г. Москва |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А41-96103/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ритуал - Красногорье" на решение Арбитражного суда Московской области от 31.08.2022 по делу N А41-96103/21, принятое судьей В.С. Желонкиным, по иску ООО "Ритуал - Красногорье" (ИНН: 5024117864, ОГРН: 1105024008726) к Администрации городского округа Красногорск Московской области (ИНН: 5024002077, ОГРН: 1025002864710), третьи лица: Муниципальное казенное учреждение "Красногорская похоронная служба" (ИНН: 5024159600, ОГРН: 1155024008743), Министерство имущественных отношений Московской области (ИНН: 7725131814, ОГРН: 1025005245055), Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (ИНН: 7707018904, ОГРН: 1027700546510), о признании незаконным решения Администрации городского округа Красногорск Московской области от 14.12.2021 исх. N 1.2.7/5572, об обязании утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего раздела с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:22, входящем в состав единого землепользования 50:11:0010104:23, обязании регистрирующий орган поставить на кадастровый учет земельный участок в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании Администрации городского округа Красногорск Московской области совершить действия, связанные с заключением договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ритуал - Красногорье" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с требованиями к Администрации городского округа Красногорск Московской области (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным решения Администрации городского округа Красногорск Московской области от 14.12.2021 исх. N 1.2.7/5572, об обязании утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для последующего раздела с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010104:22, входящем в состав единого землепользования 50:11:0010104:23, обязании регистрирующий орган поставить на кадастровый учет земельный участок в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании Администрации городского округа Красногорск Московской области совершить действия, связанные с заключением договора купли-продажи земельного участка (с учетом уточнений, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.08.2022 в удовлетворении заявленных требований ООО "Ритуал - Красногорье" отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "Ритуал - Красногорье" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Муниципального казенного учреждения "Красногорская похоронная служба", Министерства имущественных отношений Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель ООО "Ритуал - Красногорье" поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель Администрации городского округа Красногорск Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, обществу с ограниченной ответственностью "Ритуал - Красногорье" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - магазин с кадастровым номером 50:11:0010417:5761, площадью 48, 4 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, г. Красногорск, Пенягинское кладбище (запись о регистрации права собственности N 50:11:0010417:5761-50/422/2021-15 от 18.11.2021).
Объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010105:22, находящимся в собственности Администрации городского округа Красногорск Московской области.
29.11.2021 общество обратилось в Администрацию городского округа Красногорск Московской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под вышеуказанным объектом недвижимости с кадастровым номером 50:11:0010417:5761, об осуществлении раздела земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010105:22 и постановке его на кадастровый учет для последующего его приобретения в собственность заявителем.
14.12.2021 решением N 1.2.7/5572 обществу было отказано по следующим основаниям:
- заявителем не представлена схема раздела земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010105:23 на кадастровом плане территории с целью выделения части земельного участка под зданием, так как согласно сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010105:22 входит в состав единого землепользования земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010105:23;
- из представленной заявителем схемы не представляется возможным установить, что испрашиваемый земельный участок соответствует минимальным размерам земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки г. Красногорск;
- заявление подано в нарушение процедуры, установленной Распоряжением Минмособлимущества от 31.05.2021 N 15ВР-883 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов".
Полагая указанное решение об отказе незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.96 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 ЗК РФ, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Статьей 39.15 ЗК РФ предусмотрены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка и список прилагаемых документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ к данному заявлению должны быть приложены соответствующие документы, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Пунктом 7 указанной статьи установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Также в соответствии с подпунктами 7, 8 пункта 1 статьи 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются в том числе, вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав и цель использования земельного участка.
Как следует из заявления от 29.11.2021, общество просило администрацию утвердить представленную схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, осуществить раздел земельного участка с постановкой его на кадастровый учет для последующего его приобретения в собственность ООО "Ритуал - Красногорье".
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ земельный участок не может быть предоставлен заявителю, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка, а также, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (подпункт 19 статьи 39.16 ЗК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что согласно представленному в материалы дела Комитетом по архитектуре и градостроительству Московской области заключению об ограничениях оборотоспособности и градостроительных ограничениях образуемого земельного участка, испрашиваемый земельный участок полностью расположен в зоне планируемого размещения ЛРТ "Одинцово - Красногорск - Москва", а также полностью в зоне размещения транспортной развязки на пересечении Волоколамского и Ильинского шоссе в г.о. Красногорск (Постановление Правительства МО от 25.03.2016 N 230/8 "Об утверждении схемы территориального планирования транспортного обслуживания Московской области".
