г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А56-25838/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от заявителя: Муравьев А.О. по доверенности от 18.10.2021
от заинтересованного лица: Омельченко М.И. по доверенности от 08.08.2022
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23685/2022) публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.06.2022 по делу N А56-25838/2022 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго"
к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Ленинградской области
об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Управление) от 03.03.2022 N 05/57-2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-56/2022, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 300 000 руб. штрафа.
Решением суда от 22.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, признать оспариваемое постановление Управления незаконным. Податель жалобы ссылается на то, что судом не учтено, что Правилами не урегулированы случаи единовременной подачи одним и тем же владельцем заявок на технологическое присоединение нескольких земельных участков, образованных из единого земельного массива путем намеренного дробления; суд не принял во внимание недобросовестность заявителя - АО "Индустриальный парк "Голубика", фактической целью которого при направлении таких заявок является технологическое присоединение нескольких земельных участков по льготному тарифу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления просил оставить жалобу без удовлетворения, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстацнии проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в адрес Ленинградского УФАС России поступило заявление АО "Индустриальный парк "Голубика" (вх. N 87 от 10.01.2022) с жалобой на действия (бездействие) ПАО "Россети Ленэнерго".
20.05.2021 АО "Индустриальный парк "Голубика" направил в адрес ПАО "Россети Ленэнерго" заявку N 21-029853 на технологическое присоединение объекта, расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский р-н, кад. N 47:23:0259004:1718 (далее - Объект).
ПАО "Россети Ленэнерго" должно было разместить документы и сведения, указанные в пункте 105 Правил присоединения в срок до 02.06.2021.
На момент подачи заявления в Ленинградское УФ АС России ПАО "Россети Ленэнерго" не разместило документы и сведения, указанные в пункте 105 Правил присоединения.
Управление в отношении Общества 15.02.2022 составило протокол об административном правонарушении N Пр/05/41.
Постановлением Управления от 03.03.2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-56/2022 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции посчитал доказанным событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий урегулированы Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Согласно пункту 105 Правил присоединения Сетевая организация в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки размещает на своем официальном сайте или ином официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемом Правительством Российской Федерации, в отдельном разделе условия типового договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами для соответствующей категории заявителей, счет, технические условия, проект договора, инструкцию.
Исходя из приведенной нормы, как верно указал суд первой инстанции, ПАО "Россети Ленэнерго" должно было разместить документы и сведения, указанные в пункте 105 Правил N 861, в установленный срок, что сетевой организацией сделано не было.
Между тем, как усматривается из материалов дела, АО "ИП Голубика" владело на праве собственности земельным участком категории сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", который впоследствии был разделен на 38 незначительных по площади земельных участков. Кадастровый учет указанных земельных участков произведен в феврале 2021 года.
Рассматриваемый в настоящем деле участок с кадастровым номером 47:23:0259004:1718 объединен посредством общей инфраструктуры с 37 земельными участками (полученными в результате деления), которые образуют единый массив, спланированный с целью промышленного развития Гатчинского района Ленинградской области (индустриального парка).
В этот же период в адрес сетевой организации поступило одновременно 38 заявлений о технологическом присоединении каждого вновь образованного земельного участка; в качестве объекта присоединения по каждому участку заявлено здание склада с требуемой мощностью в размере 150 кВт по III категории надежности, что в общем объеме составило 5700 кВт.
При этом применительно к рассматриваемому случаю в силу абзаца второго пункта 3, абзаца четвертого подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 сетевая организация не вправе отказать в осуществлении технологического присоединения по причине отсутствия у нее технической возможности и обязана выполнить такие мероприятия в короткие сроки (4 месяца со дня заключения договора).
ПАО "Россети Ленэнерго" восприняло указанные действия заявителя как искусственное дробление единого земельного участка с целью создания ситуации, при которой у АО "ИП Голубика" возникает право на технологическое присоединение на льготных условиях каждого участка, а у сетевой организации - обязанность по заключению соответствующих договоров, что в итоге позволяет заявителю избежать несения расходов в виде платы за технологическое присоединение с запрашиваемой мощностью в размере 5700 кВт (суммарно).
В рассматриваемой ситуации расходы по технологическому присоединению по навязанной АО "ИП Голубика" схеме вынуждена будет взять на себя сетевая организация, а в последующем переложить их на потребителей, поскольку согласно абзацу восьмому пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ в размер платы за технологическое присоединение не включаются расходы, связанные с подключением энергопринимающих устройств до 150 кВт; такие расходы составляют выпадающие доходы сетевой организации и подлежат компенсации за счет тарифов на услуги по передаче электрической энергии (пункт 87 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178).
Придя к выводу о заведомо недобросовестном осуществлении АО "ИП Голубика" гражданских прав (злоупотребление правом), ПАО "Россети Ленэнерго" с учетом положений статьи 10, абзаца седьмого статьи 12, статьи 14 Гражданского кодекса Российской Федерации сочло возможным объединить 38 объектов технологического присоединения в Договор, направив его сопроводительным письмом N ЛЭ/16-30/101, в котором просило уточнить наименование объекта присоединения ввиду того, что земельные участки, на которых планируется размещение складов, имеют категорию земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для сельскохозяйственного производства".
ПАО "Россети Ленэнерго" также поясняло, что Правила N 861 не регулируют случаи, когда заявитель злоупотребляет своими правами; по мнению Общества, действуя разумно с учетом принципа обеспечения защиты потребителя от необоснованного повышения тарифов на электрическую энергию (пункт 1 статьи 20 Закона N 35-ФЗ), сетевая организация имела право на оформление одного Договора.
Указанные доводы ПАО "Россети Ленэнерго" приводило Управлению при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, однако они не были предметом исследования в ходе производства по делу. Указанным доводам не дана оценка и в оспариваемом решении. Какие-либо документы у АО "ИП Голубика" Управлением не запрашивались. К участию в деле АО "ИП Голубика" не привлекалось, в качестве потерпевшей стороны не признано. Более того, в оспариваемом постановлении не дана оценка и доводам ПАО "Россети Ленэнерго" об исключительных обстоятельствах настоящего дела. Фактически при вынесении постановления Управление ограничилось лишь констатацией факта нарушения срока, установленного Правилами, не давая при этом оценки доводам Общества.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности административным органом в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Недоказанность состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и согласно части 2 статьи 211 АПК РФ влечет отмену оспариваемого постановления.
При указанных выше обстоятельствах решение суда первой инстанции, как вынесенное при ненадлежащей оценке представленных в материалы дела доказательств, подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 июня 2022 года по делу N А56-25838/2022 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 03.03.2022 N 05/57-2022 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 047/04/9.21-56/2022, которым публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25838/2022
Истец: ПАО "РОССЕТИ ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области