г. Самара |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А55-38578/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от МО г.о. Тольятти, в лице Администрации г.о. Тольятти - не явился, извещено,
от РФ, в лице Министерства финансов РФ - не явился, извещено,
от Министерства управления финансами Самарской области - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 2" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 3" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 5" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 13" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 14" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 15" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 23" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 26" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 32" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 44" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 62" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 72" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 74" - не явился, извещено,
от МБУ "Школа N 86" - не явился, извещено,
от МБУ "Лицей N 6" - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17.10.2022 в помещении суда апелляционную жалобу Администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2022 года по делу N А55-38578/2021 (судья Шаруева Н.В.), по иску Муниципального образования городской округ Тольятти, в лице Администрации городского округа Тольятти,
к РФ, в лице Министерства финансов РФ,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 2",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 3",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 5",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 13",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 14",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 15",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 23",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 26",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 32",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 44",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 62",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 72",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 74",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Школа N 86",
-Муниципальное бюджетное учреждение "Лицей N 6",
-Министерство управления финансами Самарской области,
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
МО г.о. Тольятти, в лице Администрации городского округа Тольятти, обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к РФ, в лице Министерства финансов РФ, в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области о взыскании 6 355 405 руб. 00 коп. убытков, возникших в результате предоставления мер социальной поддержки, в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных бюджетных образовательных учреждений г.о. Тольятти Самарской области: МБУ "Школа N 2", МБУ "Школа N 3", МБУ "Школа N 5", МБУ "Школа N 13", МБУ "Школа N 14", МБУ "Школа N 15", МБУ "Школа N 23", МБУ "Школа N 26", МБУ "Школа N 32", МБУ "Школа N 44", МБУ "Школа N 62", МБУ "Школа N 72", МБУ "Школа N 74", МБУ "Школа N 86", МБУ "Лицей N 6", не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции в соответствии с определением от 07.04.2022 в порядке, предусмотренном ст. 51 АПК РФ, привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - МБУ "Школа N 2", МБУ "Школа N 3", МБУ "Школа N 5", МБУ "Школа N 13", МБУ "Школа N 14", МБУ "Школа N 15", МБУ "Школа N 23", МБУ "Школа N 26", МБУ "Школа N 32", МБУ "Школа N 44", МБУ "Школа N 62", МБУ "Школа N 72", МБУ "Школа N 74", МБУ "Школа N 86", МБУ "Лицей N 6", Министерство управления финансами Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2022 года по делу N А55-38578/2021 в удовлетворении заявленных МО г.о. Тольятти, в лице Администрации городского округа Тольятти, исковых требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением Арбитражного суда Самарской области МО г.о. Тольятти, в лице Администрации городского округа Тольятти обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных истцом исковых требований.
В материалы дела, в т.ч. Управление Федерального казначейства по Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области представили письменные мотивированные Отзывы на апелляционную жалобу МО г.о. Тольятти, в лице Администрации городского округа Тольятти, в которых поддерживают позицию суда первой инстанции, выраженную в обжалуемом судебном акте.
В соответствии со ст.ст. 156 и 266 АПК РФ судебное заседание проводится судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, исследовав доводы МО г.о. Тольятти, в лице Администрации городского округа Тольятти, изложенные в апелляционной жалобе, контрдоводы в т.ч. Управление Федерального казначейства по Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области, изложенные в Отзывах на апелляционную жалобу, изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов настоящего дела и содержания искового заявления МО г.о. Тольятти, в лице Администрации городского округа Тольятти, согласно пункту "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (далее - Закон об образовании) реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социальноэкономических условий для его получения, включая создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, социального развития этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, и осуществления полностью или частично финансового обеспечения содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством РФ, в период получения ими образования.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 34 Закона об образовании закреплено, что обучающимся предоставляются социальная поддержка и стимулирование в виде обеспечения питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ.