Согласно пункту 7 части 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 03.11.2011 года N 1345/45, размещение объектов капитального строительства, их проектирование, строительство, реконструкцию, а также выдачу разрешений на строительство на земельных участках, полностью или частично расположенных в зонах планируемого развития транспортных инфраструктур в Московской области и в зонах с особыми условиями использования территории, установленных схемами территориального планирования Московской области, осуществляется на основании документации по планировке территорий, расположенных в указанных зонах, утвержденной Правительством Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) документами территориального планирования Российской Федерации являются схемы территориального планирования Российской Федерации в следующих областях:
1) федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;
2) оборона страны и безопасность государства;
3) энергетика;
4) высшее образование;
5) здравоохранение.
Согласно части 3 статьи 10 Градостроительного кодекса подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться в отношении одной или нескольких областей, указанных в части 1 настоящей статьи. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации в соответствующих области или областях может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования Российской Федерации. Подготовка схем территориального планирования Российской Федерации осуществляется применительно ко всей территории Российской Федерации. По решению Президента Российской Федерации или решению Правительства Российской Федерации подготовка схем территориального планирования Российской Федерации может осуществляться применительно к части территории Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 10 Градостроительного кодекса схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Градостроительного кодекса в положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что испрашиваемый земельный участок в соответствии со схемой территориального планирования, утвержденной в установленном законом порядке, относится к территории, предназначенной для нужд размещения ЛРТ "Одинцово - Красногорск - Москва", а также полностью в зоне размещения транспортной развязки на пересечении Волоколамского и Ильинского шоссе в г.о. Красногорск, в связи с чем, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность заявителю.
Таким образом, администрация обоснованно отказала заявителю в его предоставлении на указанном обществом виде права (собственность).
Как верно отмечено судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010105:23 является единым землепользованием, в состав которого входят земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010105:20, 50:11:0010105:21, 50:11:0010105:22, что заявителем не оспаривалось.
Согласно нормам Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (утратил силу с 17.05.2008) при осуществлении государственного кадастрового учета многоконтурному земельному участку присваивалось наименование "единое землепользование", а входящим в его состав земельным участкам - "обособленные" или "условные" земельные участки. При этом государственный кадастровый учет с присвоением отдельного кадастрового номера осуществлялся как в отношении многоконтурного земельного участка (единого землепользования), так и в отношении всех земельных участков, входящих в его состав (пункт 1 письма Минэкономразвития России от 16.01.2009 N 266-ИМ/Д23 "О многоконтурных земельных участках").
В настоящее время подобный принцип, заложенный в Порядке ведения государственного реестра земель кадастрового района и утвержденный Приказом Росземкадастра от 15.06.2001 N П/119, согласно которому объектами кадастрового учета с присвоенными кадастровыми номерами являются многоконтурный земельный участок и земельные участки, входящие в его состав, не применяется.
В целях государственного кадастрового учета и последующей государственной регистрации прав под многоконтурным земельным участком понимается объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляет собой несколько замкнутых контуров. В связи с этим отдельные контуры границы земельного участка не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями (пункт 1 письма N 266-ИМ/Д23).
Исходя из того, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010105:22 входит в состав единого землепользования (кадастровый номер 50:11:0010105:23) - образование новых земельных участков должно осуществляться из земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010105:23.
Вместе с тем, в заявлении от 29.11.2021 общество просило администрацию произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010105:22, что противоречит приведенным выше нормам, о чем и было указано в решении N 1.2.7/5572 с предложением представить правильную схему раздела.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что объект недвижимости с кадастровым номером 50:11:0010417:5761 находится в пределах испрашиваемого земельного участка, площадью 222 кв. м, который в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки (части территории) городского округа Красногорск Московской области, утвержденных решением Совета депутатов городского округа Красногорск Московской области от 05.07.2021 N 1628/7 (далее - Правила), расположен в территориальной зоне - зоне мест погребения (СП-1), в которой в соответствии с градостроительным регламентом минимальный размер земельного участка под ритуальную деятельность составляет 10 000 кв. м. Следовательно, предоставление земельного участка меньше указанных минимальных размеров не допускается.
При этом суд обращает внимание, что заявление от 29.11.2021 подано обществом в обход предусмотренной процедуры подачи заявления, установленной административным регламентом предоставления государственной услуги "предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов", утвержденного распоряжением Минмособлимущества от 31.05.2021 N 15ВР-883.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Обжалуя решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу, заявитель не указывает каких-либо конкретных обстоятельств, по которым он не согласен с обжалуемым решением, а лишь повторно ссылается на те обстоятельства, которые им указаны в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Таким образом, доводы заявителя направлены на переоценку обжалуемого судебного акта, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31.08.2022 года по делу N А41-96103/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-96103/2021
Истец: ООО "РИТУАЛ-КРАСНОГОРЬЕ"
Ответчик: Администрация городского округа Красногорск МО
Третье лицо: Администрация городского округа Красногорск МО