г. Москва |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А41-704/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Виткаловой Е.Н., Погонцева М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Бикметова Д.Д.,
при участии в судебном заседании:
от Администрации Дмитровского городского округа Московской области - Ершова Е.С., представитель по доверенности N 10 от 18.01.2022, паспорт, диплом от 27.05.2005;
от Федерального агентства лесного хозяйства - Бугаева А.В., представитель по доверенности N 116-02-28/14927 от 15.06.2022, паспорт, диплом от 03.02.2019;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2022 по делу N А41-704/22 по иску Администрации Дмитровского городского округа Московской области к Территориальному управлению Росимущества в Московской области; Федеральному агентству лесного хозяйства о признании;
третьи лица: Комитет лесного хозяйства Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Правительство Московской области, Правительство РФ, Министерство экологии и природопользования Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Дмитровского городского округа Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества, ответчик 1), Федеральному агентству лесного хозяйства (далее - Рослесхоз, ответчик 2), с требованиями:
- признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0280103:64 площадью 4899 +/- 24 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, квартал 52, часть выдела 9;
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0280103:64, площадью 4899+/- 24 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, квартал 52, часть выдела 9, категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов";
- признать право собственности муниципального образования Дмитровский городской округ Московской области на земельный участок, занятый захоронениями кладбища "Тимоновское" с кадастровым номером 50:04:0280103:64, площадью 4899 +- 24 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, квартал 52, часть выдела 9, и определить данному земельному участку категорию земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", вид разрешенного использования - "ритуальная деятельность".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Правительство Московской области, Правительство РФ, Министерство экологии и природопользования Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.07.2022 принят отказ Администрации Дмитровского городского округа Московской области от иска в части требований о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0280103:64 площадью 4899 +/-24 кв. м, расположенный по адресу: Московская область. Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, квартал 52, часть выдела 9:
- исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0280103:64. площадью 4899+/-24 кв. м расположенный по адресу: Московская область. Дмитровский муниципальный район. Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, квартал 52. часть выдела 9. категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенною использования "заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов".
Производство по делу N А41-704/22 в указанной части прекращено.
В части признании права собственности муниципального образования Дмитровский городской округ Московской области на земельный участок с кадастровым номером 50:04:0280103:64, площадью 4899+/-24 кв. м расположенный по адресу: Московская область. Дмитровский муниципальный район. Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, квартал 52. часть выдела 9 и определении данному земельному участку категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования - ритуальная деятельность требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Московской области проверены в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить в части удовлетворения исковых требований, что отражено в протоколе судебного заседания.
Представитель Администрации Дмитровского городского округа Московской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый в части судебный акт без изменения.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей Территориального управления Росимущества в Московской области, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Правительства Московской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Управления Росреестра по Московской области, ГКУ МО "Мособллес", Правительства РФ, Министерства экологии и природопользования Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru и не заявивших о его отложении, в соответствии с частью 1 статьи 266 и частью 3 статьи 156 АПК РФ.
При рассмотрении жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции проверяет судебный акт в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ.
Принимая во внимание, что от сторон заявлений относительно проверки обжалуемого судебного акта в полном объеме не поступило, суд апелляционной инстанции проверяет обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционную жалобу, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании проектной документации от 26.06.2017, утвержденной Приказом Комитета лесного хозяйства Московской области от 09.10.2017 N 27П-1651 был произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:45, в результате которого образован земельный участок с кадастровым номером 50:04:0280103:64 площадью 0,4899 га под кладбищем "Тимоновское".
В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1178/52 утвержден порядок деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области.
В соответствии с пунктами 4, 5 указанного постановления, объекты похоронного назначения должны быть включены в реестр государственного и муниципального имущества.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.07.2016 N 13ВР-1154 "О разграничении муниципального имущества между сельским поселением Якотское Дмитровского муниципального района Московской области и Дмитровским муниципальным районом Московской области" утвержден перечень имущества, предназначенного для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
В п. 10 данного перечня указано кладбище, расположенное юго-западнее с.Тимоново, в 450 м от границы деревни, при этом расположение границ указано как "Тимоновское" - земельный участок площадью 4899 кв. м, иного участка под кладбищем не установлено.