В развитие указанной меры социальной поддержки ч. 7 ст. 79 Закона об образовании установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Буквальное толкование положений ч. 7 ст. 79 Закона об образовании в ее системной взаимосвязи с положениями ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 34 Закона об образовании позволяет сделать вывод о том, указанная правовая норма не может быть отнесена к полномочиям субъекта РФ, в части установления случаев и порядка предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения обучающихся питанием, поскольку является нормой прямого действия, обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатным двухразовым питанием как один из видов мер социальной поддержки, установлен федеральным законодателем и носит императивный характер
Кроме того, положения ч. 7 ст. 79 Закона об образовании являются специальной правовой нормой относительно распределения полномочий в части определения источников финансирования питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в образовательной организации,
Так, п. 4 ст. 37 Закона об образовании установлено, что обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов осуществляется исключительно в случаях и в порядке, которые установлены непосредственно органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.
При этом анализ положений ч. 2 ст. 34 Закона об образовании показывает, что меры социальной поддержки обучающихся, которые федеральный законодатель согласно п. 7 ч. 2 ст. 34 Закона об образовании увязывает с бюджетными обязательствами, возникающими в силу принятия нормативных правовых актов субъектов РФ, правовых актов органов местного самоуправления, не включают в себя обязательств по финансовому обеспечению питания в случаях и в порядке, установленных федеральными законами, в т.ч., и ч. 7 ст. 79 Закона об образовании.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа, то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, отнесено решение вопросов, связанных с организацией предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
При этом вопросы обеспечения обучающихся питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, и относящихся к мерам социальной поддержки и стимулирования, законодателем к вопросам местного значения городского округа не отнесены.
Несмотря на то, что ч. 5 ст. 20 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, однако данное полномочие не может рассматриваться как включающее в себя обязательства по реализации положений ч. 7 ст. 79 Закона об образовании, поскольку в отличии от императивного характера положений ч. 7 ст. 79 Закона об образовании, реализация положений ч. 5 ст. 20 Закона N 131-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления исключительно на добровольной основе и при наличии финансовых возможностей местного бюджета.
Таким образом, анализ ч. 7 ст. 79 и других положений Закона об образовании в их системной взаимосвязи с положениями Закона N 131-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что финансовое обеспечение реализации положений ч. 7 ст. 79 Закона об образовании не может быть отнесено к расходными обязательствами муниципального образования.
Поскольку обеспечение бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не находящихся на полном государственном обеспечении, в силу прямого указания закона является мерой социальной поддержки, то согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ указанные вопросы, как относящиеся к вопросам социальной защиты, относятся к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Предметы совместного ведения предполагают, что РФ и ее субъекты реализуют свои полномочия в этой сфере согласованно, с учетом интересов друг друга.
При этом ст. 76 Конституции РФ устанавливает, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) органы государственной власти субъекта РФ реализуют полномочия по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, только те, которые перечислены в п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ.
В силу подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ относится решение вопросов, связанных с обеспечением государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ.
Представляется, что предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питаниям не может быть отнесено к вопросам совместного ведения, предусмотренным подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ в силу того, что положениями п. 2 ч. 2 ст. 34 Закона об образовании предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питаниям относится к мерам социальной поддержки обучающихся.
Так же указанные меры социальной поддержки не могут быть отнесены и к вопросам совместного ведения, закрепленным подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ, согласно которого к вопросам совместного ведения относятся социальная поддержка и социальное обслуживание инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемые на основании правовых актов субъектов РФ, поскольку отождествления данных категорий лиц (с ограниченными возможностями здоровья и лиц, признанных инвалидами) представляется невозможным, что предопределяет различия в порядке предоставления мер социальной поддержки в виде обеспечения питанием.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Закона об образовании под обучающимся с ограниченными возможностями понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регулируется Положением о такой комиссии, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 N 1082.
В то же время, под инвалидом ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" понимает лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, и признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 N 95.
