27 февраля 2024 г. |
Дело N А87-55/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.02.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Архипенко А.М., судей Кравченко В.Е., Приваловой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ровеньковский комбикормовый завод "Слобода" на решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики (судья Житная Ю.С.) от 24.11.2023 по делу N А87-55/2023 (А02-55/2023)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ровеньковский комбикормовый завод "Слобода" об оспаривании ненормативного правового акта Правительства Луганской Народной Республики,
при участии Прокуратуры Луганской Народной Республики и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Фонда государственного имущества Луганской Народной Республики; Государственного унитарного предприятия Луганской Народной Республики "Аграрный Фонд",
в присутствии в судебном заседании:
старшего прокурора отдела (на правах управления) прокуратуры города Севастополя - Махиня В.В.;
представителя общества с ограниченной ответственностью "Ровеньковский комбикормовый завод "Слобода" - Кофанов Я.А.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ровеньковский комбикормовый завод "Слобода" (далее - ООО "РКЗ "Слобода", общество или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Луганской Народной Республики с заявлением о признании недействующим распоряжения Правительства Луганской Народной Республики от 30.08.2019 N 835-р/19 "О введении временного внешнего управления имуществом" (далее -Распоряжение N 835/19), которым введено временное внешнее управление имуществом ООО "РКЗ "Слобода".
Определением от 14.12.2022 заявление ООО "РКЗ "Слобода" принято к производству Арбитражного суда Луганской Народной Республики.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Фонд государственного имущества Луганской Народной Республики (далее - ФГИ ЛНР) и Государственное унитарное предприятие Луганской Народной Республики "Аграрный Фонд" (далее - ГУП ЛНР "Аграрный Фонд").
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступила Прокуратура Луганской Народной Республики (далее - Прокуратура ЛНР).
Решением Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 24.11.2023 по делу N А87-55/2023 (А02-55/2023) в удовлетворении требований ООО "РКЗ "Слобода" отказано.
Не согласившись с названным судебным актом, заявитель обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать Распоряжение N 835/19 недействительным.
По мнению заявителя, обжалуемый судебный акт является незаконным и необоснованным, поскольку вынесен с существенными нарушениями норм материального и процессуального права. В обоснование апелляционной жалобы указывает на несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта Порядку установления временного внешнего управления имуществом на территории Луганской Народной Республики (далее - Порядок N 216/17), утвержденного постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 25.04.2017 N 216/17, а также на неправомерность вывода суда об избрании обществом ненадлежащего способа защиты гражданских прав.
В отзывах на апелляционную жалобу Правительство Луганской Народной Республики (далее - Правительство ЛНР), Прокуратура ЛНР и ФГИ ЛНР не согласились с приведенными в ней доводами, считают их несостоятельными и основанными на неверном толковании и применении норм материального права, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. В обоснование своей позиции указывают следующее: Распоряжение N 835/19 принято в рамках предоставленных Правительству ЛНР полномочий, а также в соответствии с действовавшим на момент его издания законодательством; обществом избран ненадлежащий способ защиты нарушенных, по его мнению, прав и законных интересов, поскольку в рассматриваемом случае имеется спор о праве, который подлежит разрешению в рамках искового производства, а не в порядке главы 24 АПК РФ. В этой связи полагают, что решение суда первой инстанции принято на основании полного, объективного и правильного установления фактических обстоятельств дела, с учетом собранных по делу доказательств и с соблюдением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ООО "РКЗ "Слобода" поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивает на незаконности принятого по делу судебного акта, в связи с чем, просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Прокурор, в свою очередь, возразил против доводов жалобы, указав на их необоснованность, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующее в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако, явку своих представителей в заседание апелляционного суда не обеспечили.
Проверив в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в целях обеспечения продовольственной безопасности Луганской Народной Республики и сохранения рабочих мест, своевременной выплаты заработной платы, в соответствии со статьями 13, 23 Закона Луганской Народной Республики от 31.07.2019 N 77-III "О Правительстве Луганской Народной Республики", постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 25.04.2017 N 216/17 "Об утверждении Порядка установления временного внешнего управления имуществом на территории Луганской Народной Республики", 30.08.2019 Правительством ЛНР принято Распоряжение N 835/19, которым введено временное внешнее управление имуществом ООО "РКЗ "Слобода", временным внешним управляющим имуществом ООО "РКЗ "Слобода" назначено ГУП ЛНР "Аграрный Фонд", с предоставлением последнему полномочий высшего органа управления обществом в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики.
Согласно пункту 3 Распоряжения N 835/19 временный внешний управляющий осуществляет следующие функции на предприятии: управляет всем имуществом и распоряжается имуществом, которое не относится к основным фондам; принимает меры по обеспечению эффективного использования имущества и сохранности документации предприятия, в том числе имущества, находящегося у предприятия на основании договоров аренды, хранения и по иным основаниям; обеспечивает проведение инвентаризации и оценку имущества предприятия; заключает договоры, необходимые для продолжения ведения хозяйственной деятельности предприятия; открывает и закрывает банковские счета, распоряжается денежными средствами, полученными от управления имуществом предприятия, подписывает платежные и прочие финансовые документы; управляет имуществом предприятия на условиях обеспечения его сохранности, надлежащего и рационального использования, модернизации и усовершенствования, использования в соответствии с функциональным назначением; использует имущество предприятия по целевому назначению соответственно профилю производственной деятельности юридического лица, которое ранее осуществляло эксплуатацию такого имущества; улучшает (осуществляет реконструкцию, техническое переоснащение, капитальный и текущий ремонты) имущество; ведет бухгалтерский, финансовый, статистический, налоговый учет, подписывает и подает отчетность в государственные органы и фонды; принимает все необходимые меры, направленные на сохранение существующих и/или создание новых рабочих мест.
Имущество общества обособляется от другого имущества временного внешнего управляющего, отражается на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет (пункт 4 Распоряжения N 835/19).
Пунктами 5-7 Распоряжения N 835/19 на уполномоченные органы государственной власти и ГУП ЛНР "Аграрный Фонд" возложены обязанности по проведению проверки имущества ООО "РКЗ "Слобода", предоставлению отчета о такой работе и заключению договора внешнего управления имуществом общества в установленном законодательством порядке.
ООО "РКЗ "Слобода", не согласившись с вышеуказанным распоряжением о введении временного внешнего управления имуществом, считая его незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, обратилось в Арбитражный суд Луганской Народной Республики с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции не установил совокупности условий, необходимой для удовлетворения заявленных в порядке главы 24 АПК РФ требований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы, по следующим мотивам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.
В пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, рассматриваемых по правилам главы 24 АПК РФ, суд применяет нормы материального права, которые действовали во время возникновения правоотношения с участием заявителя, если из федерального закона не вытекает иное (часть 5 статьи 3 и часть 1 статьи 13 АПК РФ).
С учетом требований части 3 статьи 1, части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 04.10.2022 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики" (далее - Закон N 6-ФКЗ) и даты подписания Договора между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Луганской Народной Республики с 30.09.2022, если иное не предусмотрено Законом N 6-ФКЗ.
В рассматриваемом случае, оспариваемый обществом ненормативный правовой акт принят 30.08.2019, то есть в период независимости Луганской Народной Республики и до момента начала действия на ее территории в силу части 1 статьи 4 Закона N 6-ФКЗ законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Делая вывод о том, что Распоряжение N 835/19 принято в рамках предоставленных Правительству ЛНР полномочий, а также в соответствии с действовавшим на момент его издания законодательством, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 75 Конституции Луганской Народной Республики от 18.05.2014 исполнительную власть Луганской Народной Республики осуществляет Правительство Луганской Народной Республики, которое является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Луганской Народной Республики.
В соответствии со статьей 23 Закона Луганской Народной Республики от 31.07.2019 N 77-III "О Правительстве Луганской Народной Республики" (далее - Закон N 77-III) Правительство Луганской Народной Республики на основании и во исполнение Конституции Луганской Народной Республики, законов, указов Главы Луганской Народной Республики издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты организационно-распорядительного характера, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Луганской Народной Республики.
Частью 4 статьи 1 Закона Луганской Народной Республики от 24.04.2015 N 17-II "О военном положении" (далее - Закон N 17-II) установлено, что в период действия военного положения в соответствии с данным Законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Луганской Народной Республики, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, права их должностных лиц. На предприятия, учреждения и организации, их должностных лиц, граждан могут возлагаться дополнительные обязанности.
