г. Москва |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А41-3959/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Погонцева М.И.,
судей Виткаловой Е.Н., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Рожковой Л.Д.,
при участии в заседании: согласно протоколу судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 12.08.2022 по делу N А41-3959/22, принятое судьей Кузьминой О.А., по иску ИП Петрова Алексея Николаевича (ОГРНИП: 313774606001698, ИНН: 772974591816) к Комитету лесного хозяйства Московской области (ОГРН: 1125024004918, ИНН: 5024129468), Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН: 1047796366298, ИНН: 7705598840), Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области (ОГРН: 1027700546510, ИНН: 7707018904, КПП: 502401001), ГБУ МО "МОСОБЛГЕОТРЕСТ" (ОГРН: 1165032054714, ИНН: 5032238990) о признании незаконным бездействий,
УСТАНОВИЛ:
ИП Петров А.Н. обратился в суд с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства, Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, ГБУ МО "МОСОБЛГЕОТРЕСТ" со следующими требованиями:
1. Признать незаконным бездействие Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.
2. Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 об отсутствии наложений на земли лесного фонда и не внесении изменения в границы.
3. Признать незаконным бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, выразившееся в невнесений изменений в ИСОГД, РГИС Московской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.
4. Признать незаконным бездействие ГБУ МО "Мособлгеотрест", выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД, РГИС Московской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 об отсутствии наложении на земли лесного фонда.
5. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
6. Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:47:0030104:84; 50:17:0030809:631 о наложении на земли лесного фонда и внести изменения в границы Ногинского, Рахмановского лесничеств об отсутствие пересечения границ земельного участка с границами лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
7. Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
8. Обязать Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД Московской области, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
9. Обязать ГБУ МО "Мособлгеотрест" исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД, РГИС Московской области, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12.08.2022 заявленные требования ИП Петрова А.Н. удовлетворены в части обязания Комитета лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда. В удовлетворении остальной части иска отказано.
При этом выделены в отдельные производства требования: 1) Признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 об отсутствии наложений на земли лесного фонда и не внесении изменения в границы. Обязать Федеральное агентство лесного хозяйства исключить сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:47:0030104:84; 50:17:0030809:631 о наложении на земли лесного фонда и внести изменения в границы Ногинского, Рахмановского лесничеств об отсутствие пересечения границ земельного участка с границами лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда. 2) Признать незаконным бездействие ГБУ МО "Мособлгеотрест", выразившееся в невнесении изменений в ИСОГД, РГИС Московской области в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 об отсутствии наложении на земли лесного фонда. Обязать ГБУ МО "Мособлгеотрест" исключить сведения, содержащиеся в ИСОГД, РГИС Московской области, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
13.10.2022 в материалы дела от ИП Петрова А.Н. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность обжалуемого судебного акта.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Федерального агентства лесного хозяйства, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области, ГБУ МО "МОСОБЛГЕОТРЕСТ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Представитель Комитета лесного хозяйства Московской области поддержал доводы своей жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить.
Представитель ИП Петрова Алексея Николаевича возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, Петрову А.Н. принадлежат на праве собственности следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:17:0000000:64912, площадью 1 391 219 +/-10321 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 23);
- земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030104:84, площадью 493 781 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, с. Казанское, поле N 13, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 27);
- земельный участок с кадастровым номером 50:17:0030809:631, площадью 100085+/-111 кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район, что подтверждается выпиской из ЕГРН (т. 1 л.д. 29).
30.04.2020 г. заявитель обратился в адрес Комитета лесного хозяйства с заявлением:
- привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030104:84, границы которого установлены в ЕГРН;
- исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030104:84.
09.06.2020 г. Комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении вышеуказанного земельного участка со сведениями ЕГРН. Мособлкомлесом в течение месяца будет утвержден акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра. Акт будет направлен в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств.
