г. Москва |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А40-78183/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.А.Свиридова,
судей: |
С.Л.Захарова, Чеботаревой И.А. |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве на решение Арбитражного суда города Москвы от
08 июля 2022 по делу N А40-78183/22 (92-578)
по заявлению: 1) Департамента городского имущества города Москвы, 2) ГБУ Республики Саха (Якутия) "Якутское Постпредство в г.Москве", 3) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)
к Управлению Росреестра по Москве.
третьи лица: 1) ТУ Росимущества в городе Москве, 2) Минобрнауки России
о признании незаконными и отмене решений,
при участии:
от заявителя:1) А.С. Савинов по дов. от 19.11.2021; 2) не явился, извещен; 3) М.Д. Слепцова по дов. от 15.02.2022;
от ответчика: И.А.Соков по дов. от 17.01.2022;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г.Москвы (далее - Департамент, ДГИ) обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по г.Москве (далее - Управление, регистрирующий орган) о признании незаконными решений, изложенных в уведомлениях от 11.05.2022 N КУВД-001/2022-3685971/4 об отказе государственного кадастрового учета прекращения права собственности Республика Саха (Якутия) на здание 77:02:0023013:1037, расположенное по адресу: пр.Мира, д.112, стр.2; от 04.02.2022 N КУВД-001/2022-2699689/6 об отказе государственного кадастрового учета изменений в отношении здания 77:02:0023013:1037, расположенного по адресу: пр-т Мира, д.112, стр.2; от 16.05.2022 N КУВД-001/2022-3703100/3 об отказе в проведении действий по постановке на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности Республики Саха (Якутия) в отношении помещения площадью 639,4 кв.м. расположенного по адресу: пр-т Мира, д.112, стр.2; от 11.05.2022 N КУВД-001/2022-2697387 об отказе государственного кадастрового учета и одновременной регистрацией права собственности города Москвы в отношении помещения площадью 314,3 кв.м., расположенного по адресу: пр-т Мира, д.112, стр. 2.
Решением суда от 08.07.2022 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
От ГБУ Республики Саха (Якутия) "Якутское постпредство в г.Москве" поступил отзыв на апелляционную жалобу, которым просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Представитель Управления Росреестра по Москве доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме. изложил свою позицию. указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным. и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Департамента городского имущества города Москвы поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явились третьи лица, суд располагает доказательствами их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, выслушав объяснение сторон, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыве на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлениями об осуществлении регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества здание с кадастровым номером 77:02:0023013:1037, расположенного по адресу: пр-т Мира, д.112, стр. 2.
В соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2021 по делу N А40-334297/19 признано право собственности города Москвы объект недвижимости общей площадью 314,3 кв.м. этаж 2, пом. II, к. 1-8), расположенного по вышеуказанному адресу.
Согласно сведениям ЕГРН в отношении здания с кадастровым номером 77:02:0023013:1037 по адресу: пр-т Мира, д.112, стр.2 зарегистрировано право собственности Республики Саха (Якутия), о чем имеется соответствующая запись ЕГРН N 77-77-12/066/2013-111 от 11.10.2013.
Вышеуказанный объект недвижимости передан в оперативное управление ГБУ Республики Саха (Якутия) "Якутское постпредство в г.Москве", о чем в сведения ЕГРН внесена запись N 77-77-12/043/2013-487 от 25.12.2013.
С целью проведения мероприятий по регистрации права собственности города Москвы Департаментом совместно с ГБУ Республики Саха (Якутия) "Якутское постпредство в г.Москве" в адрес Управления Росреестра по Москве направлялись следующие заявления для одновременного рассмотрения:
* заявление на прекращение права собственности Республика Саха (Якутия) на здание 77:02:0023013:1037(от 01.02.2022 N КУВД-001/2022-3685971/1);
* заявление на учет изменений в отношении здания 77:02:0023013:1037 (от 26.01.2022 N КУВД-001/2022-2699689);
* заявление на постановку на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности Республики Саха (Якутия) в отношении помещения площадью 639,4 кв.м (от 01.02.2022 N КУВД-001/2022-3703100);
* заявление на постановку на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности города Москвы в отношении помещения площадью 314,3 кв.м. (от 26.01.2022 N КУВД-001/2022-2697387).
С целью осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на нежилое здание Департаментом заказано проведение кадастровых работ.
В качестве оснований для осуществления регистрационных действий представлены технические планы кадастрового инженера с приложениями.
