г. Самара |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А49-114/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сорокиной О.П., судей Некрасовой Е.Н., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пушкиной А.С.,
участники не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Белинского Белинского района Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 августа 2022 года, принятое по делу N А49-114/2022 (судья Лаврова И.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" к муниципальному образованию города Белинского Белинского района Пензенской области в лице Администрации города Белинского о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Администрации города Белинского о взыскании задолженности в сумме 298284 руб. 64 коп. в размере невыплаченной из бюджета города Белинского субсидии за август 2021 года.
В судебном заседании представитель истца уточнил исковые требования и просил взыскать денежные средства в заявленном размере с муниципального образования город Белинский Белинского района Пензенской области в лице Администрации города Белинского. Уточнение принято судом.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11 августа 2022 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять по делу новый судебный акт.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От подателя апелляционной жалобы поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом рассмотрено и в порядке статей 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ удовлетворено.
Истец апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно п.п. 4.3 п. 1 статьи 17 Федерального Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе предоставляются субсидии, в том числе, из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Постановлением от 25 мая 2021 года N 162 Администрация города Белинского Белинского района Пензенской области утвердила Порядок предоставления субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета города Белинского Белинского района Пензенской области (далее - Порядок предоставления субсидий)
Согласно пункту 1.1 указанного Порядка, Порядок предоставления субсидий устанавливает порядок предоставление на безвозмездной и безвозвратной основе денежных средств из бюджета города Белинского Белинского района Пензенской области.
Предоставление субсидий осуществляется в целях возмещения неполученных доходов, финансового обеспечения (возмещения) затрат, предоставления грантов в форме субсидий (пункт 1.2 Порядка предоставления субсидий).
Согласно пункту 1.3 Порядка предоставления субсидий, Администрация является главным распорядителем средств бюджета города Белинского Белинского района Пензенской области, осуществляющим предоставление субсидий в установленном порядке.
Получателем субсидий является победитель конкурсного отбора, либо, если получатель субсидии определён в соответствии с решением городского Собрания представителей города Белинского Белинского района Пензенской области о бюджете на очередной финансовый год и плановый период с указанием цели предоставления субсидий, с указанием наименования национального проекта (программы) (пункт 1.4 Порядка предоставления субсидий.
Также Порядком предоставления субсидий утверждены критерии, условия и порядок конкурсного отбора.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставления субсидий в случае, если получатель субсидии определён в соответствии с решением города Белинского Белинского района Пензенской области, заявитель предоставляет в Администрацию документы, поименованные в указанном пункте Порядка предоставления субсидий.
После проверки документов, представленных заявителем, Администрация разрабатывает проект постановления об определении условий и порядка предоставления субсидий.
Согласно пункту 2.6 Порядка предоставления субсидий, основанием для отказа в выделении субсидий является: несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определённым пунктами 2.3, 2.4 Порядка предоставления субсидий, или непредставление (представление не в полном объёме) указанных документов; недостоверность представленной получателем субсидии информации; несоответствие критериям отбора и критериям в случае, если получатель субсидии определён в соответствии с решением города Белинского Белинского района Пензенской области.
ООО "Водоканал" осуществляет деятельность в сфере оказания услуг по обеспечению холодного водоснабжения населения города Белинского Белинского района Пензенской области.
В соответствии с решением городского Собрания представителей города Белинского Белинского района Пензенской области от 22 июля 2021 года, ООО "Водоканал" определено в качестве получателя субсидии из бюджета города Белинского Белинского района Пензенской области на возмещение обоснованных и документально подтверждённых затрат в связи с оказанием жилищно-коммунальных и бытовых услуг населению города Белинского.
В соответствии с Постановлением Администрации города Белинского Белинского района Пензенской области от 27 июля 2021 года N 236 утверждены Правила, определяющие условия и порядок предоставления ООО "Водоканал", осуществляющему деятельность в сфере оказания услуг по холодному водоснабжению населению города Белинского, субсидий на возмещение затрат (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, субсидии предоставляются в рамках муниципальной программы "Модернизация и развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования город Белинский" в целях возмещения фактически понесённых затрат на оказание услуг по холодному водоснабжению населения города Белинского.
