город Томск |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А45-30262/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Бородулиной И.И.,
Зайцевой О.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции дело N А45-30262/2021 по апелляционной жалобе Административной комиссии Калининского района города Новосибирска (N 07АП-7163/2022) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.04.2022 по делу N А45-30262/2021 (судья Нахимович Е.А.), с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока, по заявлению акционерного общества "Ремонтэнергомонтаж и сервис" (ОГРН 1125476147730, ИНН 5407479629), Село Толмачево об отмене постановлений от 20.10.2021 NN 612, 613, 614, административный орган: Администрация Калининского района города Новосибирска (ОГРН 1025403911642, ИНН 5410114466), г. Новосибирск.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Имшенная М.В. - доверенность от 29.12.20
от заинтересованного лица: без участия, извещено
от Административной комиссии Калининского района г. Новосибирска: без участия, извещена
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Ремонтэнергомонтаж и сервис" (далее - заявитель, общество, АО "РЭМиС") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением об отмене постановлений от 20.10.2021 N N 612, 613, 614, административный орган: Администрация Калининского района города Новосибирска.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 20.04.2022 заявленные требования удовлетворены, постановление Административной комиссии Калининского района города Новосибирска от 20.10.2021 N N 612, 613, 614 о привлечении АО "РЭМиС" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Административная комиссия Калининского района города Новосибирска обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что Административная комиссия Калининского района города Новосибирска к участию в деле привлечена не была. Полагает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что АО "РЭМиС" не является субъектом рассматриваемого административного правонарушения.
Определением от 04.08.2022 апелляционная жалоба лица, не привлеченного к участию в деле, Административной комиссии Калининского района города Новосибирска принята к производству, судебное заседание назначено на 13.09.2022. При этом, суд указал, что ходатайство о восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы будет разрешено судом апелляционной инстанции в судебном заседании.
Администрация Калининского района города Новосибирска представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором, поддерживая доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, восстановить срок на апелляционное обжалование решения суда первой инстанции.
АО "РЭМиС" в отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, просит отказать в восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование решения суда первой инстанции.
На основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отзывы приобщены к материалам дела.
Определением от 14.09.2022 Седьмого арбитражного апелляционного суда ходатайство Административной комиссии Калининского района города Новосибирска, поданное в пределах срока, предусмотренного частью 2 статьи 259 АПК РФ, удовлетворено, восстановлен срок подачи апелляционной жалобы. В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ, апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А45-30262/2021 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Административная комиссия Калининского района города Новосибирска привлечена к участию в деле.
От АО "РЭМиС" поступило ходатайство о привлечении надлежащего заинтересованного лица, в котором просит произвести замену стороны, а именно заинтересованного лица, и привлечь Административную комиссию Калининского района города Новосибирска к участию в деле N А45-30262/2021 в качестве заинтересованного лица вместо Администрации Калининского района города Новосибирска.
Рассмотрев ходатайство АО "РЭМиС" о привлечении надлежащего заинтересованного лица, апелляционная коллегия считает его подлежащим удовлетворению.
В силу части 1 статьи 47 АПК РФ в случае, если при подготовке дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим.
Если истец не согласен на замену ответчика другим лицом, суд может с согласия истца привлечь это лицо в качестве второго ответчика (часть 2 статьи 47 АПК РФ).
Если же истец не согласен на замену ответчика другим лицом или на привлечение этого лица в качестве второго ответчика, арбитражный суд рассматривает дело по предъявленному иску (часть 5 статьи 47 АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Административная комиссия Калининского района города Новосибирска создана мэрией города Новосибирска, в силу пункта 6 части 2 статьи 1 Закона Новосибирской области от 17.03.2003 N 102-ОЗ "Об административных комиссиях в Новосибирской области" является постоянно действующим самостоятельным коллегиальным органом административной юрисдикции, образуемый для рассмотрения в пределах своих полномочий дел об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Новосибирской области "об административных правонарушениях в НСО". Оспариваемые постановления от 20.10.2021 NN 612, 613, 614 вынесены Административной комиссии Калининского района города Новосибирска.
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия считает возможным произвести замену заинтересованного лица, и привлечь Административную комиссию Калининского района города Новосибирска к участию в деле N А45-30262/2021 в качестве заинтересованного лица вместо Администрации Калининского района города Новосибирска.