Уведомлениями от 09.02.2022 N КУВД-001/2022-3685971/1, от 02.02.2022 N КУВД-001/2022-2699689/2, от 19.02.2022 N КУВД-001/2022-3703100/1 и от 12.02.2022 N КУВД-001/2022-2697387/1 приняты решения о приостановлении осуществления регистрационных действий на основании п.7 ч.1 ст.26 Закона N 218-ФЗ. Свое решение регистратор мотивировал несоблюдением Требований к подготовке технического плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее -Требования).
В связи с неустранением причин приостановления Управлением приняты Уведомления: от 11.05.2022 N КУВД-001/2022-3685971/4 об отказе государственного кадастрового учета прекращения права собственности Республика Саха (Якутия) на здание 77:02:0023013:1037, расположенное по адресу: пр-т Мира, д.112, стр.2; от 04.02.2022 N КУВД-001/2022-2699689/6 об отказе в государственном кадастровом учете изменений в отношении здания 77:02:0023013:1037, расположенного по адресу: пр-т Мира, д.112, стр.2; от 16.05.2022 N КУВД-001/2022-3703100/3 об отказе в проведении регистрационных действий по постановке на кадастровый учет с одновременной регистрацией права собственности Республики Саха (Якутия) в отношении помещения площадью 639,4 кв.м, расположенного по адресу: пр-т Мира, д.112, стр.2; от 11.05.2022 N КУВД-001/2022-2697387 об отказе в государственном кадастровом учете и одновременной регистрацией права собственности города Москвы в отношении помещения площадью 314,3 кв.м, расположенного по адресу: пр-т Мира, д.112, стр. 2.
Не согласившись с оспариваемыми отказами, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права, вопреки доводам подателя апелляционной жалобы, применены правильно.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с ч.1 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п.2 ст.209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц
В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 Закона N 218-ФЗ межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ являются основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Осуществление государственного кадастрового учета зданий, строений и сооружений в общем порядке производится на основании технического плана кадастрового инженера, подготовленного с соблюдением требований ст.24 Закона N 218-ФЗ, Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 и прочих подзаконных нормативных актов.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.14 Закона N 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с п.11 ст.24 Закона N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации.
Таким образом, для осуществления государственного кадастрового учета здания в регистрирующий орган предоставлены все необходимые документы, в том числе технический план, декларация и судебный акт о признании права собственности города Москвы.
Мотивы государственного регистратора, касающиеся разночтений в площади объекта, указанного в техническом плане и решении суда, не являются препятствием к осуществлению регистрационных действий.
В соответствии с п.2 Требований, площадь здания, сооружения, помещения определяется как площадь простейшей геометрической фигуры (например, прямоугольник, трапеция, прямоугольный треугольник) или путем разбивки такого объекта на простейшие геометрические фигуры и суммирования площадей таких фигур.
В соответствии с п.5 Требований, площадь нежилого здания, сооружения определяется как сумма площадей всех надземных и подземных этажей (включая технический, мансардный, цокольный и иные), а также эксплуатируемой кровли.
В соответствии с п.6 Требований, площадь этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен. Площадь мансардного этажа нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен и стен мансарды, смежных с пазухами чердака, с учетом пункта 11 настоящих Требований. Площадь эксплуатируемой кровли нежилого здания, сооружения определяется в пределах внутренних поверхностей ограждений по периметру эксплуатируемой кровли.
Таким образом, подсчет площади здания для целей кадастрового учета осуществляется путем сложения площадей контуров этажей по внутренним поверхностям стен, а не путем сложения площадей всех помещений в таком объекте.
Обстоятельства использования различных методик подсчета площади объекта, использованных судом и кадастровым инженером, отражено в разделе технического плана "Заключение кадастрового инженера".
На основании изложенного, кадастровым инженером при подготовке технического плана соблюдены все предъявляемые к его составлению требования, утвержденные ст.23 Закона N 218-ФЗ и подзаконными нормативными актами. Технический план и приложенные к нему документы являются достаточными для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности города Москвы на заявленный объект.
При таких обстоятельствах, у Управления Росреестра по Москве отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Таким образом, оспариваемые решения нарушают права и законные интересы заявителей.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в резолютивной части решения суда должно быть указано на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований суд правомерно обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве устранить нарушение прав и законных интересов Департамента городского имущества города Москвы, ГБУ Республики Саха (Якутия) "Якутское постпредство в г.Москве", Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения, путём осуществления государственной регистрации в отношении здания с кадастровым номером 77:02:0023013:1037, расположенного по адресу: пр-т Мира, д.112, стр.2, на основании поданных заявлений.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2022 по делу N А40-78183/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78183/2022
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЯКУТСКОЕ ПОСТПРЕДСТВО В Г. МОСКВЕ", ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха(Якутия)
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