03.09.2021 г. заявитель обратился в адрес Комитета лесного хозяйства с заявлением:
- привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030104:84, границы которого установлены в ЕГРН;
- исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030104:84.
15.09.2021 г. Комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении вышеуказанного земельного участка со сведениями ЕГРН. Мособлкомлесом в течение месяца будет утвержден акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра. Акт будет направлен в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств.
07.10.2021 г. заявитель обратился в адрес Комитета лесного хозяйства с заявлением:
- привести сведения о границах земель лесного фонда, указанных в государственном лесном реестре и в материалах лесоустройств в соответствие с границами земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:64912, границы которого установлены в ЕГРН;
- исключить из государственного лесного реестра и из материалов лесоустройств сведения, которые противоречат сведениям ЕГРН о границах земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:64912.
10.11.2021 г. Комитетом лесного хозяйства Московской области принято решение о приведении сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости в отношении вышеуказанного земельного участка со сведениями ЕГРН. Мособлкомлесом в течение месяца будет утвержден акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра. Акт будет направлен в Рослесхоз для внесения изменений в границы лесничеств.
Вместе с тем, как указывает заявитель, спорные земельные участки по настоящее время частично расположены в границах лесного фонда. Комитетом не предприняты меры по решению данных вопросов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался следующими обстоятельствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующие статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 4 АПК РФ защите в арбитражном суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы.
На основании статьи 12 ГК РФ осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Обращаясь в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, Петров А.Н. ссылается на выявленное противоречие в сведениях ЕГРН и ГЛР в части наложения границ спорных земельных участков на лесной участок и незаконное бездействие уполномоченных органов по невнесению необходимых изменений в сведения ГЛР, ИСОГД, РГИС МО в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ, нарушающее права и законные интересы заявителя.
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 ЛК РФ).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 ЛК РФ местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 ЛК РФ).
Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 N 201-ФЗ.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Положениями части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" также предусмотрено, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
По смыслу приведенных норм все лесные участки в составе земель лесного фонда со статусом ранее учтенных не имеют площади и границ, определенных в соответствии с кадастровым законодательством.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в частности, из реестра объектов недвижимости.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
В соответствии частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
В силу частей 5, 6 статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона, в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
На основании части 6 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, до 1 января 2023 года осуществляет устранение противоречий между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельных участков и границ лесных участков, пересечения границ лесных участков и границ иных лесных участков, если границы таких земельных участков, лесных участков описаны в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН в порядке, установленном Федеральным законом от 13.06.2015 N 218-ФЗ, и в части лесных участков, которые имеют одинаковый адрес или иное одинаковое описание, позволяющие предполагать полное или частичное совпадение их местоположения, в порядке, предусмотренном для устранения реестровых ошибок.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения ГЛР в соответствие со сведениями ЕГРН, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах (часть 7 названной статьи).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации применительно к положениям статьи 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ и части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ, в редакции внесенных изменений, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в ЕГРН, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными ГЛР (пункт 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года, утвержденного решением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.11.2017).
С учетом приведенных положений следует признать, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно части 9 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ ведение реестра в отношении лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 12.33 Постановления Правительства МО от 26.06.2012 N 863/22 "Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области" ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных на территории Московской области отнесено к полномочиям Комитета лесного хозяйства Московской области.
Таким образом, Мособлкомлес уполномочен на проведение лесоустройства и ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений, предоставление документированной информации и выписок из государственного лесного реестра в границах территории Московской области.
Согласно ч. 3 ст. 91 ЛК РФ документированная информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к общедоступной информации.
Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и ЕГРН, с тем, чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законом Московской области N 80/2009-ОЗ "О государственных информационных системах Московской области и обеспечении доступа к содержащейся в них информации", в целях повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Московской области за счет формирования единого информационного пространства Московской области, обеспечивающего удовлетворение потребностей центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организаций, находящихся в их ведении, для реализации своих полномочий, удовлетворение потребностей физических лиц и организаций в пространственных данных, реализации информационного взаимодействия на основе интеграции государственных и негосударственных информационных ресурсов, содержащих пространственные данные, Правительством Московской области постановлено создать государственную информационную систему "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (далее - РГИС), что отражено в Постановлении Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области").
