20 октября 2022 г. |
Дело N А83-4633/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2022.
В полном объёме постановление изготовлено 20.10.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Евдокимова И.В., Колупаевой Ю.В.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Молчановой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2022 по делу N А83-4633/2020
по исковому заявлению государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Джанкойского филиала ГУП РК "Вода Крыма"
к муниципальному унитарному предприятию "Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство"
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совета Министров Республики Крым, государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения", Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
об устранении препятствий в пользовании имуществом,
при участии в судебном заседании:
от государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крым" - Бочко Дмитрий Геннадьевич, представитель на основании доверенности от 10.01.2022 N 22,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" в лице Джанкойского филиала ГУП РК "Вода Крыма" (далее - истец, унитарное предприятие, ГУП РК "Вода Крыма") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ответчик, муниципальное предприятие), согласно которому просит суд обязать муниципальное предприятие устранить препятствия в пользовании недвижимым имуществом путём освобождения незаконно занимаемых нежилых помещений: N 43 площадью - 54.3 кв. м, N 44 площадью - 10.9 кв.м., N 45 площадью - 12.9 кв. м., N 46 площадью - 9.4 кв. м., N 47 площадью - 23.8 кв. м., N 48 площадью - 13.0 кв. м., N 49 площадью - 18.3 кв. м., N 50 площадью - 11.0 кв. м., N 51 площадью -11.2 кв, м., N 52 площадью - 34.5 кв. м., N 53 площадью - 15.6 кв. м., N 54 площадью - 3.9 кв. м., N 55 площадью - 22.1 кв. м., N 56 площадью - 17.5 кв. м., N 57 площадью - 10.5 кв. м., N 58 площадью - 35.7 кв. м. (2 -й этаж), общей площадью 304.6 кв.м., расположенных в административном здании литера "А" по адресу Республика Крым, Красногвардейский район, пгт Красногвардейское, ул. им. Шевченко, 4, в течение пятнадцати дней с момента вступления в законную силу решения суда. Исковые требования мотивированы незаконным нахождением спорного имущества в пользовании муниципального предприятия.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 21.04.2022 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции руководствовался нахождением спорного имущества в государственной собственности субъекта Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, муниципальное предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт. Апеллянт ссылается на законность использования спорного имущества в связи с правопреемством Красногвардейского производственного управления жилищно-коммунального хозяйства с 2015 года.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы согласно положениям статей 121, 123 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 24.10.2017 Советом министров Республики Крым издано распоряжение N 1229-р "О вопросах управления имуществом Республики Крым" (далее-распоряжение N 1229-р).
Пунктом 1 распоряжения N 1229-р изъяты из оперативного управления Государственного казенного учреждения Республики Крым "Центр занятости населения" нежилые помещения N 20-33, 42 (1-й этаж) общей площадью - 197.5 кв. м. и N 43-58 (2-й этаж) общей площадью - 304,6 кв. м., расположенные в административном здании литера "А" по адресу Республика Крым, р-н Красногвардейский, пгт Красногвардейское, ул. Им. Шевченко, 4.
В соответствии с пунктом 2 Распоряжения N 1229-р изъятое имущество закреплено на праве хозяйственного ведения за государственным предприятием.
Согласно пункту 3 Распоряжения N 1229-р установлено, что право хозяйственного ведения на имущество указанное в п. 2 данного распоряжения, возникает у государственного предприятия со дня утверждения акта приема-передачи.
Во исполнение пункта 4 Распоряжения N 11229-р Министерством жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым 10.11.2017 издан приказ N 626-А "О закреплении имущества" (далее - Приказ N 626-А).
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 626-А создана комиссия по вопросу приема-передачи из оперативного управления государственного казенного учреждения
Республики Крым "Центр занятости населения" нежилых помещений N 20-33, 42 (1-й этаж) общей площадью 197,5 кв.м. и N 43-58 (2-й этаж), общей площадью 304,6 кв. м., расположенных в административном здании литера "А" по адресу Республика Крым, р-н Красногвардейский, пгт Красногвардейское, ул. Шевченко, 4 в хозяйственное ведение государственного предприятия.
Пунктом 2 Приказа N 626А комиссии приказано обеспечить прием-передачу имущества, указанного в пункте 1 настоящего приказа, в срок до 20.11.2017. Акт приема-передачи имущества утвержден 21.11.2017.
На основании Приказа государственного предприятия от 21.11.2017 N 364-ОД "О закреплении имущества" имущество закреплено за истцом, назначены лица ответственные за эксплуатацию и санитарное состояние принятого имущества.
