город Ростов-на-Дону |
|
28 февраля 2024 г. |
дело N А32-29884/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Шапкина П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семичасновым И.В.
при участии:
от истца посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": представитель Рябикина А.А. по доверенности N 6-ЮЛ от 12.02.2024;
от ответчика: представителей не направил, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кверкус"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2023 по делу N А32-29884/2023
по иску акционерного общества "Крайжилкомресурс" (ИНН 2308124997,
ОГРН 1062308034920)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Кверкус"
(ИНН 2355016212, ОГРН 1032330758460)
о взыскании задолженности, неустойки,
УСТАНОВИЛ
акционерное общество "Крайжилкомресурс" (далее - АО "Крайжилкомресурс", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кверкус" (далее - ООО "Кверкус", ответчик) о взыскании задолженности за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 28.03.2023 в размере 1 667 380 рублей 22 копеек и неустойки за период с 11.02.2020 по 21.03.2023 (с исключением мораторного периода) в размере 378 883 рублей 92 копеек.
Решением от 11.12.2023 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность за оказание услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 28.03.2023 в размере 1 667 380 рублей 22 копейки, неустойка за период с 11.02.2020 по 21.03.2023 (с исключением мораторного периода) в размере 378 883 рублей 92 копеек, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 31 231 рубля.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, принять новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает, что факт оказания услуг должен быть подтвержден актами оказания услуг с указанием дат вывоза ТКО, объема контейнеров и других параметров. Региональный оператор акты оказанных услуг ответчику не направлял, сумма оказанных услуг определена на основании лишь нормативного расчета, факт оказания услуг не подтвержден, объекты недвижимости, в отношении которых производились начисления, являются нефункционирующими.
В судебное заседание ответчик явку не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом согласно части 6 статьи 121, части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", пунктов 16, 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов". В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца против доводов апелляционной жалобы возражал, на вопросы судебной коллегии дал пояснения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" все субъекты Российской Федерации должны перейти на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО (одним или несколькими) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
По результатам проведения конкурсных процедур 14.01.2019 заключено соглашение между Министерством топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края и АО "Крайжилкомресурс".
Приказом Министерства от 15.09.2019 N 6 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне, в которую входит Апшеронский, Белореченский, Туапсинский районы, город Горячий Ключ и Сочи, присвоен АО "Крайжилкомресурс" (региональный оператор), которое начало осуществлять свою деятельность с 01.01.2020.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ региональный оператор заключает договоры па оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Пунктами 1, 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ установлено, что договор на оказание услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным и заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" операторы ТКО заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с их собственниками, сели иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Оператор ТКО не вправе отказать в заключении указанного договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Согласно пункту 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156 (далее - Правила N 1156, Постановление N 1156), региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения/\ соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора па оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156.
Пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ содержит указание на то, что договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
По пункту 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156, потребитель услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку на заключение договора.
Форма и содержание заявки, а также необходимые документы в качестве приложения к заявке определены пунктами 8.5 - 8.7 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2012 N 1156.
В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и необходимые документы в течение 15 рабочих дней, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
АО "Крайжилкомресурс" исполнило обязанность по направлению публичной оферты: филиал "Сочинский" региональный оператор своевременно известил потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте www. kgki-.ru, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет", на сайте администрации муниципального образования г. Сочи, в средствах массовой информации: в газете "Новости Сочи" N 5 (3191) - N 6 (3392) от 18.01.2020.
С учетом того, что заявка от потребителя на заключение договора не направлена региональному оператору до 10.02.2020, начало возникновения обязательства ответчика перед истцом подлежит определению в соответствии с требованиями пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
Согласно пункту 8 (18) Правил N 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора но цене, -.зной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Региональной энергетической комиссии - Департамента пен и тарифов Краснодарского края "Об установлении единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами" N 43/2019-ТКО от 30.12.2019 установлены единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении АО "Крайжилкомресурс".
Соответственно, в пункте 4 размещенного для потребителей типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 10.01.2020.
Согласно пункту 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами определение объема и (или) массы ТКО осуществляется в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Согласно пункту 5 Постановления N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов в отношении потребителей осуществляется расчетным путем исходя из: 1) нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; 2) количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Нормативы накопления ТКО в Краснодарском крае утверждены Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 марта 2017 года N 175 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов в Краснодарском крае".
Расчет стоимости оказываемых услуг должен производиться по общим правилам в соответствии с Постановлением N 505 исходя из норматива накопления ТКО по формуле 9(5), приведенной в приложении N 2 к Постановлению Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", определяющей порядок расчета платы за коммунальную услугу.
В этой формуле постоянными величинами являются единый тариф и норматив накопления ТКО, а переменной величиной - количество расчетных единиц, которое меняется для организаций в зависимости от вида их деятельности.
В пункте 5 Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО под расчетным периодом по договору понимается один месяц.
Норматив накопления ТКО установлен в постоянной твердой цифре в кубических метрах в год на расчетную единицу. Расчетные единицы определяются уполномоченным органом по каждой категории объектов недвижимого имущества.
Согласно приложению 1 к Приказу N 43/2019-ТКО (с учетом изменений от 16.09.2020 г. N 8/2020-тко) установлен тариф со дня вступления в силу приказа по 31.09.2020 в отношении Сочи - 825,14 руб./куб. м.
С 01.10.2020 по 31.12.2020 город-курорт Сочи - 803,96 руб./куб. м.
Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края от 18.12.2020 N 35/2020-тко от "Об установлении единого тарифа па услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами" (с учетом изменений от 20.12.2021 N 24/2021-ТКО) с 01.01.2021 по 30.06.2022 - юрод-курорт Сочи - 803,96 руб./куб. м - с 01.01.2021 - по 30.06.2021; 832,88 руб./куб. м - с 01.07.2021 по 30.06.2022.
Во исполнение условий типового договора истцом оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2020 по 28.03.2023 на сумму 1 667 380 рублей 22 копейки.
Истец надлежащим образом оказал услуги по обращению с ТКО.
Ответчик в нарушение условий договора, оплату оказанных услуг не произвел, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
По правилам части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со ст. 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии с п. 2.1. типового договора региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора в порядке и сроки, предусмотренные договором.
Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 01 января 2020 г. (п. 2.4. договора).
Согласно п. 3.1. договора под расчетным периодом по договору понимается 1 (один) календарный месяц.
Пунктом 3.3. договора предусмотрено, что потребитель оплачивает услуги по обращению с ТКО до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Согласно п. 3.4 договора, потребитель самостоятельно получает у регионального оператора акт оказанных услуг до 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным, и до 10 (десятого) числа этого месяца возвращает надлежащим образом оформленный, а именно подписанный уполномоченным лицом и скрепленный печатью (при ее наличии) акт оказанных услуг региональному оператору либо предоставляет мотивированный письменный отказ от его подписания.
При этом п. 3.5. договора установлено, что в случае, если в течение указанного в пункте 3.4. договора срока акт оказанных услуг не будет подписан потребителем и представлен региональному оператору и потребитель не представит в письменной форме мотивированный отказ от его подписания, услуги считаются оказанными и подлежат оплате потребителем в полном объеме.
Истец надлежащим образом оказывал услуги по обращению с ТКО.
Обязанность оплаты у потребителя услуг по обращению с ТКО наступает с момента начала осуществления деятельности АО "Крайжилкомресурс" в качестве регионального оператора, а именно с 01.01.2020.
Согласно расчету истца, задолженность ответчика по оплате за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2020 по 28.03.2023 по объектам недвижимости, расположенным по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, с. Цыпка, зверосовхоз с кадастровыми номерами N N 23:33:1301004:180 площадью 64,2 кв.м, 23:33:1301004:188 площадью 544,40 кв.м., 23:33:1301004:168 площадью 422,50 кв.м., 23:33:1301004:172 площадью 110,90 кв.м., 23:33:1301004:185 площадью 458,90 кв.м., 23:33:1301004:171 площадью 59,00 кв.м., 23:33:1301004:176 площадью 578,00 кв.м., 23:33:1301004:189 площадью 48,40 кв.м., 23:33:1301004:173 площадью 104,00 кв.м., 23:33:1301004:190 площадью 755,70 кв.м., 23:33:1301004:192 площадью 625,00 кв.м., 23:33:1301004:187 площадью 51,90 кв.м., 23:33:1301004:191 площадью 38,50 кв.м., 23:33:1301004:194 площадью 554,00 кв.м., 23:33:1301004:195 площадью 39,30 кв.м., 23:33:1301004:170 площадью 49,00 кв.м. из расчета всего по всем объектам 65,26 кубометров в месяц за период с 01.01.2020 по 30.04.2023 сумма долга составила 1 667 380 рублей 22 копеек.
Расчет за оказанные услуги по обращению с ТКО соответствует условиям типового договора и произведен в соответствии с действующим нормативом накопления ТКО.
Ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не опровергнуты сведения, отраженные в документах истца, контррасчет долга в суд первой и апелляционной инстанции потребителем не представлен.
Факт оказания истцом услуг ответчику подтверждается материалами дела, а именно: актами оказанных услуг.
При этом, ответчик не представил доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию коммунальных отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства; заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором.
Апелляционный суд также принимает во внимание, что из представленных в материалы дела документов не следует, что со стороны апеллянта в спорный период имелись какие-либо претензии к оператору по не вывозу мусора, допускались нарушения требований санитарных правил и норм при исполнении договора, образовывались несанкционированные свалки возле объектов общества, имелись обращения на несвоевременный вывоз ТКО за спорный период, следовательно, это свидетельствует о том, что услуги по вывозу ТКО фактически обществом оказаны надлежаще.
Ссылки заявителя жалобы на то, что объекты зверосовхоза не функционировали в спорный период, следует отклонить, так как данные доводы не приводились в суде первой инстанции, не подтверждены документально, потребитель не обращался в спорный период к региональному оператору с просьбой приостановить вывоз ТКО в связи с приостановлением деятельности предприятия.
На момент рассмотрения спора ответчик не представил доказательств исполнения обязательств по оплате образовавшейся задолженности в размере 1 667 380 рублей 22 копейки, в связи с чем, исковые требования в указанной части правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Истцом также было заявлено о взыскании с ответчика неустойки в размере 378 833 рублей 92 копейки.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В соответствии с пунктом 22 типового договора, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Факт просрочки оплаты задолженности за оказанные услуги подтверждается материалами дела, в связи с чем требование о взыскании неустойки заявлено правомерно.
Расчет неустойки (с исключением мораторного периода) заявителем жалобы не оспорен, контррасчет в дело не представлен.
С учетом изложенного, апелляционный суд не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2023 по делу N А32-29884/2023 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кверкус" (ИНН 2355016212, ОГРН 1032330758460) в доход федерального бюджета 3000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29884/2023
Истец: АО "Крайжилкомресурс"
Ответчик: ООО "Кверкус"