г. Москва |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А41-68025/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2022 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Марченковой Н.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Терликовой Д.А.,
при участии в заседании:
от АО "Первая Башенная компания": не явился, извещен;
от Администрации Одинцовского городского округа Московской области: не явился, извещен;
от АО "Мособлэнерго": не явился, извещен;
от ПАО "Мегафон": не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Первая Башенная компания" на решение Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2022 года по делу N А41-68025/21 по исковому заявлению Администрации Одинцовского городского округа Московской области к АО "Первая Башенная компания", третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: АО "Мособлэнерго", ПАО "Мегафон", об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского городского округа Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Первая Башенная компания" с требованием об обязании демонтировать антенно-мачтовое сооружение, расположенное на земельном участке по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Северная, в районе д. 24, привести данный земельный участок в первоначальное состояние.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Мособлэнерго", ПАО "Мегафон".
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 мая 2022 года по делу N А41-68025/21 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, АО "Первая Башенная компания" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, отделом муниципального земельного контроля Управления муниципального земельного контроля, сельского хозяйства и экологии Администрации Одинцовского городского округа Московской области по обращению граждан проведена проверка по факту несанкционированного размещения вышки сотовой связи по адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, ул. Северная, д. 24,26.
В рамках проведения проверки сотрудниками отдела муниципального земельного контроля Администрации выявлено, что на земельном участке неразграниченной государственной собственности вблизи д. 24 ул. Северная расположено антенно-мачтовое сооружение. Администрацией Одинцовского городского округа Московской области разрешение на размещение данного антенно-мачтового сооружения не выдавалось, земельный участок не огорожен, доступ свободный. При этом приблизительное расстояние от антенно-мачтового сооружения до детского сада составляет- 20 метров, до дома 24 по улице Северная-33 метра.
Согласно договору аренды от 21.12.2020 N 00-058932 заключенного между АО "Мособлэнерго" и АО "Первая Башенная Компания" указанное антенно-мачтовое сооружение установлено и используется АО "Первая Башенная Компания".
Поскольку, по мнению администрации, нахождение антенно-мачтового сооружения на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области" без разрешения на размещение антенно-мачтового сооружения противоречит нормам действующего законодательства, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Статьей 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения; названным правом обладают также лица, хотя и не являющиеся собственниками, но владеющие имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст. 305 ГК РФ).
Материалами дела подтверждается, что между АО "Мособлэнерго" и АО "Первая Башенная компания" заключен рамочный договор аренды движимого имущества N 00-058932 от 21.12.2020 (далее - Договор), согласно которому арендодатель предоставляет арендатору движимое имущество ("Объект", "объект аренды") во временное пользование за плату. Срок действия договора установлен по 31.12.2030 (п. 2.1).
Согласно преамбуле Договора, "Объектом" является движимое имущество - опоры линии электропередач, являющиеся конструктивными элементами ЛЭП 0,4-20 кВ, иные отдельные составляющие ЛЭП, являющиеся движимым имуществом, и/или их отдельные конструктивные элементы.
В соответствии с Дополнением N 5/2 от 29.03.2021 к Договору, АО "Мособлэнерго" обязался предоставить АО "Первая Башенная компания" опору N 1-5 от ТП-510603, расположенную по спорному адресу: Московская область, Одинцовский городской округ, г. Одинцово, ул. 2-й микрорайон, координаты: 55,678541 37.252791.
Данная опора N 1-5 от ТП-510603 является частью Низковольтной воздушной линии (УО) от ТП 560603L = 690-м (СИП3х35), состоящей из опор ж/б 19 шт., металл. 33 шт., инв.N 19243.
Неотделимое улучшение - переустройство фундаментной секции Объекта и смонтированной на ней первой секции, на которой расположены траверсы с изоляторами и проводами ВЛ. Неотделимое улучшение является собственностью Арендодателя.
Отделимое улучшение - смонтированное на Объекте, с согласия Арендодателя, дополнительные секции (выше первой) и размещенные на них по инициативе или с ведома Арендатора трубостойки и иные конструкции. Отделимые улучшения являются собственностью Арендатора и при возврате/изъятии Объекта передаче Арендодателю не подлежат, должны быть демонтированы Арендатором без какой-либо компенсаций со стороны Арендодателя.
В силу п. 1.3 Договора объекты передаются арендатору во временное пользование, в том числе для расширения их функционального назначения.
Согласно п. 1.5 Договора вне зависимости от факта проведения капитального ремонта и/или наличия либо отсутствия неотделимых улучшений Объект принадлежит на праве собственности арендодателю.