Как указывает истец, муниципальное предприятие чинит препятствия собственнику - Республике Крым распорядиться своей собственностью по своему усмотрению, а государственному предприятию использовать переданное ему в хозяйственное ведение имущество.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
Пунктом 1 статьи 214 ГК РФ, предусмотрено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Согласно пунктам 2, 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом; земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В соответствии со статьей 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Статьей 301 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно статьи 305 ГК РФ, права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
Таким образом в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения (Пленум Верховного суда Российской Федерации N 10 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 22.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Пленум ВС РФ N 10/22).
Суд первой инстанции обоснованно учел отчеты об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости в качестве доказательства права собственности на административное здание.
В соответствии с Актом приема передачи имущества, утвержденного 21.11.2017, и составленного на основании распоряжения N 1229-р, приказа N 626-А, государственное казенное учреждение Республики Крым "Центр занятости населения" передало из оперативного управления, а государственное предприятие приняло на праве хозяйственного ведения спорные нежилые помещения в административном здании.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что поскольку распоряжение N 1229-р о передаче спорного имущество в хозяйственное ведение истца является действующим, оно обязательно к исполнению ответчиком.
Согласно статьи 12 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Из выписок по объектам: здание с кадастровым номером 90:05:010106:72 и земельный участок с кадастровым номером 90:05:010106:161 следует, что они являются государственной собственностью субъекта Российской Федерации с 22.04.2016 и с 29.08.2016 соответственно.
Таким образом, истец обоснованно поставил вопрос о понуждении к устранению препятствий в пользовании спорным недвижимым имуществом.
Ссылка апеллянта на законность использования спорного имущества в связи с правопреемством Красногвардейского производственного управления жилищно-коммунального хозяйства с 2015 года, не принимается апелляционным судом.
Апеллянт ссылается на то, что согласно Решению VIII сессии ХХIII созыва Красногвардейского районного совета АРК от 30.06.1999 N 5\89 "Об управлении объектами общей собственности территориальных громад" объект Красногвардейское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства отнесен к общей собственности территориальных громад Красногвардейского района.
Согласно Распоряжения Красногвардейского районного совета от 05.11.1999 N 92 и на основании решения Красногвардейского районного Совета от 30.06.1999 N5/89 "Об управлении объектами общей собственности территориальных громад" балансодержателем вышеуказанного здания определено Красногвардейское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства (правопреемник - МУП "Красногвардейское ЖКХ").
Кроме того, апеллянт указывает на решение Красногвардейского районного совета АРК от 23.12.1999 N 5\122 "О внесении изменений и дополнений в перечень объектов коммунальной собственности" на основании которого Красногвардейскому производственному управлению жилищно-коммунального хозяйства передано в коммунальную собственность Красногвардейской территориальной громады и в управление Красногвардейского поселковой совета.
Решением исполнительного комитета Красногвардейского поселкового совета от 13.02.2022 N 21 (далее - решение N 21) разрешено отчуждение части недостроенного здания мастерских ритуальных услуг с бытовыми помещениями и подвальными помещениями по осям 1-3 и А-Г в пос. Красногвардейское по ул.Шевченко, 4. Кроме того, указанным решением разрешено достроить часть здания мастерских ритуальных услуг с бытовыми помещениями по осям 1-3 и А-Г в пос.Красногвардейское по ул.Шевченко, 4 Красногвардейскому районному центру занятости с изменением назначения по административное здание (л.д. 141 т.1).
Ссылается он и на то, что на основании Акта от 20.02.2003 произведена передача с баланса Красногвардейского производственного управления жилищно-коммунального хозяйства на баланс Красногвардейского районного центра занятости части недостроенного 2-х этажного здания мастерских, недостроенного по осям 1-3 и А-Г балансовой стоимостью незавершенного объекта 167,29 т.грн., в пос.Красногвардейское по ул.Шевченко, 4, строительная готовность 80% (л.д.142 т.1).
Апелляционный суд указанные доводы не принимает.
Апелляционным судом установлено, что Приказом от 20.01.1988 N 26 Крымского областного Управления коммунального хозяйства "Об утверждении проектно-сметной документации мастерских пгт.Красногвардейское" утверждена проектно-сметная документация по объекту "Реконструкция мастерских и бытовых помещений" сметной стоимостью 269 000,2 руб. (л.д. 84 т.4).
