г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А21-13307/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Ракчеевой М.А.,
судей Изотовой С.В., Кротова С.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воробьевой А.С.,
рассмотрев 13.10.2022 в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мираторг Запад" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.04.2022 по делу N А21- 13307/2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Мираторг Запад", адрес: 236038, Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Невское, Совхозная ул., д. 12, ОГРН 1023901011540, ИНН 3906072585 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным отказа Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области, адрес: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, ОГРН 1153926037165, ИНН 3906976260 (далее - Министерство), оформленного письмом от 03.12.2021 N 3108-МПР, в предоставлении водного объекта или его части в пользование в целях сброса сточных вод в точке сброса, находящейся в районе следующих географических координат: 54°44'15.97" с.ш. и 20°34'02.04" в.д.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства "Гурьевский водоканал", адрес: 238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, Лесная ул., д. 13, ОГРН 1083925020024, ИНН 3917501998 (далее - Предприятие).
Решением от 22.04.2022 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, Общество обжаловало его в апелляционный суд. В своей жалобе Общество просило отменить обжалуемый судебный акт и принять новый.
Как указывает податель жалобы, судом первой инстанции был проигнорирован довод о необходимости применения положений пункта 5 статьи 106 Земельного кодекса РФ, в нарушение которых Министерством и было принято оспариваемое решение об отказе в выдаче разрешительного документа для сброса очищенных сточных вод в ручей; суд первой инстанции также не исследовал обстоятельства, связанные с угрозой полной остановки производства предприятия заявителя в связи с запретом сброса очищенных вод в водный объект; более того, заявителем в материалы дела были представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о наложении санитарно-защитной зоны предприятия и зоны санитарной охраны источников водоснабжения, а равно документы, подтверждающие невозможность продолжения эксплуатации предприятия с использованием иных способов отведения канализационных стоков; помимо прочего заявителем были представлены протоколы лабораторного анализа качества питьевой воды из спорных источников, в которых сделан вывод об отсутствии многолетнего неблагоприятного влияния сточных вод на качество добываемой из подземного источника питьевой воды в период с 2008 по 2016 годы; однако судом первой инстанции не дана какая-либо оценка указанной совокупности доказательств; факт выдачи Министерством ранее, а именно в январе 2017 года разрешения на сброс сточных вод в тот же водный объект подтверждает обоснованность требований подателя жалобы;
Отзыв на жалобу не представлен.
Распоряжением от 31.08.2022 настоящее дело было передано в производство судьи Ракчеевой М.А. ввиду перехода судьи Баженовой Ю.С. в Арбитражный суд Северо-Западного округа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости от 06.03.2018 N 39/011/006/2018-2285 принадлежат следующие объекты недвижимости:
- семь земельных участков площадью 13 713 кв. м, 94 379,47 кв. м, 2965 кв. м, 68 кв. м, 75 503 кв. м, 100 778 кв. м, 530 кв. м с кадастровыми номерами 39:03:030213:10, 39:03:030213:15, 39:03:030211:112, 39:03:030211:259, 39:03:030211:258, 39:03:030213:30, 39:03:030213:31, расположенных по адресу: Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Невское, Совхозная ул. и ул. Гагарина;
- находящиеся на них 10 зданий площадью 3412,8 кв. м, 7039,2 кв. м, 224,8 кв. м, 1204,3 кв. м, 17,1 кв. м, 769,4 кв. м, 227,2 кв. м, 224,9 кв. м, 53,1 кв. м, 25 433,6 кв. м с кадастровыми номерами 39:03:030213:18, 39:03:030213:23, 39:03:030211:163, 39:03:030213:19, 39:03:030213:21, 39:03:030213:22, 39:03:030213:20, 39:03:030213:17, 39:03:030213:24, 39:03:030213:26;
- одно сооружение в виде подземного (надземного) газопровода высокого давления протяженностью 411,3 м с кадастровым номером 39:03:030213:36.
