г. Москва |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А41-78170/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шальневой Н.В.
судей Епифанцевой С.Ю., Терешина А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой П.А.,
при участии в судебном заседании:
финансовый управляющий Поляков А.Н. лично;
иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу финансового управляющего Полякова А.Н. на определение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2022 по делу N А41-78170/20,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.01.2021 г. должник Грудинина Надежда Федоровна признана несостоятельной (банкротом) и в отношении нее введена процедура банкротства гражданина - реализация имущества.
Финансовым управляющим должника утвержден Поляков Андрей Николаевич, член СРО АУ "СГАУ".
20.01.2022 г. в арбитражный суд поступило ходатайство должника Грудининой Надежды Федоровны об исключении из конкурсной массы пенсии по старости в размере 20 440,14 руб. ежемесячно, начиная с 13.01.2021 г., социального пособия в размере 7 756,37 руб., и денежных компенсаций в общей сумме 956,37 руб.
Определением Арбитражного суда Московской области от 29.04.2022 из конкурсной массы Грудининой Надежды Федоровны исключены пенсия по старости в размере 20 440,14 руб. ежемесячно, начиная с 13.01.2021 г., социальное пособие в размере 7 756,37 руб., и денежные компенсации в общей сумме 956,37 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, финансовый управляющий Поляков А.Н. обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить обжалуемое определение и исключить из конкурсной массы денежные средства в размере прожиточного минимума.
В судебном заседании финансовый управляющий Поляков А.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со статьями 223, 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются положениями главы X Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные главой X, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве (пункт 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве).
В силу положений пункта 5 статьи 213.25 Закона о банкротстве с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.
В соответствии с пунктом 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного пунктом 3 настоящей статьи.
По мотивированному ходатайству гражданина и иных лиц, участвующих в деле о банкротстве гражданина, арбитражный суд вправе исключить из конкурсной массы имущество гражданина, на которое в соответствии с федеральным законом может быть обращено взыскание по исполнительным документам и доход от реализации которого существенно не повлияет на удовлетворение требований кредиторов. Общая стоимость имущества гражданина, которое исключается из конкурсной массы в соответствии с положениями настоящего пункта, не может превышать десять тысяч рублей (п. 2 ст. 213.25 Закона о банкротстве).
Из системного толкования указанных норм следует, что при решении вопроса об исключении имущества из конкурсной массы основным вопросом является возможность обращения на него взыскания в соответствии с действующим законодательством.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 12.07.2007 N 10-П, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и гражданина-должника требует защиты прав последнего путем не только соблюдения минимальных стандартов правовой защиты, отражающих применение мер исключительно правового принуждения к исполнению должником своих обязательств, но и сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 указанного Закона прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального бюджета. В аналогичных целях устанавливается прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 названного Федерального закона).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.07.2007 N 10-П, предоставляя гражданину-должнику имущественный (исполнительский) иммунитет, с тем чтобы исходя из общего предназначения данного правового института гарантировать должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования и деятельности, вышеуказанная норма процессуального права выступает процессуальной гарантией реализации социально-экономических прав должника и лиц, находящихся на его иждивении.
Размер величины прожиточного минимума самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении, определяется с учетом нормативных положений, регламентирующих данные вопросы на территории соответствующего субъекта.
Следовательно, средства в размере прожиточного минимума в связи с императивным требованием закона не входят в конкурсную массу в силу прямого указания закона и обеспечиваются гражданину независимо от момента введения процедур банкротства.
В соответствии с абзацем б) пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" внесены изменения в пункт 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно тексту измененной редакции указанный пункт федерального закона с 01.01.2019 изложен в следующей редакции: "Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона".
Согласно материалам дела, должник Грудинина Надежда Федоровна является пенсионером и имеет право на льготы, установленные законодательством, что подтверждается справкой о назначенных пенсиях и социальных выплатах, согласно которой Грудининой Надежде Федоровне назначена ежемесячная пенсия в размере 20 440,14 руб.
Кроме того, Грудининой Надежде Федоровне установлены меры соцподдержки ежемесячная денежная компенсация платы за занимаемую общую жилую площадь жилого помещения, ежемесячная денежная компенсация стоимости коммунальных услуг и ежемесячная денежная компенсация стоимости обращения с ТКО.
Также должником на основании справки N 9/23-Г-14 о реабилитации от 27.06.211 г. в качестве компенсации 26.01.2021 г. было перечислено 7 756,37 руб.
Случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона и позволяющих не применять положения настоящего закона к должнику, судом апелляционной инстанций не установлено.
Согласно пункту 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" доставка страховой пенсии производится по желанию пенсионера через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации либо через организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.
Таким образом, начиная с 01.01.2019 законодательно установлена норма, позволяющая должнику получить денежный иммунитет от предъявленных к нему требований за счет конкурсной массы самого должника - страховой пенсии по старости.
Ссылка финансового управляющего на определение Верховного Суда РФ от 14.01.2021 N 304-ЭС20-21620 несостоятельна, поскольку данный судебный акт не содержит запрета на исключение пенсии по старости в объеме, превышающем прожиточный минимум.
Оснований для иных правовых выводов арбитражным апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Московской области от 29.04.2022 по делу N А41-78170/20 в оспариваемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Шальнева |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78170/2020
Должник: Грудинина Надежда Федоровна
Кредитор: ААУ "ЦФОП АПК", АО "ЮНИКРЕДИТ БАНК", Ассоциация "Сибирская гильдия антикризисных управляющих", ООО "ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА", Поляков Андрей Николаевич
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2024 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6511/2024
05.07.2023 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-11442/2023
23.01.2023 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-32303/2022
23.12.2022 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-32303/2022
20.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18878/2022
04.10.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16062/2022
13.01.2021 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-78170/20