Лицами, участвующими в деле, не доказано когда начато строительство спорного имущества.
Однако, во всяком случае, для возникновения права собственности должны быть предусмотренные законом основания.
В силу положений статей 12, 21 Закона Украины от 02.07.1991 N 697-XII "О собственности", подлежащих применению к периоду спорных правоотношений, право собственности может возникать в силу предусмотренных законом оснований, в частности сделок, не запрещенных законом, от иной не запрещенной законом деятельности (в том числе финансирования) и т.п.
Как следует из материалов дела 17.11.1992 Красногвардейское производственное управление жилищно-коммунального хозяйства (заказчик) и ПМК-2 АП Крымканалстрой (подрядчик) заключили контракт (далее - контракт от 17.11.1992) на строительство мастерских на изготовление ритуальных принадлежностей и бытовых помещений в пгт. Красногвардейское (л.д.55 т.2).
Постановлением Верховного Совета Крыма от 29.06.1992 N 110-1 "О разграничении имущества государственной (Республики Крым) собственности и собственности административно-территориальных единиц (коммунальной)" (далее - Постановление N 110-1) произведено разграничение по уровням публичной собственности (имущество государственной собственности и собственности административно-территориальных единиц) в связи с упразднением социалистической (общенародной) собственности.
Однако положения Постановления N 110-1 в рассматриваемом случае применению не подлежат, так как отнесение конкретного имущества к соответствующему уровню публичной собственности согласно Постановлению N 110-1 определяется только на момент его принятия (29.06.1992), а строительство спорного имущества было начато не ранее 17.11.1992.
Таким образом, строительство спорного имущества начато не ранее 17.11.1992; вопрос его правового статуса должен решаться с учетом приведенных выше правил статей 12, 21 Закона Украины от 02.07.1991 N 697-XII "О собственности".
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - административное здание, расположенное по адресу Республика Крым, Красногвардейский район, пгт Красногвардейское, ул. им. Шевченко, 4, соответствующий объект введен в эксплуатацию по завершении строительства в 2003 году (л.д.102 т.4).
Таким образом, вне зависимости от полного или не полного введения объекта в эксплуатацию, правовое значение имеет основания возникновения права по состоянию на 2003 год.
В условиях же неприменения Постановления N 110-1, а применения общих правил статей 12, 21 Закона Украины от 02.07.1991 N 697-XII "О собственности", значение имеет установление лица, финансирующего строительство спорного объекта.
Апеллянт признал, что доказательств финансирования из средств муниципального бюджета (территориальной громады) не имеется.
Напротив, из контракта от 17.11.1992 (л.д. 55 т.2), а также из Плана капитальных вложений по коммунальному строительству на 1988 год (приложение N 61 к решению облисполкома от 15.02.1988) усматривается, что строительство спорного объекта финансировалось из бюджета Автономной Республики Крым (л.д.85-86 т.4).
При этом в силу Постановления Верховной Рады Автономной Республики Крым от 17.07.2002 N 179-3/02 "О вопросах управления имуществом, принадлежащим Автономной Республике Крым" (в редакции от 18.09.2002) переданы в государственную собственность для последующей передачи на баланс Красногвардейского районного центра занятости принадлежащие Автономной Республике Крым недостроенные здания мастерских ритуальных услуг и бытовые помещения на ул.Шевченко,4 в пгт Красногвардейское (л.д.138-140 т.1).
Передача же спорного объекта на баланс Красногвардейского районного центра занятости не означает смену собственника (имущество может быть передано во временное пользование).
Общеизвестно, что баланс является лишь формой осуществления бухгалтерского учета и сам по себе не влияет на возникновение вещных прав, что согласуется с разъяснениями высших судебных инстанций Украины и Российской Федерации (пункт 9 письма ВАС Украины от 31.01.2001 N 01-8/98, пункт 36 Постановления N 10/22).
Таким образом, ответчик не подтвердил основания, в связи с которым соответствующее имущество относится к объектам муниципальной собственности.
Так как фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, нормы материального права применены правильно, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта. Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики от 21.04.2022 по делу N А83-4633/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Красногвардейское жилищно-коммунальное хозяйство" Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
Ю.В. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4633/2020
Истец: ГУП ДЖАНКОЙСКИЙ ФИЛИАЛА РК "ВОДА КРЫМА"
Ответчик: МУП "КРАСНОГВАРДЕЙСКОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО" КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Администрация Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ", ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И КАДАСТРУ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИЗО по РК, МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГУП РК "ВОДА КРЫМА"