Согласно п 5. Постановления Правительства МО от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области") информация, содержащаяся в РГИС, является государственным информационным ресурсом Московской области.
Согласно п. 13 данного постановления поставщиками информации являются:
- центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- государственные органы Московской области;
- органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области, организации, находящиеся в их ведении;
- федеральные органы государственной власти, организации, находящиеся в их ведении, в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС;
- организации в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС.
При этом поставщики информации (в настоящем случае Комитет лесного хозяйства Московской области) обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что Комитетом лесного хозяйства Московской области инициирована процедура внесения изменений только в ИСОГД Московской области, в РГИС данных, в отношении объектов, указанных в актах об изменении документированной информации ГЛР не имеется.
Постановлением Правительства Московской области от 25.03.2016 N 231/9 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области" (далее -Положение о ИСОГД) ГБУ МО "Мособлгеотрест" определено оператором ИСОГД Московской области.
В соответствии с п. 7.1.2 Положения о ИСОГД оператор ИСОГД Московской области:
обеспечивает эксплуатацию и модернизацию ИСОГД Московской области;
обеспечивает подключение Пользователей к ИСОГД Московской области и организацию их поддержки по вопросам технического использования ИСОГД Московской области;
обеспечивает технологическое и информационное взаимодействие ИСОГД Московской области с иными информационными системами;
обеспечивает проведение мероприятий по эксплуатации ИСОГД Московской области с учетом требований по защите информации, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
обеспечивает сбор, обработку информации для размещения в ИСОГД Московской области, ее хранение и подготовку для предоставления пользователям.
В ИСОГД МО - в слое Уточнение границ ГЛФ размещена следующая документация:
- акт об изменении документированной информации ГЛР (N 4814/2/11-06/2021/ЛА от 08.12.2021, 4913/2/11-09/2021/ЛА от 16.12.2021 зарегистрированный в ИСОГД МО per. N 4675900010711473 от 27.05.2022, 46759000_10_711476 от 27.05.2022) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0000000:64912;
- акт об изменении документированной информации ГЛР (N 4041/2/11-09/2021/ЛА от 11.10.2021 зарегистрированный в ИСОГД МО per. N 4675900010711460 от 27.05.2022) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030104:84;
- акт об изменении документированной информации ГЛР (N 21/2/11-09/2020/ЛА от 10.08.2020 зарегистрированный в ИСОГД МО per. N 46759000_10_441702 от 23.09.2020) в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:17:0030809:631.
Таким образом, документация, переданная Комитетом лесного хозяйства Московской области для размещения в ИСОГД Московской области, в полном объеме размещена Оператором в ИСОГД Московской области.
Постановлением Правительства Московской области от 30.01.2017 N 49/3 "О государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области" (вместе с "Положением - о государственной информационной системе "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области") (далее - Положение о РГИС) ГБУ МО "Мособлгеотрест" определено оператором РГИС.
В пункте 13 Положения о РГИС поименованы поставщики информации РГИС.
Согласно п. 17 Положения о РГИС поставщики информации;
предоставляют Оператору РГИС согласно Порядку информационного взаимодействия участников РГИС данные для первичного наполнения РГИС в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС;
осуществляют ведение данных в РГИС в соответствии с настоящим Положением, Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии при эксплуатации РГИС;
обеспечивают достоверность, актуальность и полноту данных РГИС, предоставляемых в соответствии с Перечнем пространственных данных РГИС, Порядком информационного взаимодействия участников РГИС, Соглашением об информационном взаимодействии эксплуатации РГИС.
