город Воронеж |
|
19 октября 2022 г. |
Дело N А36-6255/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от ГЖИ Липецкой области: Пустовалов М.В. - представитель по доверенности N 15 от 06.09.2022, сроком действия до 31.12.2022, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от ПАО "Квадра - Генерирующая компания": Петрова В.Ю. - представитель по доверенности N ИА-133/2022-ЛГ от 01.01.2022, сроком действия по 31.12.2022, представлен паспорт гражданина РФ.
от ООО "УК "РСУ-2" представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760) на решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.04.2022 по делу N А36-6255/2021, по заявлению публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области N869 от 17.05.2021,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "УК "РСУ-2" (ОГРН 1114823013953, ИНН 4826079121),
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ПАО "Квадра") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (далее - Жилищная инспекция, заинтересованное лицо, ГЖИ Липецкой области) N 869 от 17.05.2021.
Дело рассматривалось при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общества с ограниченной ответственностью "УК "РСУ-2".
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 06.04.2022 заявленные требования удовлетворены.
Предписание Государственной жилищной инспекции Липецкой области N 869 от 17.05.2021 признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГЖИ Липецкой области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
ГЖИ Липецкой области, что расчет платы за отопление в период за январь - февраль 2021 должен осуществляться исходя из норматива потребления коммунального ресурса, поскольку приборы учета тепловой энергии (коллективные узлы учета), не соответствовали требованиям действующего законодательства, предъявляемым к узлам учета и контроля качества, являлись неисправными в оспариваемый период и соответственно, информация с них не могла служить основанием для начисления платы за коммунальные услуги по отоплению.
К материалам дела приобщены письменные пояснения, поступившие от ГЖИ Липецкой области.
В судебном заседании представитель ГЖИ Липецкой области поддержал апелляционную жалобу, просил суд обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ПАО "Квадра - Генерирующая компания" на доводы апелляционной жалобы возражал, просил оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "09" часов "45" минут "12" октября 2022 года.
Представитель ГЖИ Липецкой области дал пояснения по фактическим обстоятельствам дела.
За время перерыва через электронный сервис "Мой арбитр" от ГЖИ Липецкой области от ГЖИ Липецкой области поступили ходатайства о возобновлении исследовании доказательств, о приобщении дополнительного доказательства - копии ведомости учета параметров теплопотребления (среднесуточные статистические данные с 20.09.2021 по 21.10.2021); о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств копии актов периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя.
В судебном заседании объявлялся перерыв до "11" часов "30" минут "12" октября 2022 года.
Третье лицо явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
ПАО "Квадра" является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет поставку тепловой энергии и теплоносителя, а также производит расчеты за потребленные коммунальные ресурсы с собственниками (пользователями) помещений многоквартирного дома по адресу: г.Липецк, ул.Меркулова, д.57, инженерные сети которого непосредственно присоединены к сетям заявителя.
В Жилищную инспекцию поступило обращение жильца многоквартирного дома по адресу: г.Липецк, ул.Меркулова д.57 по вопросу законности и обоснованности начисления платы за отопление.
На основании распоряжения руководителя Жилищной инспекции (приказ) от 05.04.2021 N 3538 в отношении ПАО "Квадра" была проведена внеплановая документарная проверка.
В рамках проверки Жилищной инспекцией в адрес ПАО "Квадра" направлен запрос от 16.04.2021 о предоставлении информации (т.1, л.д.62).
В целях исполнения указанного запроса обществом предоставлен ответ от 22.04.2021 и документы (т.1, л.д.68).
По результатам проведенной документарной проверки Жилищной инспекцией составлен Акт N 3818 от 17.05.2021 (т.1, л.д.63-66).
С учетом обстоятельств, отраженных в Акте документарной проверки выдано предписание N 869 от 17.05.2021 и возложена обязанность: выполнить перерасчет размера платы за отопление по адресу: г.Липецк, ул.Меркулова, д.57, за январь - февраль 2021, исходя из норматива потребления коммунального ресурса в соответствии с п.42(1), п. 60(1) Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354 (далее - Правила N 354). Срок исполнения предписания - 18.06.2021 (т.1, л.д.67).
Не согласившись с предписанием, Общество обратилось в суд с заявленными требованиями.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Правила N 354).
Пунктом 42(1) Правил N 354 установлены 2 способа оплаты коммунальной услуги по отоплению - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению (абзац 2 пункта 42(1) Правил N 354).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отоплению (абзац 3 пункта 42(1) Правил N 354).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии отоплению (абзац 4 пункта 42(1) Правил N 354).
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии отоплению (абзац 5 пункта 42(1) Правил N 354).
В рассматриваемом случае, основанием для вынесения спорного предписания явился вывод Государственной жилищной инспекции Липецкой области о невозможности ПАО "Квадра" использовать сведения за январь 2021 - февраль 2021 года о количестве тепловой энергии, полученной потребителем, с узла учета тепловой энергии, установленного в многоквартирном доме N 57 по ул.Меркулова города Липецка по основаниям отсутствия результатов измерения давления на прямом и обратном трубопроводе системы отопления, а также отсутствия на преобразователях давления пломб, сведений о поверке.