В силу статьи 8 Закона N 17-II в период действия военного положения законами и иными нормативными правовыми актами Луганской Народной Республики в целях производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Народной милиции, других воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности, оборот имущества, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, временно изменены форма собственности предприятий, учреждений и организаций, порядок и условия процедур банкротства, режим трудовой деятельности, временно введено государственное управление предприятиями, учреждениями и организациями муниципальной, частной и иных форм собственности, установлены особенности финансового, налогового, таможенного и банковского регулирования, как на территории на которой введено военное положение, так и на территориях, на которых военное положение не введено.
В соответствии с пунктом 151 раздела VIII Гражданского кодекса Луганской Народной Республики (в редакции от 14.06.2019) в целях реализации положений статьи 8 Закона Луганской Народной Республики от 24.04.2015 N 17-II "О военном положении" отношения по временному государственному управлению предприятиями, учреждениями, организациями (временные администрации по управлению предприятиями, учреждениями, организациями, внешнее управление имуществом), а также порядок государственной регистрации в качестве юридических лиц таких предприятий, учреждений, организаций могут регулироваться нормативными правовыми актами Правительства Луганской Народной Республики, в том числе принятыми до вступления в силу данного Кодекса.
Постановлением Совета Министров Луганской Народной Республики от 25.04.2017 N 216/17 утвержден Порядок N 216/17, которым определен механизм выявления и передачи имущества во временное внешнее управление, права и обязанности сторон договора временного внешнего управления имуществом.
Согласно пункту 3 Порядка N 216/17 (в редакции от 30.08.2019) его действие распространяется, в частности, на следующее имущество: в отношении которого собственником не выполняются обязанности по его содержанию; собственник которого установлен, но фактически не обеспечивает целевое использование принадлежащего ему имущества; предприятия, деятельность (бездеятельность) которого влечет общественно опасные последствия техногенного, экологического, социального и продовольственного характера или наносит ущерб безопасности Луганской Народной Республики.
Вышеперечисленное имущество, может передаваться во временное внешнее управление юридическим лицам, физическим лицам - предпринимателям, исполнительным органам государственной власти, государственным унитарным предприятиям, государственным учреждениям, общественным объединениям, а также иностранным юридическим лицам, осуществляющих деятельность через филиалы (представительства), аккредитованные в соответствии с законодательством Луганской Народной Республики (пункт 4 Порядка N 216/17).
Как следует из материалов дела, письмом от 16.08.2019 N 106 ООО "РКЗ "Слобода" уведомило ГУП ЛНР "Аграрный Фонд" (с направлением копии данного письма в адрес Министерства сельского хозяйства и продовольствия Луганской Народной Республики), в частности, о следующем: в связи с отсутствием финансовой возможности выплачивать налоги и заработную плату с 01.09.2019 обществом будут уволены работники элеватора, лаборатории, ремонтно-технических служб, бухгалтер 36 сч.; на основании решения общего собрания учредителей ООО "РКЗ "Слобода" останавливает хозяйственную деятельность по причине ее убыточности; общество снимает с себя ответственность за количественно-качественные показатели переданного ему на хранение зерна пшеницы в количестве 3 257,301 т, которое является государственной собственностью и неснижаемым остатком закладки продовольственной пшеницы Луганской Народной Республики.
При указанных фактических обстоятельствах, в целях обеспечения в условиях военного положения продовольственной безопасности Луганской Народной Республики и защиты прав работников общества, Правительством ЛНР в пределах предоставленных ему полномочий было принято оспариваемое распоряжение о введении временного внешнего управления имуществом ООО "РКЗ "Слобода", что в полной мере соответствует вышеприведенным требованиям Конституции Луганской Народной Республики, Гражданского кодекса Луганской Народной Республики, Законов N 77-III и N 17-II, Порядка N 216/17.
При этом, довод ООО "РКЗ "Слобода" о том, что Порядок N 216/17 подлежит применению исключительно в отношении имущества предприятий - нерезидентов, к числу которых общество не относится, правомерно отклонен судом первой инстанции, с учетом следующего.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Луганской Народной Республики акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Пунктом 2 постановления Совета Министров Луганской Народной Республики от 25.04.2017 N 216/17 предусмотрено, что утвержденный этим постановлением Порядок установления временного внешнего управления имуществом на территории Луганской Народной Республики распространяется на отношения, связанные с осуществлением управления имуществом предприятий - нерезидентов юридическими лицами, которые согласно решениям Совета Министров Луганской Народной Республики на день вступления данного постановления в силу назначены временными администрациями (выполняют функции и исполняют обязанности высшего органа управления) предприятий - нерезидентов, в части проверки наличия и передачи имущества во временное внешнее управление, прав и обязанностей сторон договора временного внешнего управления имуществом и контроля за его исполнением.