Согласно акту выбора участка земель лесного фонда от 24.03.2017, N 19 составленного с участием администрации Дмитровского муниципального района, ГКУ МО "Мособллес", старшего участкового лесничества "Тимоновского", и утвержденного Комитетом лесного хозяйства Московской области, спорный участок земель лесного фонда площадью 0,4899 га расположен в защитных лесах категории "лесопарковая зона" в кв. 52 часть выд. 9 Тимоновского участкового лесничества Дмитровского лесничества.
Заключение: комиссия считает возможным осуществление перевода участка земель лесного фонда площадью 0,4899 га, расположенного в кв. 52 части выд. 9 Тимоновского участкового лесничества Дмитровского лесничества в категорию "земли особо охраняемых территорий и объектов" для размещения существующего кладбища.
Приказом Комитета лесного хозяйства от 07.04.2017 N 27П-392 утвержден акт выбора участка земель лесного фонда от 24.03.2017 N 19 в квартале N 52, часть выдела 9.
Приказом Комитета лесного хозяйства от 09.10.2017 N 27П-1651 утверждена проектная документация лесного участка от 26.06.2017 N 210-2017/ПД существующего кладбища, согласно схеме расположения участка, участок относится к категории "земли лесного фонда", вид использования лесов: заготовка древесины, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, осуществление религиозной деятельности и др.
Постановлением администрации Дмитровского городского округа Московской области от 22.03.2019 N 489-П утвержден перечень кладбищ, расположенных на территории Дмитровского городского округа Московской области, позицией 61 указано кладбище "Тимоновское" как закрытое для свободного захоронения.
В соответствии с выкопировкой из генерального плана Дмитровского городского округа, утвержденного решением Совета депутатов Дмитровского го N 819/96 от 15.05.2020, земельный участок с кадастровым номером 50:04:0280103:64 находится в зоне кладбищ "СП-1".
Согласно акту обследования земельного участка с кадастровым номером 50:04:0280103:64 от 15.02.2022 N 21, в границах данного участка полностью расположены существующие захоронения кладбища "Тимоновское".
Границы земельного участка, фактически занятого захоронениями и необходимого для использования по назначению кладбища "Тимоновское" и обеспечения доступа к нему, соответствуют границам земельного участка с КН 50:04:0280103:64.
Наиболее раннее захоронение, выявленное на кладбище, датировано 1920 годом (умерший Корсаков Тимофей, рег. N захоронения 595926857).
Согласно материалам лесоустройства в границах земельного участка с КН 50:04:0280103:64 расположено сельское кладбище.
В целях постановки на кадастровый учет земельного участка под кладбищем администрацией были проведены кадастровые работы, составлена схема расположения участка, в результате было установлено, что участок под кладбищем расположен в границах участка земель лесного фонда с кадастровым номером 50:04:0280103:45.
Согласно выписке КУИ администрации Дмитровского го от 01.03.2021 N 000000285 из реестра муниципального имущества Дмитровского городского округа Московской области, кладбище "Тимоновское" является объектом муниципального имущества Дмитровского го и включено в реестр муниципального имущества Дмитровского го на основании Закона Московской области от 03.05.2018 N 55/2018-ОЗ, правообладателем является муниципальное образование Дмитровский г.о.
Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 50:04:0280103:64, общей площадью 4899 +/- 24 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Дмитровский муниципальный район, Дмитровское лесничество, Тимоновское участковое лесничество, квартал 52, часть выдела 9, находится в собственности Российской Федерации, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, строительство, реконструкция, эксплуатация линии электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов", дата присвоения кадастрового номера - 27.12.2018, номер и дата государственной регистрации права 50:04:0280103:64-50/004/2019-1 от 19.01.2019, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.01.2021.