К фактически понесённым затратам отнесены: оплата труда работников ООО "Водоканал"; налоговые и неналоговые отчисления; затраты на приобретение электроэнергии, необходимой для оказания услуг; затраты на материалы, обще-эксплуатационные и внеэксплуатационные затраты; затраты на эксплуатацию машин и механизмов; аренда сетей и объектов, технологически связанных с системой водоснабжения и входящих в состав инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса города Белинского; затраты на приобретение работ (услуг) производственного характера, выполняемых сторонними организациями и (или) индивидуальными предпринимателями; затраты производственного характера, выполняемые самостоятельно; затраты на приобретение работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых сторонними организациями и (или) индивидуальными предпринимателями.
Главным распорядителем средств бюджета города Белинского, осуществляющим предоставление субсидий в пределах бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств), является Администрация (пункт 3 Правил).
Получателем субсидии названо ООО "Водоканал" в соответствии с решением городского Собрания представителей города Белинского Белинского района Пензенской области (пункт 4 Правил). Согласно пункту 8 Порядка, после рассмотрения поступивших документов от получателя субсидии Администрация принимает решение о предоставлении субсидии путём заключения Соглашения в соответствии с типовой формой, либо об отказе в предоставлении субсидии.
В соответствии с пунктом 9 Правил, основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии является: несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определённым пунктом 6 Правил; непредставление (предоставление не в полном объёме) документов, предусмотренных пунктом 7 Правил; установление фактов недостоверности представленной информации; непредставление в полном объёме документов, определённых пунктом 10 Правил.
Порядок определения размера субсидии указан в пункте 10 Правил.
Перечисление субсидии осуществляется не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днём принятия главным распорядителем бюджетных средств решения по результатам рассмотрения им документов.
Как следует из материалов дела, ООО "Водоканал" обратилось в Администрацию с заявкой исх. N 173 от 10 сентября 2021 года о предоставлении из бюджета города Белинского субсидии за август 2021 года на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по холодному водоснабжению населения города Белинского.
Факт получения ответчиком заявки с приложением подтверждающих документов подтверждается соответствующей отметкой о принятии документов Администрацией и ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспорен.
Согласно представленной расшифровке затрат, размер субсидии за август 2021 года составил сумму 298 284 руб. 64 коп.
Письмом исх. от 12 октября 2021 года N 1712 Администрация уведомила ООО "Водоканал" о невозможности произвести выплату субсидии по причине недостаточности лимитов бюджетных средств.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования, по следующим основаниям.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечёт возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
При этом суд первой инстанции учел, что публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путём отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается.
Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Согласно положениям пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июня 2006 года N 23, ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были предоставлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счёт казны соответствующего публично-правового образования.
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Арбитражный суд первой инстанции установил, что ООО "Водоканал" является лицом, имеющим право на получение субсидии.
Предоставление истцом ответчику пакета документов для выплаты субсидии подтверждается материалами дела и ответчиком в ходе рассмотрения дела в суде.
Расчет размера субсидии судом проверен, признан арифметически верным.
Судом первой инстанции установлено, что претензий по объёму документов, представленных истцом в обоснование требования о предоставлении субсидии, и по расчёту размера субсидии, у администрации не имеется.
Основанием для отказа в выплате субсидии явилось отсутствие бюджетных средств на указанные цели.
При этом обстоятельства, являющиеся основанием для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии в соответствии с Правилами предоставления субсидии и Порядком предоставления субсидии судом не установлены.
Отказом от компенсации затрат лиц, фактически оказавших услуги в соответствии с установленными правилами, по основанию отсутствия в бюджете денежных средств на эти цели муниципальное образование нарушает принятые на себя обязательства, не следует принципу доверия к действиям публично-правового образования как участника бюджетных отношений и как лица, ответственного за осуществление мероприятий по охране окружающей среды и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно счел требования истца обоснованными по размеру и по праву и подлежащими удовлетворению на основании статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, выводы суда не опровергают, а по существу являются доводами возражений, которые были приведены в суде первой инстанции, и сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом обстоятельств дела.
Между тем, иная оценка заявителем апелляционной жалобы установленных судом обстоятельств, а также иное толкование норм права не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не может служить основанием для отмены судебного акта.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения заявления.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Пензенской области от 11 августа 2022 года по делу N А49-114/2022, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 августа 2022 года по делу N А49-114/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.П. Сорокина |
Судьи |
Е.Н. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-114/2022
Истец: ООО "Водоканал"
Ответчик: Администрация города Белинского, Администрация города Белинского Пензенской области