Как утверждает Общество, часть указанных объектов, а именно тех, которые находятся в р-не Совхозной ул., используются им под размещение производственного комплекса по выпуску пищевых полуфабрикатов из различных видов мяса: говядины, свинины и птицы, что подтверждается разрешением от 14.11.2008 N RU39310000-52/2008МО на ввод в эксплуатацию названного комплекса вместе с транспортно-складским комплексом с холодильными камерами и административным комплексом с торгово-выставочным центром.
При этом одно из перечисленных выше зданий с кадастровым номером 39:03:030213:22 представляет собой очистное сооружение биологической очистки хозяйственно-бытовых и производственных стоков, предназначенное для очищения воды, используемой Обществом в своем производстве, и предполагающее на завершающей стадии после произведенного обеззараживания выпуск очищенных вод вовне.
С учетом этого Обществу на основании решения Министерства от 13.01.2017 N 39-01.01.00.002-Р-РСБХ-С-2017-00704/00 на срок до 16.06.2021, а впоследствии с учетом его продления до 16.06.2022 был предоставлен в пользование водный объект (Гагаринский ручей с длиной водотока 6,7 км, впадающий в р. Преголя) под сброс сточных, в том числе дренажных вод.
В соответствии с новой редакцией санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденной постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74, мясоперерабатывающие и консервные производства, представляющие собой промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ, являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, которые необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, в связи с чем производственному комплексу Общества присвоен III класс опасности (таблица 7.1 "санитарная классификация").
С учетом этого в марте 2021 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Калининградской области было принято решение от 01.03.2021 N 4 об установлении СЗЗ для указанного производственного комплекса Общества на основе составленного ООО "СанГиК" экспертного заключения от 30.12.2020 N 11276 по результатам проведенной санитарно-эпидемиологической экспертизы соответствующего проекта СЗЗ в соответствии с положениями пункта 4.3 названных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В августе того же года Обществу было выдано новое разрешение от 20.08.2021 N 39-RU39310000-561-2020, по смыслу которого заявителю был разрешен ввод в эксплуатацию начатой еще в 2020 году реконструкции упомянутого производственного комплекса, переименованного в корпус по производству замороженных мясных полуфабрикатов и готовых блюд, состоящий из четырех зданий.
В дальнейшем в связи с увеличением потребности предприятия в водопотреблении, а значит, и в водоотведении с 244,059 тыс. куб.м/год до 505,505 тыс. куб.м/год, обусловленным произведенной реконструкцией производственного комплекса, по заказу Общества ООО "Гидрогеологическое экспертное бюро" было подготовлено экспертное заключение от 08.10.2021 N 24/01-ЭЗ по вопросу о том, существует ли угроза жизни и здоровью населения в результате заражения пяти подземных источников питьевого водоснабжения (скважин), расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 39:03:030211:508, 39:03:030211:559, 39:03:030211:114, 39:03:030211:504, 39:03:030211:503, для которых приказом Министерства от 12.08.2019 N 451 установлены зоны санитарной охраны, химическими и биологическими загрязнителями сточных вод очистных сооружений Общества с выпуска N 1, координаты расположения которого указаны в названном заключении.
Согласно выводам эксперта по результатам анализов сточных вод после очистки перед сбросом по всем контролируемым компонентам содержание загрязняющих веществ в очищенных стоках не превышает допустимых величин для питьевой воды, более того, самим Министерством загрязненность ручья в решении 2017 года о предоставлении водного объекта в пользование Общества оценена как экстремальная, таким образом, содержание загрязняющих веществ в воде ручья выше точки сброса превышает их содержание в очищенных стоках, следовательно, сброс последних в ручей не приводит к ухудшению качества воды в ручье, а очищенные стоки не могут рассматриваться как потенциальный загрязнитель названного водного объекта, так как содержание нормируемых компонентов в них не превышает установленных санитарными нормами предельно допустимых концентраций. Также экспертом указано, что водозаборные скважины муниципального унитарного предприятия "Гурьевский водоканал" эксплуатируют водоносный горизонт в палеогеновых отложениях, при этом в проекте зон санитарной охраны, утвержденных Министерством, утверждается, что указанный горизонт является защищенным от проникновения загрязнения с поверхности, имея сплошную водоупорную кровлю и не имея в то же время прямой гидравлической связи с поверхностными водными объектами. Помимо прочего экспертом произведен расчет, согласно которому потенциальное загрязнение, которое может попасть в верхний незащищенный водоносный горизонт в современных отложениях сможет достигнуть эксплуатируемого водоносного горизонта не ранее чем через 89 лет. В дополнение к этому экспертом отмечено, что для ручья Гагаринский в месте выпуска очищенных стоков Общества условия взаимодействия подземных и поверхностных вод обуславливает направление течения воды из подземных вод в поверхностные, а не наоборот. Ситуация, при которой загрязняющие вещества, сбрасываемые в ручей, попали бы в подземные воды, принципиально невозможна, так как загрязнение в воде не может распространяться в направлении, противоположном ее течению.
