г. Москва |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А41-46054/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Диаковской Н.В., Стрелковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Скомороховой Д.Е.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 05.08.2022 по делу N А41-46054/22, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кондитерское предприятие "Полет" к Управлению Росреестра по Московской области о признании,
при участии в заседании:
от ООО "Кондитерское предприятие "Полет" - Бурмистров А.Ю. по доверенности от 13.10.2022, Захаров Е.В. по доверенности от 20.06.2022;
от Управления Росреестра по Московской области - извещено, не явился;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кондитерское предприятие "Полет" (далее - общество, ООО "Кондитерское предприятие "Полет") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, управление) о признании незаконными уведомления от 03.06.2022 N N КУВД-001/2022-5606204/8, КУВД-001/2022-5605811/8; об обязании осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности ООО "Кондитерское предприятие "Полет" на объекты недвижимости: "Котельная и перевооружение системы газоснабжения производства" и "Капитальный объект вспомогательного использования (склад)", расположенные по адресу: Московская обл., г.о. Люберцы, ул. Шоссейная д. 42/1.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05.08.2022 по делу N А41-46054/22 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе регистрирующий орган просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей регистрирующего органа.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ООО "Кондитерское предприятие "Полет" обратилось в управление с заявлением, с целью постановки на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на объекты: "Котельная и перевооружение системы газоснабжения производства", являющийся вспомогательным к зданию с кадастровым номером 50:22:0010211:25607, расположенному на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010211:29274 с видом разрешенного использования - пищевая промышленность; "Капитальный объект вспомогательного использования (склад)", являющийся вспомогательным к зданию с кадастровым номером 50:22:0010211:808, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 50:22:0010211:31172 с видом разрешенного использования - пищевая промышленность.
Уведомлениями от 03.06.2022 N N КУВД-001/2022-5606204/8, КУВД-001/2022-5605811/8 в государственной регистрации прав было отказано, поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также то, что технические планы подготовлены кадастровым инженером с нарушением положений п. 52 Требований.
Указанные отказы общество считает незаконными и не соответствующими требованиям действующего законодательства, в связи с чем, обратился в суд.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Порядок государственной регистрации перехода права собственности установлен положениями федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В соответствии с п. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Регистрация права собственности юридического лица на объект недвижимого имущества вспомогательного использования, для строительства которого не требуется разрешение на строительство, возможна в порядке, установленном статьей 25.3 Закона N 218-ФЗ, т.е. на основании декларации, что отмечено в письме Росреестра от 09.02.2012 N 14-910-ГЕ и при обязательном наличии прав на земельный участок.
Под объектом вспомогательного использования следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности.
Основными критериями отнесения объектов к объектам вспомогательного использования являются: наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношению к которому объект является вспомогательным и для обслуживания которого он построен - невозможность самостоятельного использования объекта для иной деятельности - трансформаторная подстанция предназначена для подачи электроэнергии в здание и не может самостоятельно эксплуатироваться и использоваться по целевому назначению. Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, с которым новое строение (сооружение) имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) и по отношению, к которому выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
На земельных участках с кадастровыми номерами 50:22:0010211:29274 и 50:22:0010211:3117 с видом разрешенного использования - пищевая промышленность, принадлежащих обществу на праве собственности, расположены здания с кадастровым номером 50:22:0010211:25607 и 50:22:0010211:808.
На указанных земельных участках возведены объекты "Капитальный объект вспомогательного использования (склад)" и "Котельная и перевооружение системы газоснабжения производства".
При обращении с заявлением в регистрирующим органом обществом были представлены: технический план в отношении объекта "Котельная и перевооружение системы газоснабжения производства", подготовленный на основании проектной документации, письма N 4735/1-1-13 от 06.09.2021, выданного администрацией городского округа Люберцы, письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N 3215-АБ/20 от 13.04.2020, письма Министерства экономического развития Российской Федерации N Д23и-1179 от 03.03.2017; технический план в отношении объекта "Капитальный объект вспомогательного использования (склад)", подготовленный на основании проектной документации, письма N 2143/1-1-13 от 27.04.2021, выданного администрацией городского округа Люберцы, письма Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N 3215-АБ/20 от 13.04.2020, письма Министерства экономического развития Российской Федерации N Д23и-1179 от 03.03.2017.
Из заключения кадастрового инженера следует, что "Котельная и перевооружение системы газоснабжения производства" и "Капитальный объект вспомогательного использования (склад)" являются вспомогательными к зданиям с кадастровыми номерами 50:22:0010211:25607 и 50:22:0010211:808, расположенными на земельных участках с кадастровыми номерами 50:22:0010211:29274 и 50:22:0010211:31172 соответственно, что подтверждается проектной документацией.
По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство. Одним из исключений из данного правила является п. 3 ч. 17 той же статьи, в соответствии с которым выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Таким образом, для строительства объектов вспомогательного использования не требуется получение разрешения на строительство и акта ввода объекта в эксплуатацию.
При этом земельный участок, на котором находится объект, имеет вид разрешенного использования, который позволяет осуществлять строительство на нем объектов соответствующих его целевому назначению, а сам объект недвижимого имущества не является объектом самовольного строительства.
Отклоняя доводы регистрирующего органа, о нарушении пунктов 20, 43, 52 Приказа N 953, судебная коллегия отмечает следующее.
В силу п. 70 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество", уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Вместе с тем, из уведомлений о приостановлении государственной регистрации не ясно, в чем конкретно выражено нарушение пунктов 20, 43, 52 Приказа N 953, какие действия должно совершить общество и какие конкретно документы необходимо представить для возобновления государственной регистрации, что является не соответствующим требованиям Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278.
Оценив технический план, апелляционный суд приходит к выводу о том, что форма, содержания и требования к заполнению технического плана не противоречат Приказу N 953, соответствуют пунктам 20, 43, 52 Приказа N 953. Доказательств об обратном в материалы дела не представлено, на наличие таких обстоятельств заявитель апелляционной жалобы не ссылался.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем были представлены все необходимые документы для совершения регистрационных действий в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом обстоятельств по делу не свидетельствует о неисследованности материалов дела судом и не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.08.2022 по делу N А41-46054/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-46054/2022
Истец: ООО "Кондитерское предприятие "Полет"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