, вступает в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с даты начала оказания услуг региональным оператором по обращению с ТКО.
Согласно п. 9.3 Договора считается продлённым на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
Соглашение об изменении, расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Все изменения, которые вносятся в настоящий договор, считаются действительными, если они оформлены в письменно виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон (при их наличии) (п. 10.1 договора).
07.07.2021 общество направило в адрес акционерного общества протокол разногласий к договору от 05.06.2020 N НФ-052855, предложив изложить условия п. п. 3.3.2, 3.1.6, 4.1, приложения N 1 договора в собственной редакции (л. д. 22).
N (пункт) договора |
Редакция Регионального оператора |
Редакция Потребителя (предложение внести изменение) |
||||
п.4.1 |
"Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерацией от 03 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, по количеству и объему контейнеров для складирования |
"Стороны согласились производить учет объема ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из |
||||
|
твердых коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - Согласно Приложению N 1". |
нормативов накопления твердых коммунальных отходов исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, указанных в Приложении N 1 к договору. Объем ТКО на текущий год учитывается исходя из объема ТКО за предыдущий календарный год. |
||||
п.3.3.2 |
"Потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов". |
Дополнить и изложить в следующей редакции: "Потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" и передавать Региональному оператору ежемесячно данные по фактическому объему ТКО". |
||||
п.3.1.6 |
отсутствует |
"Региональный оператор обязан производить расчет платы за услугу по обращению с ТКО на основании данных по фактическому объему ТКО, предоставляемому ежемесячно Потребителем". |
Также просил изложить пункт 1 Приложения N 1 к договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от "05" июня 2020 года N НФ-052855 в следующей редакции:
N п/п |
Наименование объекта |
Адрес места накопления отходов |
Количество накопителей |
Вместимост ь (объем) накопителя м3, способ учета ТКО |
Дата и время вывоза ТКО |
Объем ТКО, куб.м. |
Тариф руб/куб.м, с НДС |
Стоимость услуги |
|
Белорусских товаров |
Брянская область, г. Брянск, ул. Полесская, д. 16 |
|
количества и объема накопителей складирования ТКО |
заявке |
|
|
|
Акционерное общество, рассмотрев протокол разногласий к договору, направило в адрес общества протокол урегулирования разногласий к проекту договора N НФ-052855, настаивая на редакции условий п.п. 3.3.2, 3.1.6, 4.1, приложения N 1 договора в редакции, изложенной в договоре (л. д. 23).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения общества в суд с настоящим иском.
Впоследствии истец уточнил требования по. П. 4.1., просил изложить его в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: - исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО. Приложение 1.1. просил исключить.
В отношении п.п. 3.3.2, 3.1.6 уточнений не заявлено, в связи с чем они рассматриваются судом в прежней редакции.
Рассмотрев заявленные требования, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 1-2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной, а также в иных случаях, предусмотренных законом или договором.
В силу части 1 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно части 2-3 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.. Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
В силу части 4 указанной выше нормы права, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
05.06.2020 между региональным оператором и потребителем заключен договор.
07.07.2021 общество направило в адрес акционерного общества протокол разногласий к договору от 05.06.2020 N НФ-052855, предложив изложить условия п. п. 3.3.2, 3.1.6, 4.1, приложения N 1 договора в собственной редакции (л. д. 22).
Акционерное общество, рассмотрев протокол разногласий к договору, в июле направило в адрес общества протокол урегулирования разногласий к проекту договора N НФ-052855, настаивая на редакции условий п.п. 3.3.2, 3.1.6, 4.1, приложения N 1 договора в редакции, изложенной в договоре (л. д. 23).
С учетом изложенного, сроки, установленные в ст. 445 ГК РФ для обращения с иском об урегулировании разногласий истцом соблюдены.
Рассмотрев разногласия в редакции истца и ответчика, суд второй инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления") (далее также - Закон N 89) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с собственниками твёрдых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твёрдых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. ч. 4-5 ст. 24.7 Закона N 89).