При этом ч.ч. 1 и 2 ст. 79 Закона об образовании установлено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, под которыми понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
С учетом изложенного, следует вывод о том, что в силу ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ обязанность по предоставлению обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питаниям, не относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Поскольку норма, устанавливающая императивное требование по предоставлению обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питания, предусмотрена Законом об образовании, законом субъекта РФ аналогичные нормы не предусмотрены, а решение данного вопроса, в том числе, в части механизма финансового обеспечения обязательств по предоставлению обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питания, в соответствии с Законом об образовании и другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ не отнесены, полагаем, что затраты, связанные с реализацией предусмотренной ч. 7 ст. 79 Закона об образовании нормы о предоставлению обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питания, в силу требований п. 1 ст. 84 БК РФ являются расходными обязательствами РФ, поскольку предусмотрены федеральным законом и не относятся к полномочиям (предметам ведения), осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ (субвенций местному бюджету из бюджета субъекта РФ).
К числу гарантий самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий относится закрепленное в ст. 133 Конституции РФ и конкретизированное в федеральных законах право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, а также установленный ч. 4 ст. 18 Закона N 131-ФЗ запрет, в силу которого является недопустимым возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий.
Статьей 18 Закона N 131-ФЗ установлено, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе, как путем внесения изменений и дополнений в указанный закон, за исключением случаев, установленных ч.ч. 3 и 4 ст. 14, ч. 3 ст. 16, ч. 2 ст. 16.2 Закона N 131-ФЗ. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), и в силу положений ч.ч. 1 и 2 ст. 52 Закона 131-ФЗ составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных БК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона N 131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ.
Пунктом 4 ст. 18 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти своих полномочий, не допускается. Расходы на предоставление обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, бесплатного двухразового питания, в муниципальных образовательных учреждениях городского округа Тольятти рассчитаны в соответствии по нормам, установленным СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45, из расчета 60 % объема и стоимости питания, применяемой при организации четырехразового питания (завтрак - 25 %, обед - 35 % - п. 6.14 СанПиН 2.4.5.2409-08).
В соответствии с п. 6.14 СанПиН 2.4.5.2409-08 допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах 5 %, при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать вышеперечисленным требованиям по каждому приему пищи.
В соответствии с положениями п.п. 2.1, 2.2 СанПИН 2.4.5.2409-08 питание обучающихся в школах обеспечивали организации общественного питания - столовые образовательных учреждений.
Расходы на предоставление обучающимся, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающим в организации, осуществляющей образовательную деятельность, двухразового питания в школах рассчитаны на основе тарифов на оказание платных услуг, сформированных и утвержденных в 2018 году в соответствии с Решением Думы г.о. Тольятти Самарской области от 15.06.2011 N 570 "О Положении о порядке установления тарифов на услуги (работы), предоставляемые муниципальным предприятиям и учреждениям городского округа Тольятти на платной основе, и порядке их оказания".
Формирование цен и тарифов на услуги в зависимости от возрастных групп обусловлено необходимостью соблюдения требований, закрепленных в п. 6.6. СанПИН 2.4.5.2409-08, согласно которым примерное меню должно разрабатываться с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12-18 лет).
Размер расходов школ по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающими в организации, осуществляющей образовательную деятельность за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 года составил 6 355 405 руб. 00 коп.
Учитывая, что порядок возмещения указанных расходов действующим законодательством РФ не установлен, МО г.о. Тольятти в спорный период понесло убытки в вышеуказанной сумме.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд первой инстанции с рассматриваемым исковым заявлением. При этом правовым основанием иска истец указал ст.ст. 15, 1069, 1071 ГК РФ.
Повторно рассмотрев настоящее дело суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при вынесении обжалуемого судебного акта суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Общие вопросы образования, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ (п.п. "е", "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Подпунктом 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Вместе с тем, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что организация предоставления названного в подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ образования (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта РФ), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Федеральный закон N 131-ФЗ предусматривает, что в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам, а также могут предоставляться в случаях и порядке, установленных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта РФ, иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта РФ (ч.ч. 1 и 2 ст. 63.1).