Удовлетворяя заявленные требования Общества, суд первой инстанции посчитал, что в отсутствие доказательств, свидетельствующих о нарушении работы узла учета потребителя, ранее допущенного в эксплуатацию при его установке в предусмотренном законодательством порядке, а также доказательств, подтверждающих случаи, при которых узел учета считается вышедшим из строя, приоритет должен быть отдан расчету по прибору учета.
В связи с чем, суд сделал вывод, о том что выданное предписание противоречит вышеуказанным нормам Правил N 354, Правил N 1043, Методики N 99/пр и незаконно возлагает на ПАО "Квадра" обязанность осуществлять расчет платы за поставленную тепловую энергию исходя из норматива потребления.
Однако, апелляционная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции ввиду следующего.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Частью 3 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
1)отсутствие в точках учета приборов учета;
2)неисправность приборов учета;
3)нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
Согласно пункта 2 Правил N 1034 "узел учета" - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
"Прибор учета" - средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов.
Под качеством тепловой энергии понимается совокупность параметров (температур и давлений) теплоносителя, используемых в процессах производства, передачи и потребления тепловой энергии, обеспечивающих пригодность теплоносителя для работы теплопотребляющих установок в соответствии с их назначением.
Под неисправностью средств измерений узла учета согласно пункту 2 Правил N 1034 понимается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно - технической и (или) конструкторской (проектной) документации, в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях.
Согласно пункту 33 Правил N 1034 узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Как следует из пункта 34 Правил N 1034, теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При измерении перегретого пара дополнительно устанавливается датчик давления пара.
Согласно пункту 75 Правил N 1034 узел учета тепловой энергии считается вышедшим из строя в следующих случаях:
а) отсутствие результатов измерений;
б) несанкционированное вмешательство в работу узла учета;
в) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;
г) механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета;
д) наличие врезок в трубопроводы, не предусмотренных проектом узла учета;
е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);
ж) работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
Из пунктов 62 - 72 Правил N 1034 следует, что проверка готовности узла учета после его поверки производится в порядке, установленном для ввода прибора в эксплуатацию, комиссией, которой владелец узла учета в обязательном порядке предоставляет проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, и иные документы, указанные в пункте 64 Правил N 1034.
Согласно пункту 68 Правил N 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания.
При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета узел учета пломбируется (пункт 69 Правил N 1034).
В пункте 70 Правил N 1034 указано, что пломбирование узла учета осуществляется: представителем теплоснабжающей организации в случае, если узел учета принадлежит потребителю; представителем потребителя, у которого установлен узел учета.
Согласно пункту 72 Правил N 1034 в случае наличия у членов комиссии замечаний к узлу учета и выявления недостатков, препятствующих нормальному функционированию узла учета, этот узел учета считается непригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. В этом случае комиссией составляется акт о выявленных недостатках, в котором приводится полный перечень выявленных недостатков и сроки по их устранению. Указанный акт составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней. Повторная приемка узла учета в эксплуатацию осуществляется после полного устранения выявленных нарушений.
Перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 данных правил (пункт 73 Правил N 1034).
В пунктах 105 - 109 Правил N 1034 перечислены требования к контролю качества теплоснабжения. Согласно пункту 107 данных правил контролю качества теплоснабжения подлежит, в том числе, такой параметр, как давление в подающем и обратном трубопроводах.
В силу подпункта "г" пункта 32 Методики N 99-пр теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также среднее значение давления теплоносителя, МПа.
В соответствии с актом проверки N 3818 от 17.05.2021 (т.1, л.д.63-66), установлено что многоквартирный дом по адресу: г.Липецк, ул. Меркулова, д. 57, оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии, теплоносителя, (акт периодической проверки узла учета тепловой энергии у потребителя от 17.09.2020 и 06,08.2020).
Расчет размера платы за отопление за январь -февраль 2021 года потребителям дома по адресу: г.Липецк, ул. Меркулова, д. 57, выполнен ПАО "Квадра"-"Генерирующая компания" (филиал ПАО "Квадра" - "Липецкая генерация") исходя из показаний коллективного прибора учета тепловой энергии, теплоносителя, зафиксированных за период с 23.12.2020-22.01.2021, с 23.01.2021- 22.02.2021 соответственно.
При изучении актов периодической проверки узла учёта тепловой энергии у потребителя от 17.09.2020 и 06.08.2020, представленных в ходе проверки ПАО "Квадра - Генерарующая компания", в графе "в состав узла учёта тепловой энергии входят средства измерений" отсутствует информация о преобразователях давления.
На момент проведения проверки преобразователи давления, установленные на прямом и обратном трубопроводе системы отопления, не были опломбированы. Паспорта преобразователей давления, с отметкой о проведённой поверке (действующим клеймом поверителя), не предоставлены.