В силу п. 1 ст. 24.10 Закона N 89 определение объёма и (или) массы ТКО осуществляется в целях расчётов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, далее также - Правила N 505).
Пунктом 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учёт ТКО осуществляется: расчётным путем, исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объёма; количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления (подп. "а"); массы ТКО, определённой с использованием средств измерения (подп. "б"). Пунктом 6 Правил N 505 установлено, что в целях осуществления расчётов с собственниками твёрдых коммунальных отходов, коммерческий учёт таких отходов осуществляется в соответствии с подп. "а" п. 5 Правил N 505, то есть расчётным путём. Пунктом 8 Правил N 505 предусмотрено, что учёт твердых коммунальных отходов в соответствии с абз. 3 подп. "а" п. 5 Правил N 505 (исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении таких отходов.
Для регулирования правоотношений с собственниками жилых и нежилых помещений во исполнение ст. 157 ЖК РФ постановлением правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно которых расчёт размера платы за коммунальную услуг по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО, за исключением случая, когда введена система раздельного сбора ТКО, при котором размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется на основании объёма вывезенных контейнеров (п. 148(38) Правил, формулы 9 (5) - 9 (6) приложения N 2).
Согласно п. 2 ст. 13.4 Закона N 89 раздельное накопление отходов представляет собой накопление отходов путём их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
В силу п. 2.1.2 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области (утв. постановлением Правительства Брянской области от 16.11.2020 N 528-п, далее также - Порядок N 528) обращение с твёрдыми коммунальными отходами на территории Брянской области обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и территориальной схемой на основании договоров на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Потребители осуществляют раздельное накопление твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований Брянской области, что обеспечивается установкой в местах накопления отходов контейнеров для раздельного накопления, в соответствии с территориальной схемой (п. 2.1.5 Порядка N 528).
Таким образом, коммерческий учёт ТКО, исходя из количества и объёма контейнеров для накопления ТКО, может быть применён при условии раздельного накопления ТКО.
Собранными по делу доказательствами подтверждается и ответчиком не оспаривается тот факт, что нежилое помещение магазина "Белорусская косметика" расположено в многоквартирном жилом доме по адресу: Брянская область, г. Брянск, ул. Полесская, д. 16. Из приложения N 1 к договору от 05.06.2020 N НФ-052855 следует, что для сбора ТКО магазина "Белорусская косметика" установлен один контейнер объёмом 0,5 м3. Доказательств, подтверждающих организацию раздельного накопления ТКО, истцом в материалы дела не представлено (ст. ст. 9, 65 АПК РФ).
Кроме того, принятие спорного условия договора в редакции истца приведет к неопределенности в вопросе об объеме оказываемой в рамках спорного договора услуги, от которого в свою очередь зависит цена договора (объем и стоимость услуги определены в приложении к договору, которое истец предлагает исключить).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что пункту 3.3.2, 4, 4.1, пункт 1 приложения N 1 договора подлежат изложению в редакции регионального оператора.
При урегулировании разногласий по договору истцом предложен пункт 3.1.6 в следующей редакции: "Региональный оператор обязан производить расчет платы за услугу по обращению с ТКО на основании данных по фактическому объему ТКО, предоставляемому ежемесячно потребителем".
Положения данного пункта в заключенном договоре отсутствуют.
Исходя из вышеуказанных норм права, и указанной правовой позиции, суд апелляционной инстанции во включении пункта 3.1.6 в условия договора N НФ-052855 от 06.06.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отказывает.
Учитывая изложенное, поскольку спорные условия договора в редакции, указанной ответчиком, соответствуют закону и не нарушают права сторон, то суд апелляционной инстанции считает необходимым урегулировать разногласия, возникшие между сторонами при заключении договора N НФ-052855 от 06.06.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующей редакции:
- пункт 3.3.2 "Потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов";
- пункт 4.1 "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, по количеству и объему контейнеров для складирования твердых коммунальных расходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - согласно Приложению N 1".
- во включении пункта 3.1.6 в условия договора N НФ-052855 от 06.06.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами отказать.
Относительно урегулирования разногласий по Приложению 1.1. договора суд второй инстанции отмечает следующее.
В договоре заключенном между сторонами в Приложении 1.1. информация по предмету договора представлена на 2019 и 2020 годы.
Согласно п. 9.3 Договора считается продлённым на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.
В настоящий момент, согласно дополнительных пояснений ответчика от 29.09.2022 (исх.19606) спорный договор является действующим по настоящий момент в силу п.9.3 Договора. В рамках действующего спорного договора ответчиком оказываются услуги по обращению с ТКО, выставляются истцу для оплаты платежные поручения, включая август 2022 года (л.д.16, т.2).
Таким образом, с учетом вышеуказанной правовой позиции, суд не усматривает оснований для исключения Приложения 1.1. из договора и считает возможным урегулировать разногласия по Приложению 1.1. "Информация по предмету договора ООО "Белорусская косметика" по 2020 году:
Место накопления твердых коммунальных отходов |
Учет ТКО в количественных показателях объемах |
||||||||
Наименование объекта |
Фактический адрес объекта |
Адрес места накопления отходов |
Расчетная единица в отношении которой установлен норматив |
Показатель расчетной единицы |
Норматив накопления м3 |
Объем ТКО, м3 |
Тариф, руб/ куб. м-сНДС |
Стоимость услуг по договору, руб. с НДС |
|
Место накопления ТКО/КГО |
Способ складирования ТКО/КГО |
||||||||
Белорусская косметика |
Россия, Брянск, Полесская улица, 16 |
Брянская обо. Городской округ, Брянск г, Фокинский р-н, Полесская ул. 16 |
Контейнер |
м2 |
150 |
0,51 |
76.500 |
473,06 |
36189,09 |
|
ИТОГО: |
76,500 |
XXX |
36 189,09 |
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы истца по уплате 6 000 руб. государственной пошлины по иску (платёжное поручение от 06.08.2021, л. д. 10) и по апелляционной жалобе (платежное поручение N 42 от 03.02.2022, тои 1, л. д. 53) в сумме 3000 руб. относятся на истца.
Руководствуясь статьями 110, 150, 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 17.01.2022 по делу N А09-10186/2021 отменить.
Урегулировать разногласия, возникшие между обществом с ограниченной ответственностью "Белорусская косметика" (г. Брянск, ИНН 3254007005, ОГРН 1073254000291) и акционерным обществом "Чистая планета" (г. Брянск, ИНН 3254505836, ОГРН 1093254008980) при заключении договора N НФ-052855 от 05.06.2020 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, изложив условия договора, в следующей редакции:
- пункт 3.3.2 "Потребитель обязан обеспечивать учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов";
- пункт 4.1 "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, по количеству и объему контейнеров для складирования твердых коммунальных расходов или исходя из массы твердых коммунальных отходов - согласно Приложению N 1".
- во включение пункта 3.1.6 в условия договора отказать.
- приложение N 1 "Информация по предмету договора ООО "Белорусская косметика":
Место накопления твердых коммунальных отходов
Учет ТКО в количественных показателях объемах
Наименование объекта
Фактический адрес объекта
Адрес места накопления отходов
Расчетная единица в отношении которой установлен норматив
Показатель
расчетной
единицы
Норматив
накопления
м3
Объем
ТКО,
м3
Тариф, руб/ куб. м-сНДС
Стоимость услуг по договору, руб. с НДС
Место накопления ТКО/КГО
Способ
складирования ТКО/КГО
Белорусская косметика
Россия, Брянск, Полесская улица, 16
Брянская обо. Городской округ, Брянск г, Фокинский р-н, Полесская ул. 16
Контейнер
м2
150
0,51
76.500
473,06
36189,09
ИТОГО:
76,500
XXX
36 189,09
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Г. Сентюрина |
Судьи |
Т.В. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-10186/2021
Истец: ООО "Белорусская косметика"
Ответчик: АО "Чистая планета"