г. Вологда |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А05-6438/2022 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Селивановой Ю.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Стрекаловского Михаила Николаевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 августа 2022 года по делу N А05-6438/2022,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Горводоканал" (ОГРН 1022901027225, ИНН 2904002069; адрес: 165300, Архангельская область, Котласский район, город Котлас, улица Некрасова, дом 2; далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный сд Архангельской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Стрекаловскому Михаилу Николаевичу (ОГРН 304290430800062, ИНН 290400013060; место жительства: 165313, Архангельская область, город Котлас; далее - ответчик, предприниматель) о взыскании 289 604 руб. 88 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод по договорам от 21.03.2017 N 496/2, от 20.05.2019 N 496/3 и от 20.05.2019 N 496/4 на услуги водоснабжения и водоотведения.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление предприятия рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 августа 2022 года, вынесенным в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части по делу N А05-6438/2022, требования удовлетворены.
По ходатайству предпринимателя изготовлено мотивированное решение.
Ответчик с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на непроведение отбора проб сточных вод, указывает, что фактическим видом деятельности является аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом с кодом ОКВЭД 68.20.2.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, муниципальное предприятие "Горводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ответчик (абонент) заключили следующие договоры:
- единый договор от 21.03.2017 N 496/2 об оказании услуг холодного водоснабжения и водоотведения в отношении объекта - здание магазина со встроенным помещением мини-пекарни по адресу: г. Котлас, ул. 28-й Невельской Дивизии, д. 10.
- единый договор от 20.05.2019 N 496/3 об оказании услуг холодного водоснабжения и водоотведения, в отношении объекта, расположенного по адресу: г. Котлас, ул. 70 лет Октября, д. 9а, пом. 2-Н и объекта по расположенного по адресу: г. Котлас, ул. 70 лет Октября, д. 9а. Вид деятельности абонента в данных объектах - магазин продовольственных товаров.
- единый договор от 20.05.2019 N 496/4 об оказании услуг холодного водоснабжения и водоотведения, в отношении объектов, расположенных по адресу: г. Котлас, прз. Промышленный тупик, д. 5, корп. 1 с видом деятельности абонента в данном объекте - производство кулинарной продукции.
По условиям данных договоров организация обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованной системы холодного водоснабжения холодную питьевую воду, осуществлять прием сточных вод, а абонент обязуется оплачивать услуги организации в соответствии с условиями договоров.
В соответствии с подпунктом "р" пункта 12 договоров, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленным в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.
Истец произвел расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по объектам ответчика: г. Котлас ул. 28-й Невельской Дивизии д.10 (пекарня, договор N 496/2), г. Котлас, прз. Промышленный тупик д.5, корп. 1 (цех "Кулинар и Я", договор 496/4) и г. Котлас, ул. 70 лет Октября, д. 9А, пом. 2-Н и ул. 70 лет Октября, д. 9А (договор N 496/3) и платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод по объектам ответчика: г. Котлас ул. 28-й Невельской Дивизии д.10 (пекарня, договор N 496/2), г. Котлас, прз. Промышленный тупик д.5, корп. 1 (цех "Кулинар и Я", договор 496/4).
Для внесения начисленной платы истец направил ответчику счета от 30.04.2021 N 2783, от 31.08.2021 N 6731, от 28.02.2022 N 1607, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за апрель, август 2021 года, февраль 2022 года; от 31.12.2020 N 6916, от 31.01.2021 N 486, от 28.02.2021 N 1052, от 31.03.2021 N 1959, от 30.04.2021 N 2784, от 31.05.2021 N 3577, от 31.05.2021 N 3679, от 30.06.2021 N 4836, от 30.06.2021 N 4979, от 29.07.2021 N 5497, от 31.07.2021 N 5988, от 31.08.2021 N 6732, от 31.08.2021 N 6918, от 30.09 2021 N 7891, от 30.09.2021 N 8251, от 31.10.2021 N 9065, от 31.10.2021 N 9068, от 30.11.2021 N 9983, от 30.11.2021 N 9986, от 28.12.2021 N 11130, от 28 12.2021 N 11133, от 31.01.2022 N 674, от 31.01.2022 N 677, от 28.02.2022 N 1606, от 28.02.2022 N 1609, с декабря 2020 года по февраль 2022 года плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на общую сумму в размере 289 604 руб. 88 коп.