В порядке статьи 18 АПК РФ в составе суда произведена замена судьи. Поскольку в составе суда произведена замена судьи, а также произведена замена заинтересованного лица судебное разбирательство производится с самого начала.
Административная комиссии Калининского района г. Новосибирска, надлежащим образом извещена о месте и времени судебного заседания, представитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует, 01.10.2021 в 11 час. 27 мин, при проверке состояния благоустройства территории после проведения земляных работ АО "РЭМиС" по адресу: ул. Тюленина, 1к2 выявлено нарушение пункта 4.7 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 N 469, пункта 4.3 Постановления мэрии города Новосибирска от 11.04.2012 N 3500 "Об утверждении Порядка проведения земляных работ на территории города Новосибирска", а именно: место проведения земляных работ не оборудовано паспортом объекта. Срок завершения земляных и монтажных работ истек 30.09.2021. Тем самым совершено правонарушение, предусмотренное статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области".
Постановлением от 20.10.2021 N 612, о назначении административного наказания, АО "РЭМиС" привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
01.10.2021 в 11 час. 27 мин, при проверке состояния благоустройства территории после проведения земляных работ АО "РЭМиС" по адресу: ул. Тюленина, 1к2 выявлено нарушение пункта 4.7 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 N 469, пункта 4.3 Постановления мэрии города Новосибирска от 11.04.2012 N 3500 "Об утверждении Порядка проведения земляных работ на территории города Новосибирска", а именно: место проведения земляных работ не оборудовано ограждением. Срок завершения земляных и монтажных работ истек 30.09.2021. Тем самым совершено правонарушение, предусмотренное статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области".
Постановлением от 20.10.2021 N 613, о назначении административного наказания, АО "РЭМиС" привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
01.10.2021 в 11 час. 27 мин, при проверке состояния благоустройства территории после проведения земляных работ АО "РЭМиС" по адресу: ул. Тюленина, 1к2 выявлено нарушение пункта 4.7 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.09.2017 N 469, пункта 4.1 Постановления мэрии города Новосибирска от 11.04.2012 N 3500 "Об утверждении Порядка проведения земляных работ на территории города Новосибирска", а именно: не произведены земляные и монтажные работы в сроки, установленные разрешением на проведение земляных работ. Срок завершения земляных и монтажных работ истек 30.09.2021. Тем самым совершено правонарушение, предусмотренное статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области" (далее - Закон N 99-ОЗ).
Постановлением от 20.10.2021 N 614, о назначении административного наказания, АО "РЭМиС" привлечено к административной ответственности, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данными постановлениями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Рассмотрев заявленные требования по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.
Согласно статье 8.22 Закона N 99-ОЗ нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства, за исключением случаев, предусмотренных настоящей главой, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства на территории Новосибирской области.
Объективная сторона правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих требования, установленные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в области благоустройства.
Субъектами ответственности по статье 8.22 Закона N 99-ОЗ могут быть, в том числе юридические лица.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного данной статьей, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
Из оспариваемых постановлений следует, что обществу вменяется нарушение пункта 4.7 Правил благоустройства территории города Новосибирска, утвержденных решением городского Совета города Новосибирска от 27.09.2017 N 469 и пунктов 4.1, 4.3 Постановления мэрии города Новосибирска от 11.04.2012 N 3500 "Об утверждении Порядка проведения земляных работ на территории города Новосибирска", что выразилось в том, что АО "РЭМиС" не произведены земляные и монтажные работы в сроки установленные разрешением на проведение земляных работ, а так же не оборудованы ограждениями и соответствующими табличками места проведения работ.
Вместе с тем, пунктом 4.7 Правил благоустройства территории города Новосибирска установлено, что содержание территорий при проведении работ, связанных с земляными работами, осуществляется с учетом Порядка проведения земляных работ на территории города Новосибирска, утверждаемого правовым актом мэрии.