В состав узла учета по 1,2,3,4,5 вводам в соответствии с техническим проектом "Узел учета тепловой энергии и теплоносителя" Жилой дом по адресу: г. Липецк, ул. Меркулова, 57, согласованным филиалом ПЛО "Квадра" - "Липецкая Генерация" 18.04.2016 (лист б/н Изменения в проекте. Спецификация оборудования) входит:
1.Теплосчетчик ТЭСМА-106,02 в комплекте
1.1 измерительный блок-1 шт.
1.2 электромагнитный расходомер Ду40 ППР-40-2 шт.
1.3. электромагнитный расходомер Ду32 РСМ-05.05-32- 1 шт.
1.4. электромагнитный расходомер Ду25 РСМ-05.05-32- 1 шт.
1.5. комплект термопреобразователей КТС-Б-2 пары.
1.6. датчик давления типа ПД-Р1,6 МПА-0,5-G1/2-1- 2 шт.
В ходе выездной проверки было установлено, что в узлах учёта тепловой энергии, расположенных по адресу: г. Липецк, ул. Меркулова, д.57, установлены преобразователи давления ИД-И-АЦ-К1-1,6., что подтверждается актами периодической проверки от 17.09.2020 и от 06.08.2020.
То есть фактически установлены приборы измерения давления, отличные от тех, которые предусмотрены проектно-технической документацией, согласованной с энергоснабжающей организацией.
Доводы ПАО "Квадра - Генерарующая компания"суд признает несостоятельными, поскольку ей подлежат передаче все документы для ввода узла учета в эксплуатацию не менее, чем за 10 рабочих дней до предполагаемого ввода. В их числе предоставляется и база настроенных параметров, вводимая в измерительный блок или тепловычислитель, почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы, схему пломбирования, исключающую несанкционированные действия. Таких документов представлено не было.
Кроме того, при приемке узла учета проверяется, также соответствие диапазонов измерений параметров параметрам, определяемым договором и условиям подключения к системе теплоснабжения, соответствие монтажа составных частей узла учета, наличие свидетельств о поверке, заводских пломб и клейм, соответствие приборов проекту.
Предоставление соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества, при температуре и давлении подачи в допустимых диапазонах является единственным основанием для получения за нее платы в полном объеме.
Значения давления теплоносителя в подающем трубопроводе (P1,МПа) и в обратном трубопроводе (Р2, МПа) из ведомостей учета теплопотребления за оспариваемый период не могут являться корректными результатами фактических измерений средних значений, так как их величины равны, что свидетельствует о том, что показания не фиксируются автоматически и не передаются.
Фактически установленный прибор не соответствует проекту по классу точности (Изменения в проекте. Спецификация оборудования).
При отсутствии пломб и клеймения, выполнение в полном объеме требований пунктов 64-66 Постановления Правительства РФ ресурсоснабжающей организацией не доказано.
При таких обстоятельствах несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не были исключены.
Поэтому данные, полученные с указанного узла учета не могут приниматься для коммерческих расчетов в связи с неисправностью средств измерений.
Учитывая, что в установленный в спорном МКД узел учета не был укомплектован в соответствии с проектом и техническими характеристиками, показания в автоматическом режиме не измерял, не фиксировал и не передавал, не был опломбирован либо клеймен в установленном порядке, суд приходит к выводу, что соответствующий прибор не мог быть расценен как исправный узел учета, показания которого могут быть использованы при расчете объема потребленных ресурсов.
Фактическое отсутствие измерения и фиксации в памяти прибора учета показаний с датчиков давления учета не позволит исполнить требование законодательства по контролю за тепловыми и гидравлическими режимами работы внутридомовой системы отопления, документирования такого параметра теплоносителя как давление.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 14.03.2022 N 310-ЭС22-680 по делу N А36-8857/2020.
Таким образом, по состоянию на 17.09.2020 года узел учёта тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения, установленный по адресу: г. Липецк, ул. Меркулова, д.57, не соответствовал положениям пунктов 3, 68, 73 Правил N 1034 и не мог быть допущен к учету.
Расчет размера платы за отопление за январь - февраль 2021 года по адресу; г.Липецк, ул. Меркулова, д. 57, должен осуществляться в соответствии с абз.2 п. 42(1) Правил N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Оспариваемое предписание не нарушает права Общества, поскольку она вправе взимать плату при оказании услуги надлежащего качества в размере, рассчитанном в установленном порядке, при условии соблюдения требований, обеспечивающих достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
Следовательно, оспариваемое предписание выдано с целью устранения нарушений действующего законодательства при наличии на то оснований и не нарушает права и законные интересы заявителя.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований Общества о признании недействительным предписания ГЖИ Липецкой области N 869 от 17.05.2021 следует отказать, а решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.04.2022 - отменить.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления в суде первой инстанции в силу ст. 110 АПК РФ относятся на ПАО "Квадра - Генерирующая компания".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 06.04.2022 по делу N А36-6255/2021 отменить.
В удовлетворении заявленных требований публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 10103442304489, ИНН 6829012680) о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Липецкой области (ОГРН 1024840833456, ИНН 4826036760) N 869 от 17.05.2021 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6255/2021
Истец: ПАО "КВАДРА-ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Липецкой области
Третье лицо: Общество с ограниченной отвественностью "УК РСУ-2"