Ответчик выставленные счета не оплатил, в связи с чем истец обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Правоотношения сторон в сфере холодного водоснабжения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
В силу пункта 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (в случае установления таких нормативов в порядке, предусмотренном разделом Х настоящих Правил) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В подпункте "г" пункта 36 Правил N 644 установлено право организации водопроводно-канализационного хозяйства взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а в подпункте "ж" пункта 35 Правил N 644 - соответствующая обязанность абонента производить оплату.
Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (для объектов абонентов, в отношении которых применяются нормативы состава сточных вод) определяется организацией, осуществляющей водоотведение, по формуле, приведенной в пункте 197 Правил N 644.
Суд первой инстанции установил, что ответчик относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644, а среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод по всем канализационным выпускам с одного объекта не превышает 30 куб. м в сутки, то есть менее значения, определенного пунктом 124 Правил N 644, а также указанных в абзаце 2 пункта 123(4) Правил N 644.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 728) Правила N 644 дополнены разделом XV "Порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, порядок взимания указанной платы, а также порядок уменьшения указанной платы на величину фактически произведенных абонентом затрат на реализацию мероприятий по обеспечению предотвращения превышения нормативов состава сточных вод, включенных в план снижения сбросов".
В соответствии с пунктом 203 Правил N 644 (в редакции Постановления N 728) для объектов абонентов (при наличии любого из условий), в том числе тех, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 Правил N 644, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов, расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (П норм, сост.) (рублей) определяется по формуле: П норм, сост. = 2 х Т х Qnp1.
В абзаце первом пункта 124 Правил N 644 указано, что в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
Из содержания пункта 203 Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод для обозначенных в данном пункте абонентов, чья хозяйственная деятельность является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на окружающую среду (водные объекты).
По смыслу нормативного регулирования законодатель устанавливает презумпцию превышения содержания загрязняющих веществ и негативного воздействия на работу системы водоотведения, поскольку с учетом основной хозяйственной деятельности (которая всегда сопровождается сбросом вредных веществ) основной объем стоков такого абонента образуется именно от этой деятельности.
Поскольку ответчик относится к категории абонентов, указанных в пункте 203 Правил N 644 истец правомерно произвел расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в соответствии с пунктом 203 Правил N 644 (в редакции Постановления N 728).
Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, произведенный истцом, проверен судом первой инстанции, признан верным. Оснований не согласиться с выводами суда апелляционная инстанция не усматривает.
Довод подателя жалобы о том, что основным видом деятельности предпринимателя является аренда и управление собственным нежилым недвижимым имуществом ОКВЭД 68.20.2, в связи с чем данный вид деятельности не попадает под условие начисления платы за сверхнормативный сброс сточных вод, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Из представленных в материалы дела договора N 496/2 (объект: пекарня, расположенная по адресу: г. Котлас ул. 28-й Невельской Дивизии д.10), и договора 496/4 (объект: цех "Кулинар и Я", расположенный по адресу: г. Котлас, прз. Промышленный тупик д.5, корп. 1), сведений о видах деятельности ответчика, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, следует, что объектами холодного водоснабжения и водоотведения являются объекты, связанные с осуществлением деятельности общественного питания и производства пищевых продуктов.
Также истцом предъявлено к взысканию с ответчика платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 123(4) Правил N 644 для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб. м, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле: П = К x Т x Qпр1.
В связи с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации N 728, с 03.06.2020 в отношении всех категорий объектов абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, вне зависимости от характера деятельности, осуществляемой на данных объектах, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может быть рассчитана в соответствии с данным пунктом без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов и подтверждения нарушения ими требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
По смыслу нормативного регулирования законодатель в таком случае устанавливает презумпцию превышения нормативов состава сточных вод в виде платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод.
Согласно пункту 119 Правил N 644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение ежемесячно: по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 данных Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) указанных Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение; по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.
В случае если возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и, при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил N 644, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется по формуле, указанной в пункте 123 (4).
В рассматриваемом случае ответчик не подавал деклараций о составе и свойствах сточных вод.
Следовательно, вопреки доводам ответчика, отбор проб истцом в данном случае правомерно не производился.
В силу изложенного и того, что доводы, приведенные в жалобе, не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, а выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 августа 2022 года по делу N А05-6438/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Стрекаловского Михаила Николаевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6438/2022
Истец: муниципальное предприятие "Горводоканал"
Ответчик: ИП Стрекаловский Михаил Николаевич
Третье лицо: Верховцева Кристина Игоревна