По результатам исследования эксперт приходит к выводу о том, что хотя Водный кодекс РФ и запрещает сброс сточных вод в пределах зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения вне зависимости от того, в каком поясе расположен сброс, санитарно-эпидемиологическое законодательство такого категоричного запрета не содержит и фактически допускает возможность сброса вод в пределах III пояса упомянутой зоны, тогда как в данном случае очистные сооружения и точка сброса очищенных вод Общества расположены в пределах указанного пояса зоны санитарной охраны водозаборных скважин на выше перечисленных участках. С учетом изложенного экспертом сделан вывод об отсутствии угрозы жизни и здоровью населения в результате заражения пяти подземных источников питьевого водоснабжения (скважин) химическими и биологическими загрязнителями сточных вод очистных сооружений Общества с выпуска N 1.
Получив указанное экспертное заключение, Общество 26.11.2021 обратилось к Министерству с заявлением о выдаче нового решения о предоставлении в пользование того же водного объекта (ранее упомянутого ручья) в целях сброса сточных вод в ранее согласованной точке (выпуске N 1), но в увеличенных объемах с учетом произведенной реконструкции производственного комплекса, без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
В письме от 03.12.2021 N 31-08-МПР Министерство отказало Обществу в выдаче испрашиваемого решения, указав, что выпуск N 1, из которого предполагается сброс сточных вод, расположен в III поясе зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения, тогда как в силу части 3 стать 44 Водного кодекса РФ сброс сточных вод в водные объекты, расположенные в границах таких зон, запрещен.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив материалы дела, а также установив, что III пояс зон санитарной охраны питьевых скважин накладывается на всю территорию производственного комплекса Общества, в том числе и на точки выпусков сточных вод последнего в спорный ручей, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Материалами дела подтверждается, что в 800 м на юг от пос. Васильково Гурьевского р-на Калининградской обл. на границе с Калининградом на земельных участках с кадастровыми номерами 39:03:030211:508, 39:03:030211:559, 39:03:030211:114, 39:03:030211:504, 39:03:030211:503, образующих место водозабора "Дальнее поле", расположены созданные в 1985 и 2007 годах буровые скважины с номерами 2439, 2443, 1646, 20/07 и 3а, представляющие собой подземные источники хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Статья 37 ВК РФ, закрепляя цели водопользования, устанавливает приоритет использования водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями водопользования, к которым также относится и сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты. При этом Водный кодекс Российской Федерации в пункте 19 статьи 1 определяет сточные воды как дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.
В силу статьи 43 того же Кодекса для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (часть 1).
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны (далее - ЗСО) источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 той же статьи).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 N 10 введены в действие Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", согласно которым основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
При этом ЗСО организуются в составе трех поясов:
- первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала; его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения;
- второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
В каждом из трех поясов устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В силу пункта 1 части 3 статьи 44 ВК РФ запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Таким образом, Кодекс по общему правилу не допускает использования водных объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, для сброса сточных, в том числе дренажных, вод. Исключение из данной нормы содержится лишь в статье 6.4 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", закрепляющей, что сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, хозяйственными и иными объектами, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до введения в действие Кодекса, допускается с соблюдением санитарных правил и норм в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Следовательно, сброс сточных, в том числе дренажных, вод, соответствующих санитарным правилам и нормам, в водные объекты, расположенные в границах любых зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, возможен лишь перечисленными объектами. Иными объектами такой сброс недопустим.
Поскольку выпуск N 1, являющейся частью очистного сооружения и предназначенный для выброса переработанных очищенных вод, отведенных от производственного комплекса Общества, непосредственно находится в ЗСО, установленной в отношении выше упомянутых скважин, что наглядно видно из представленного в дело спутникового снимка, Министерство обоснованно отказало Обществу в предоставлении в пользование водного объекта в виде пролегающего рядом со скважинами ручья.
Помимо прочего в пункте 3.2.2.4 Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" в разделе "Мероприятия по второму и третьему поясам" указано на запрещение размещения в обозначенных зонах не только складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ, но и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод. Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от загрязнения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.
Из имеющегося в материалах дела экспертного заключения о соответствии санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам проектных материалов в отношении проекта ЗСО водозабора из пяти эксплуатационных скважин, утвержденного главным врачом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области" 17.02.2017, следует, что согласно гидрогеологическому заключению водоносный горизонт палеогеновых отложений в р-не водозабора "Дальнее поле" относится к категории хорошо защищенного, на что в свою очередь указано в экспертном заключении, представленном Обществом при обращении в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Между тем из указанного экспертного заключения от 08.10.2021 N 24/01-ЭЗ видно, что с учетом характеристик упомянутого горизонта экспертом сделан вывод об отсутствии угрозы жизни и здоровью населения в результате потенциального заражения подземного источника питьевого водоснабжения сточными вод очистных сооружений Общества, следовательно, специальные мероприятия по защите водоносного горизонта от загрязнения не разрабатывались на том лишь основании, что за время, прошедшее с момента бурения спорных скважин в 1985 году, проникновения загрязняющих веществ в подземные воды не произошло.
Имевшее место ранее предоставление заявителю спорного ручья в пользование в целях сброса отработанных на производственном комплексе и прошедших очистку сточных вод не является основанием для признания отказа Министерства незаконным, поскольку, как правильно указано судом первой инстанции, в данном случае в связи с новым строительством заявителю требуется увеличение объема сброса отработанных сточных вод, что прямо противоречит требованиям части 3 статьи 44 Водного кодекса РФ.
Таким образом, указанное экспертное заключение содержит прямо противоречащие действующему законодательству выводы относительно несоответствия норм Водного кодекса РФ положениям санитарного законодательства применительно к неверному истолкованию апелляционного определения Верховного Суда РФ от 25.09.2014 N АПЛ14-393, а равно не учитывает недостаточность хорошей защищенности водоносного горизонта при размещении в пределах III пояса СЗО объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод, под которые по своим характеристикам подпадают и очистные сооружения с учетом отсутствия в нем указания на специальные мероприятия, направленные на защиту упомянутого горизонта. Следовательно, названное заключение обоснованно не было принято судом первой инстанции во внимание при вынесении обжалуемого судебного акта.
Что касается ссылки подателя жалобы на наложение санитарно-защитной зоны производственного комплекса на ЗСО, апелляционный суд в связи с этим полагает необходимым отметить следующее.
Из выше упомянутого экспертного заключения 2017 года следует, что пробуренные скважины соединены с накопительными резервуарами, откуда добытая подземная вода в дальнейшем посредством насосов подается в разводящую сеть, посредством водоводов, обеспечивающих пропуск воды по проложенных на спорной территории трубам.
Вместе с тем согласно пунктам 5.2 и 5.3 ранее упомянутой новой редакцией санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденной Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (раздел V "Режим территории санитарно-защитной зоны") в санитарно-защитной зоне не допускается размещать комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции, за исключением артезианских скважин для технического водоснабжения, водоохлаждающих сооружений для подготовки технической воды, канализационных насосных станций, сооружений оборотного водоснабжения.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.04.2022 по делу N А21-13307/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.А. Ракчеева |
Судьи |
С.В. Изотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-13307/2021
Истец: ООО "МИРАТОРГ ЗАПАД"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МУП ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА "ГУРЬЕВСКИЙ ВОДОКАНАЛ"