Истец, полагая, что земельный участок, занимаемый захоронениями общественного кладбища, не относится к кладбищу, находящемуся в ведении Российской Федерации и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона, обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, находятся в муниципальной собственности в силу п. 1 ст. 18 Закона о погребении и право на данные земельные участки является разграниченным на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1).
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 3). Права всех собственников защищаются равным образом (п. 4).
В силу п. 1 и п. 2 ст. 214, п. 1 ст. 215 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Частью 1 ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.
В муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности (ч. 1 ст. 19 ЗК РФ).
В силу ч. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения.
Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о погребении предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5 статьи 16 Закона о погребении размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Следовательно, для того, что бы предоставлять участок земли на кладбище соответствующий субъект должен обладать каким-либо правом на соответствующую территорию.
Кроме того, независимо от разрешения вопроса о том, на каком праве соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления владеет и в силу какого права распоряжается земельным участком, на котором расположено кладбище, данный орган имеет законные основания для формирования, установления местоположения границ земельного участка под кладбище и постановки такого участка на кадастровый учет.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о погребении, местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона о погребении создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
По смыслу пункта 2 статьи 15 Закона о погребении места погребения по своей принадлежности могут быть государственные или муниципальные.
При этом федеральными кладбищами могут быть только кладбища, относящиеся к Федеральным военным мемориальным кладбищам, которые создаются на основании решения Президента Российской Федерации.
Остальные кладбища могут создаваться и находиться в ведении либо субъекта Российской Федерации, либо органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о погребении все общественные кладбища находятся только в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом Московской области от 17.07.2007 N 115/2007-ОЗ "О погребении и похоронном деле в Московской области" в ведении органов исполнительной государственной власти Московской области находятся только Московские областные мемориальные кладбища (статья 9).
Следовательно, земельные участки, на которых располагаются общественные кладбища, в силу прямого указания закона, могут находиться в собственности соответствующего муниципального образования, на территории которого располагаются указанные кладбища.
Как подтверждается материалами дела и установлено судом, кладбище "Тимоновское", расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:04:0280103:64 площадью 0,4899 га.
При данных обстоятельствах, исходя из совокупности приведенных положений следует, что спорные земельные участки, занимаемые захоронениями общественных кладбищ и ранее выделенные под них, на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" находится в муниципальной собственности, и право на данный земельный участок является разграниченным в силу закона.
При этом суд учитывает, что с момента принятия Закона о погребении, Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорные земельные участки в силу положений данных нормативных актов фактически были переведены из земель лесного фонда в иную категорию земель.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - закон N 8-ФЗ) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий (ч. 1 и ч. 2 ст. 4 закона N 8-ФЗ).
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 4 ст. 16 закона N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Не разрешается устройство кладбищ на территориях: 1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта; 2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов; 3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей; 4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; сохранение лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5 ЛК РФ).
Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 6 ЛК РФ).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).
Согласно ст. 1 ЗК РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).
В соответствии с частями 1 - 3 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В пункте 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации перечислены виды использования лесов.
Следует отметить, что такой вид использования лесов как организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения, статьи 6 и 25 Лесного кодекса Российской Федерации не предусматривают.
В соответствии с подпунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Статьей 50 указанного Закона предусмотрено, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
Согласно требованиям Федерального закона "О погребении и похоронном деле в Московской области" земельные участки, находящиеся под захоронениями должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность.
Постановлением Правительства Московской области от 30.12.2014 N 1178/52 утвержден порядок деятельности общественных кладбищ и крематориев на территории Московской области. В соответствии с пунктами 4, 5 указанного Порядка объекты похоронного назначения должны быть включены в реестр государственного и муниципального имущества. Земельные участки, находящиеся под объектами похоронного назначения, а также здания, строения и сооружения, расположенные на территории объектов похоронного назначения должны быть оформлены в государственную или муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О погребении и похоронном деле", места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.