В соответствии с п. п. 4.1, Порядка информационного взаимодействия участников государственной информационной системы "Региональная географическая информационная система для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области", утвержденного распоряжением Мингосуправления Московской области от 28.02.2017 N 10-32/РВ (далее - Порядок информационного взаимодействия) первичное информационное наполнение РГИС пространственными данными и метаданными осуществляется через портал support.mosreg.ru., а их обновление через портал int.rgis.mosreg.ru.
В соответствии с п. п. 4.1.3, 4.1.4 табличное и координатное описание передаваемых данных должно передаваться, быть выполнено либо в виде векторных материалов в форматах GML, SHP, MID/MIF, SXF, IDF, QGS, либо в виде структурированного реестра в форматах csv, xls (xlsx), содержащего поля с координатами в формате описания геометрических фигур WKT, или в виде набора X и Y координат, в общих сведениях должны быть представлены описания семантических полей и применяемые наборы классификаторов.
Комитет лесного хозяйства Московской области не обращался в ГБУ МО "Мособлгеотрест" с целью размещения в РГИС пространственных данных относительно объектов, указанных в актах об изменении документированной информации ГЛР (NN 4814/2/11-06/2021/ЛА от 08.12.2021, 4913/2/11-09/2021/ЛА от 16.12.20211, 4041/2/11-09/2021/ЛА от 11.10.2021, 21/2/11-09/2020/ЛА от 10.08.2020).
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования в части бездействия Комитета лесного хозяйства Московской области, выразившееся в невнесении изменений в государственный лесной реестр в отношении спорных земельных участков об отсутствии наложении на земли лесного фонда не подлежат удовлетворению.
В целях восстановления нарушенных прав, с учетом того, что на момент рассмотрения спора Комитетом лесного хозяйства Московской области в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств фактического исключения сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, в отношении земельных участков о наложении на земли лесного фонда, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о законности требований общества об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области инициировать процедуру по предоставлению сведений в РГИС об исключении сведений, содержащиеся в государственном лесном реестре в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 50:17:0000000:64912; 50:17:0030104:84; 50:17:0030809:631 о наложении на земли лесного фонда в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в материалы дела заявителем так же представлены справки Комитета лесного хозяйства Московской области от 14.10.2020 N Р001-4627334710 N Р001 - 4627334710 подтверждающие пересечение границ земель лесного фонда с границами земель с составе иных категорий.
Рассмотрев требования общества, заявленные к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области судом первой инстанции правомерно отмечено следующее.
Согласно ч. 1.7 Постановления Правительства МО от 25.03.2016 N 231/9 (ред. от 25.12.2018) "Об утверждении Положения о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области" ИСОГД Московской области обеспечивает взаимодействие с Региональной географической информационной системой для обеспечения деятельности центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области (РГИС МО) и Единой информационной системой обеспечения выполнения государственных функций и предоставления государственных услуг в сферах аккредитации, лицензионной и разрешительной деятельности, планирования и учета результатов контрольных мероприятий, в том числе учета выявленных административных правонарушений (ИС ЛОД).
В приложении N 2 к Положению о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Московской области содержится перечень органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления и государственных учреждений Московской области, обеспечивающих представление информации для размещения в ИСОГД Московской области.
Комитет лесного хозяйства Московской области к данным лицам не отнесен.
Поскольку Мособллесом не было обеспечено фактическое внесение изменений в государственный лесной реестр в отношении вышеуказанного земельного участка об отсутствии наложения на земли лесного фонда и своевременное предоставление данной информации для размещения в РГИС, у Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области отсутствовала возможность приведения в соответствие ИСОГД Московской области.
Таким образом, судом не установлено нарушение каких-либо прав и законных интересов, которые были бы вызваны незаконными действиями/бездействием со стороны Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области.
Соответственно, требования, заявленные к Комитету по архитектуре и градостроительству Московской области, правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12.08.2022 года по делу N А41-3959/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.И. Погонцев |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-3959/2022
Истец: ИП Петров Алексей Николаевич
Третье лицо: Комитет лесного хозяйства Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству МО, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА