г. Чита |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А19-8189/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ломако Н.В., Луценко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жевтневым Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Фроловой Ю.В. на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 августа 2022 года по делу N А19-8189/2022,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ананьин Алексей Владимирович (ОГРНИП 307380803700047, ИНН 380800266619, далее - заявитель, ИП Ананьин А.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Толстовой Анне Игоревне, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (ОГРН 1043801066781, ИНН 3811085917) о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Толстовой Анны Игоревны от 06.04.2022 N 38021/22/322818 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 65488/22/38021-ИП.
Определением суда от 23.06.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечен судебный пристав - исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Фролова Ю.В.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области (ОГРН 1213800023304, ИНН 3849084158).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 августа 2022 года по делу N А19-8189/2022 заявленные требования удовлетворены.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Фролова Ю.В. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, указанным в жалобе
Апеллянт считает, что постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 04.04.2022 N 38021/22/322818 вынесено судебным приставом-исполнителем правомерно.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 23.09.2022. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного документа - Акта органа, осуществляющего контрольные функции (5) N 380800523 от 17.03.2022, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской по делу N 380800523 вступившего в законную силу от 17.03.2022, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 28.03.2022 о возбуждении исполнительного производства N 65488/22/38021 - ИП, предметом исполнения которого является: произвести с ИП Ананьина А.В. (должник) в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской области (взыскатель) взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет имущества в пределах сумм, указанных: в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (уточненном требовании об уплате пеней и штрафа); в требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, неперечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне зачтенных) в размере: 21998 руб. 06 коп.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 28.03.2022 ИП Ананьину А.В. (должник) установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного постановления.
В связи с тем, что в добровольный срок требования, содержащиеся в исполнительном документе, не были исполнены, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 06.04.2022 N 38021/22/322818 о взыскании с ИП Ананьина А.В. исполнительского сбора в размере 1000 руб.
Заявитель полагая, что указанное постановление не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы ИП Ананьина А.В., обратился в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В силу положений статьи 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон N 118 ФЗ) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов должностных лиц регулируются Законом N 229-ФЗ, Законом N 118 ФЗ.
Согласно статье 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей, которые в рамках исполнительного производства совершают исполнительные действия (статья 5 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом- исполнителем в соответствии с Законом об исполнительном производстве действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (часть 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ).
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом- исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (часть 2 статьи 68 Закона N 229- ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании исполнительного документа - Акт органа, осуществляющего контрольные функции (5) N 380800523 от 17.03.2022, выданный органом: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 24 по Иркутской по делу N 380800523, вступившего в законную силу 17.03.2022, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 28.03.2022 о возбуждении исполнительного производства N 65488/22/3 8021-ИП.
Пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 28.03.2022 ИП Ананьину А.В. (должник) установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии указанного постановления.
Согласно части 1 статьи 30 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Частями 8, 11 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
При этом частью 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ установлено, что срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2.1 статьи 14 Закона N 229-ФЗ постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.
Согласно части 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу пункта 4 части 2 статьи 29 Закона N 229-ФЗ лица, участвующие в исполнительном производстве, считаются извещенными, если извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено адресату с использованием информационно-телекоммуникационных сетей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 606 утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным (далее - Правила N 606).
Так, согласно пункту 1 Правил N 606 извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
В соответствии с пунктом 3 Правил N 606 извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
Судом установлено, что постановление от 28.03.2022 о возбуждении исполнительного производства N 65488/22/38021-ИП вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя и направлено ИП Ананьину А.В. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг 28.03.2022 и согласно представленным в материалы дела документам в этот же день получено предпринимателем.
Соответственно срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с учетом требований части 12 статьи 30 Закона N 229-ФЗ оканчивается 02.04.2022.
В обоснование заявления об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора представитель заявителя в ходе судебного разбирательства указал, что образовавшаяся задолженность перечислена ИП Ананьиным А.В. в полном объеме 29.03.2022. Таким образом, требования исполнительного документа, по мнению заявителя, исполнены предпринимателем добровольно в установленные сроки.
Согласно статье 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).
Как следует из материалов дела, 04.04.2022 в МОСП по ИОИП от МИФНС России N 24 по Иркутской области поступило уведомление (вх. N 73965/22/38021) о частичном погашении ИП Ананьиным А.В. задолженности в размере 21859 руб. 24 коп. Остаток задолженности составил 138 руб. 82 коп.
При этом из материалов дела следует, что рассматриваемая задолженность в размере 21998 руб. 06 коп. уплачена предпринимателем даже в большем размере 29.03.2022, что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением от 29.03.2022 на сумму 22212 руб. 90 коп. Факт произведенной оплаты ответчиками не оспорен.
Заявителем оспаривается факт наличия задолженности по состоянию на 06.04.2022.
В связи с этим с целью установления фактов уплаты задолженности по исполнительному документу от 17.03.2022 N 380800523, судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, правомерно привлечена МИФНС России N 24 по Иркутской области.
В ходе судебного разбирательства у указанного лица определениями суда от 23.06.2022, 20.07.2022 были запрошены выписки по лицевому счету налогоплательщика - Ананьина А.В. (ИНН 380800266619) по состоянию на 17.03.2022 и 29.03.2022.
Названные определения суда не исполнены, доказательств невозможности их исполнения налоговым органом в суд первой инстанции не представлено.
Учитывая положения части 5 статьи 200 АПК РФ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что требования, содержащиеся в рассматриваемом исполнительном документе, исполнены ИП Ананьиным А.В. в срок для добровольного исполнения, установленного постановлением от 28.03.2022 о возбуждении исполнительного производства N 65488/22/38021-ИП.
Иного ответчиками и третьим лицом не доказано.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление от 06.04.2022 N 38021/22/322818 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N 65488/22/38021-ИП не соответствует положениям Закона N 229-ФЗ и нарушает права и законные интересы ИП Ананьина А.В. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем имеются основания для признания его незаконным.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет" по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 августа 2022 года по делу N А19-8189/2022 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-8189/2022
Истец: Ананьин Алексей Владимирович
Ответчик: Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению ИД неимущественного характера УФССП по Иркутской области, судебный пристав-исполнитель Межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Иркутской области Толстова Анна Игоревна, Управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, Фролова Ю. В.