Пунктом 4.1 Порядка проведения земляных работ, заявители обязаны соблюдать условия и сроки проведения земляных работ, указанные в разрешении, правила, стандарты, технические нормы и иные требования нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области, иных муниципальных правовых актов города Новосибирска и Порядка, а также права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Пунктом 4.3. Порядка проведения земляных работ, место проведения земляных работ оборудуется ограждениями, дорожными знаками, указателями, освещением и информационной табличкой с указанием вида работ, сведений о лице, проводящем работы, его контактного телефона. При проведении земляных работ в местах движения транспорта и пешеходов должна обеспечиваться безопасность их движения.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения земляных работ установлено, что заявитель - это физическое или юридическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, на котором планируется проведение земляных работ, либо планирующее осуществить земляные работы в силу обязательств, возникших из заключенных договоров, а также из иных оснований, предусмотренных законодательством, с согласия собственника земельного участка (землепользователя, землевладельца, арендатора - при наличии у них права давать такое согласие). Согласно главе 3 Порядка проведения земляных работ, заявитель подаёт заявление на выдачу разрешения с пакетом необходимых документов, среди которых и договоры на выполнение определенных видов работ с участниками производственного процесса проведения земляных работ, указанных в заявлении, и их копии - при проведении земляных работ на основании договоров между заявителем и третьими лицами.
Таким образом, обязанность по соблюдению условий и сроков проведения земляных работ, указанных в разрешении, правил, стандартов, технических норм и иных требования нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области, иных муниципальных правовых актов города Новосибирска и Порядка, а также права и охраняемые законом интересы третьих лиц возложена на заявителей, которыми в силу положений Порядка являются лица, которым выдано разрешение на проведение земляных работ.
Согласно представленного в материалы дела Разрешения на проведения земляных работ от 25.08.21 N 2117, разрешение выдано Акционерному обществу "РЭС", на которое в силу положений пункта 4.1 Порядка возложена обязанность по соблюдению и контроля за проведение земляных работ с соблюдением всех норм и условий.
Ссылки Административной комиссии на договор, заключенный, между АО "РЭМиС" (подрядчик) и ООО "АКС" (Субподрядчик) N PC 0321/71 от 06.04.2021 на проведение подрядных работ не могут быть приняты во внимание, поскольку данный договор регулирует гражданско-правовые отношения между подрядчиком и субподрядчиком.
Данные договор не устанавливает и не регулирует ответственность за несоблюдение норм и условий, правил, стандартов, технических норм и иных требования нормативных правовых актов Российской Федерации, Новосибирской области.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что договор содержит ответственность субподрядчика за неисполнение земляных работ в установленные разрешением сроки.
Данное условие не может заменять обязанность лица, которому выдано разрешение на проведение земляных работ по осуществлению контроля, за соблюдением правил и норм ведения земляных работ, в том случае если земляные работы непосредственно осуществляются подрядчиками и субподрядчиками, в силу положений пункта 4.1 Порядка проведения земляных работ.
Вместе с тем, АО "РЭМиС" не является лицом, которому выдано разрешение на проведение земляных работ.
Согласно пункта 6.2. Порядка проведения земляных работ, контроль за технологией проведения земляных работ и мероприятий по восстановлению благоустройства осуществляется заявителем либо уполномоченным им лицом.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, проверив и оценив представленные в материалы дела документы в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии наличия виновных действий со стороны общества, а так же не доказанность со стороны административного органа, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела и норм права, условий и обстоятельств позволяющих признать АО "РЭМиС" субъектом рассматриваемого административного правонарушения.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Выводы Административной комиссии о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.22 Закона N 99-ОЗ, основаны на неправильном применении норм материального права, следовательно, оспариваемые постановления административного органа являются незаконными и подлежат отмене в связи с отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 20.04.2022 по делу N А45-30262/2021 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Удовлетворить ходатайство акционерного общества "Ремонтэнергомонтаж и сервис" о привлечении надлежащего заинтересованного лица, произвести замену заинтересованного лица, привлечь Административную комиссию Калининского района города Новосибирска к участию в деле N А45-30262/2021 в качестве заинтересованного лица вместо Администрации Калининского района города Новосибирска.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановления Административной комиссии Калининского района города Новосибирска от 20.10.2021 N N 612, 613, 614 о привлечении акционерного общества "Ремонтэнергомонтаж и сервис" (ОГРН: 1125476147730, ИНН: 5407479629, адрес: Новосибирская область, Новосибирский район, с.Толмачево ТЭЦ-6 в районе села Толмачево, площадка), к административной ответственности предусмотренной статьей 8.22 Закона Новосибирской области от 14.02.2003 N 99-ОЗ "Об административных правонарушениях в Новосибирской области".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-30262/2021
Истец: АО "РЕМОНТЭНЕРГОМОНТАЖ И СЕРВИС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
Третье лицо: Администартивная комиссия Калининского района города Новосибирска, Седьмой арбитражный апелляционный суд