Согласно п. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Специальным законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования и устанавливающим правовые, организационные и экономические основы образования в РФ, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяющим правовое положение участников отношений в сфере образования, является Федеральный закон N 273-ФЗ.
Частью 1 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, содержание которой аналогично положениям подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
При этом в соответствии с ч. 2 этой же статьи органы государственной власти субъектов РФ имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий в том числе по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам.
Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования установлены ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ и к ним относятся в том числе:
-организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) (п. 1);
-создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций (п. 4).
Специальные нормы, регулирующие вопросы организации питания и обеспечения питанием лиц, обучающихся в образовательных организациях, и определяющие полномочия соответствующих органов по данным вопросам, содержатся в ст. 37 Федерального закона N 273-ФЗ.
Частью 1 указанной статьи установлено, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Согласно ч. 4 данной статьи обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Федеральный закон N 273-ФЗ, регулируя в ст. 34 основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в п. 2, непосредственно касающемся мер социальной поддержки и стимулирования, предусмотрел, что обучающиеся питанием обеспечиваются в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ.
В п. 7 этой же части закреплено право предоставления иных мер социальной поддержки, предусмотренных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона N 131-ФЗ, ст.ст. 37, 79 Федерального закона N 273-ФЗ, предоставления дополнительных мер социальной поддержки в виде предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных образовательных учреждениях не проживающими в организации, возложено именно на органы местного самоуправления, следовательно финансирование вышеуказанных расходов должно осуществляться г.о. Тольятти Самарской области за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, а не за счет казны РФ.
Данный вывод подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 14.07.2022 N 306-ЭС22-8049, позицией Арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлении от 17.02.2022 N Ф06-12449/2021 по делу N А55-35668/2020.
Как правомерно указал суд первой инстанции, поскольку положениями ст. 37 Федерального закона N 273-ФЗ полномочия по организации питания возложены на образовательные учреждения, следовательно, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения.
Учредителем МБУ "Школа N 2", МБУ "Школа N 3", МБУ "Школа N 5", МБУ "Школа N 13", МБУ "Школа N 14", МБУ "Школа N 15", МБУ "Школа N 23", МБУ "Школа N 26", МБУ "Школа N 32", МБУ "Школа N 44", МБУ "Школа N 62", МБУ "Школа N 72", МБУ "Школа N 74", МБУ "Школа N 86", МБУ "Лицей N 6" является МО - г.о. Тольятти Самарской области, функции и полномочия учредителя учреждения от имени г.о. Тольятти Самарской области исполняет мэрия г.о. Тольятти Самарской области (в настоящее время - Администрация г.о. Тольятти самарской области).
Следовательно, как правильно отмечено судом первой инстанции, вопросы организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, учредителями которых являются органы местного самоуправления, относятся к вопросам местного значения, в рассматриваемой ситуации к Администрации г.о. Тольятти Самарской области.
Таким образом, на основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что заявленные истцом исковые требования не подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным и не находит оснований для его изменения либо отмены.
Выводы суда первой инстанции являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом первой инстанции при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Несогласие стороны с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства РФ не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2022 года по делу N А55-38578/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-38578/2021
Истец: городской округ Тольятти в лице Администрации городского округа Тольятти, МО г.о.Тольятти в лице администрации г.о.Тольятти
Ответчик: РФ в лице Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области
Третье лицо: МБУ "Лицей N6", МБУ "Школа N13", МБУ "Школа N14", МБУ "Школа N15", МБУ "Школа N2", МБУ "Школа N23", МБУ "Школа N26", МБУ "Школа N3", МБУ "Школа N32", МБУ "Школа N44", МБУ "Школа N5", МБУ "Школа N62", МБУ "Школа N72", МБУ "Школа N74", МБУ "Школа N86", Министерство образования и науки Самарской области, Министерство управления финансами Самарской области