В целях приведения в соответствие с Порядком N 216/17 отношений, связанных с осуществлением управления имуществом предприятий - нерезидентов ранее назначенными решениями Совета Министров Луганской Народной Республики временными администрациями, пунктами 3 и 4 постановления Совета Министров Луганской Народной Республики от 25.04.2017 N 216/17 установлены мероприятия по проверке наличия такого имущества, его описи и учету, а также по оформлению соответствующих договоров временного внешнего управления.
Исходя из системного анализа вышеназванных правовых актов, с момента утверждения Порядка N 216/17 его действие распространяется как на имущество, указанное в пункте 3 данного Порядка, так и на возникшие ранее отношения, связанные с осуществлением управления имуществом предприятий - нерезидентов, в части проверки наличия и передачи имущества во временное внешнее управление, прав и обязанностей сторон договора временного внешнего управления имуществом и контроля за его исполнением.
При этом, перечень имущества, установленный пунктом 3 Порядка N 216/17, не ограничивается только имуществом иностранных юридических лиц. Следовательно, действие названного Порядка распространяется и на имущество резидентов Луганской Народной Республики, в том числе ООО "РКЗ "Слобода".
Также, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что фактически между обществом и Луганской Народной Республикой, в чьем владении в настоящее время находится спорный имущественный комплекс комбикормового завода, имеется спор о праве, который подлежит разрешению в рамках гражданско-правового спора, а не путем оспаривания в порядке главы 24 АПК РФ ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия.
Право на судебную защиту является одним из основополагающих прав человека и гражданина. Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждое лицо, обращающееся в суд, вправе самостоятельно определять основания своего обращения, указывать на то право, которое подлежит защите и определять пределы его защиты, формулировать свои требования и выбирать тот способ защиты, который это лицо полагает соответствующим.
Несмотря на то, что обращающееся в суд лицо свободно в выборе способа защиты своего нарушенного права, тем не менее, избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Вместе с тем лицо, осуществляя принадлежащее ему право, самостоятельно несет негативные последствия неверного выбора способа защиты своего права, не соответствующего его реальным интересам. Кроме того, обеспечение восстановления нарушенного права является необходимым условием применения того или иного способа защиты.
Заявитель, оспаривая в порядке главы 24 АПК РФ распоряжение Правительства ЛНР, которым введено временное внешнее управление имуществом ООО "РКЗ "Слобода", преследует конечный материально-правовой интерес вернуть в свое владение указанное имущество.
Однако заявленными требованиями такая цель не может быть достигнута. Из материалов дела следует и судом установлено, что спорный имущественный комплекс комбикормового завода в сентябре 2022 года обращен в государственную собственность Луганской Народной Республики иным распорядительным актом Правительства ЛНР.
Таким образом, обращаясь в суд с рассматриваемыми требованиями, общество избрало ненадлежащий способ защиты права, которое оно считает нарушенным, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных отношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество. Данный правовой подход соответствует разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" и сложившейся судебной практике (определения Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2016 N 310-КГ15-19044 по делу N А83-1071/2015, от 10.01.2018 N 310-КГ17-18286 по делу N А83-3543/2016, от 02.05.2017 N 310-КГ17-4129 по делу N А83-6472/2015, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 28.02.2018 по делу N А83-195/2016, от 16.02.2017 по делу N А83-1792/2015, от 24.10.2016 по делу N А84-2835/2015 и по ряду иных аналогичных дел).
Таким образом, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Луганской Народной Республики от 24.11.2023 по делу N А87-55/2023 (А02-55/2023) оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ровеньковский комбикормовый завод "Слобода" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Архипенко |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А87-55/2023
Истец: ООО "Ровеньковский комбикормовый завод "Слобода"
Третье лицо: ГУП ЛНР "Аграрный фонд", Фонд государственного имущества Луганской Народной Республики, Правительство Луганской Народной Республики, Прокуратура Луганской Народной Республики