На землях историко-культурного назначения возможно размещение военных и гражданских захоронений, что предусмотрено п. 1 ст. 99 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, земельный участок, необходимый для использования по назначению спорного кладбища, относится к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" к виду разрешенного использования земельного участка "ритуальная деятельность" относятся: размещение кладбищ, крематориев и мест захоронения; размещение соответствующих культовых сооружений; осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения.
Следовательно, земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, находятся в муниципальной собственности в силу прямого указания в законе, и право на данные земельные участки является разграниченным в силу закона; также в силу закона земельные участки, на которых размещаются кладбища, относятся к категории земель "земли особо охраняемых территорий", основному виду разрешенного использования "ритуальная деятельность".
Ответчиком в материалы дела не представлено документов-оснований регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, а также документов, подтверждающих наличие на участке объектов федеральной собственности.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что суд первой инстанции не учтен тот факт, что истцом не соблюден досудебный порядок перевода земельного участка из одной категории в другую.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку Общественное кладбище "Тимоновское" Дмитровского городского округа Московской области является исторически сложившимся. Первое захоронение, выявленное в ходе инвентаризации кладбища, датировано 1920 годом (умерший Корсаков Тимофей, per. N захоронения 595926857).
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).
Согласно ст. 1 ЗК РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Исходный земельный участок лесного фонда с КН 50:04:0280103:45 поставлен на кадастровый учет 29.09.2011 без учета существующего на местности кладбища.
09.10.2017 приказом N 271-1651 Комитетом лесного хозяйства утверждена проектная документация на лесной участок пл. 0,4899 га.
Согласно п. 1 Приказа, в виды использования земельного участка уже входило "осуществление религиозной деятельности".
Согласно п. 4 акта натурного технического обследования участка земель лесного фонда от 10.04.2017 года таксационное описание участка - кладбище.
Согласно п. 10 акта натурного технического обследования участка земель лесного фонда от 10.04.2017 года цель использования участка - для размещение существующего кладбища.
В акте выбора земельного участка от 24.03.2017 N 19, утвержденном председателем Комитета лесного хозяйства Московской области Советниковым И.В., указано, что участок предоставлен существующим кладбищем.
Таким образом, спорный земельный участок никогда не относился к землям лесного фонда, в материалы дела не представлено первоначальных правоустанавливающих документов, в соответствии с которыми данный земельный участок был разграничен в качестве земель лесного фонда.
В связи с этим, доводы ответчика о переводе земель из одной категории в другую в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в отношении данного земельного участка неприменимы.
Относительно доводов апелляционной жалобы о не проведении судебной землеустроительной экспертизы апелляционный суд отмечает, что Комиссией с участием представителей отдела геодезии и картографии МКУ "Управление по обеспечению деятельности органов местного самоуправления", МКУ "ДСС по вопросам похоронного дела" выполнено обследование земельного участка с КН 50:04:0280103:64 установлено, что захоронения кладбища "Тимоновское" находятся в границах спорного земельного участка.
Обследование выполнено с использованием спутникового геодезического оборудования Stonex S9 GNSS, имевшего на момент обследования действительное свидетельство о поверке от 05.07.2021 N С- АЦМ/05-07-2021/75957791.
Ответчик доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в названном акте обследования, не представил, в связи с чем, основания для назначения судебной землеустроительной экспертизы отсутствовали.
Согласно абзац 2 пункта 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Принимая во внимание изложенное, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 28.07.2022 по делу N А41-704/22 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-704/2022
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ДМИТРОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Московской области, Федеральное агенство лесного хозяйства
Третье лицо: ГКУ МО "Мособллес", Комитет лесного хозяйства Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Российской Федерации, Управление Росреестра по Московской области, Федеральное агенство лесного хозяйства