На основании вышеизложенного арендодателю принадлежит на праве собственности опора N 1-5 от ТП-510603, высотой 9 метров (неотделимое улучшение), а не все сооружение высотой 30 метров вместе с отделимыми улучшениями, как утверждает ответчик.
Таким образом, довод Ответчика о том, что пункт 1.5. Договора позволяет привлечь АО "Мособлэнерго" в качестве соответчика, в связи с тем, что Объект является его собственностью, безоснователен. В связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является АО "Первая башенная компания".
Из письменных пояснений АО "Мособлэнерго" следует, что при переустройстве объекта (опоры) ответчиком нарушены требования выданных Технических условий N 5/2-21/ОД от 31.08.2021 на переустройство объекта (опоры) электроснабжения.
Обосновывая исковые требования истец указал, что в нарушение п. 5.4.1 Договора без уведомления Арендодателя выполнялись работы, которые могли повлечь повреждение или нарушение функционирования оборудования Арендодателя. В нарушение п. 5.4.8 Договора Арендатором не согласована в соответствующих инстанциях проектная и техническая документация. Арендатором не исполнено требование п. 5.4.9 Договора по соблюдению положений технических условий и вызову перед началом производственных работ представителей Арендодателя. Арендатором не исполнено требование п. 5.4.10 Договора по соблюдению правил оформления допуска сотрудников для работ на объектах Арендодателя. Арендатором не исполнено требование п. 5.4.18 Договора о выполнении Капитального ремонта Объекта только с согласования Арендодателя. Арендатором не исполнены требования Технических условий на переустройство Объекта (опоры) электроснабжения прежде всего - получение разрешений на размещение, до начала производства работ по усилению фундаментной части Объекта получить ордер на производство земляных работ в соответствии с Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03 "О благоустройстве в Московской области"; отсутствие актов о выполнении технических условий.
Доказательств обратного ответчик в материалы дела не представил.
Из акта осмотра земельного участка от 30.08.2021 усматривается, что в указанном месте расположены два объекта: действующая линия электропередач и антенно-мачтовое сооружение на расстоянии 2-х метров друг от друга.
В последующем опора линии электропередач была демонтирована, и осталось только антенно-мачтовой сооружение, что подтверждается совместным актом осмотра от 12.11.2021.
Апелляционный суд посредством общедоступного сервиса Яндекс-карты обозревал панораму ул.Северной у дома N 4 (согласно географических координат спорной опоры и установил, что согласно панораме от 2021 года опора 9 м. и опора 30 м. являются разными объектами.
Довод АО "Первая башенная компания" о том, что разрешение на размещение объекта не требовалось, также является ошибочным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1.4. рамочного договора предусмотрено, что арендодатель предъявляет арендатору технические условия на конкретный объект, содержащиеся условие о проведении ремонтных работ, необходимых и достаточных для безопасного эффективного использование арендуемого объекта.
В силу п. 3.8 рамочного договора арендатор вправе, в соответствии с техническими условиями арендодателя и при наличии соответствующих согласований с органами государственной власти, контрольно-надзорными органами, третьими лицами, установленных договором, увеличить высоту объекта не более чем до 40 метров включительно.
В соответствии с п. 1.4 технических условий N 15/2-21/ОД от 31.08.2021 на переустройство Объекта (опоры) электроснабжения при выполнении настоящих Технических условий следует учитывать положения "Общих технических требований на размещение и эксплуатацию антенно-мачтовых сооружений на территории Московской области", утвержденных Распоряжение Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области N 11-61/РВ от 15.05.2020, в том числе, обязательное получение разрешения на размещения объекта.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который согласно пункту 11 входят линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 "Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
В соответствии с пунктом 2 Порядка размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Между тем, как было указано раннее АО "Первая башенная компания" не произвела реконструкцию существующего объекта (опору N 1-5 от ТП-510603, 9-м) АО "Мособлэнерго", а возвела новое антенно-мачтовое сооружение высотой 30 метров рядом с раннее существующим объектом, что подтверждается актами осмотра от 30.08.2021 и 12.11.2021.
В апелляционной жалобе АО "Первая башенная компания" указывает, что истцом не представлено доказательств самовольного занятие ответчиком земельного участка, противоправности его действий, а также создания препятствий в осуществлении правомочий по пользованию земельного участка. Данное утверждение также является ошибочным по следующим основаниям.
Статьей 3 Федерального закона Российской Федерации N 126-ФЗ от 07.07.2003 "О связи" закреплено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории Российской Федерации и на находящихся подюрисдикцией Российской Федерации территориях.
В статье 2 Закона N 126-ФЗ раскрывается содержание следующих понятий: линейно-кабельные сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи;
- линии связи - линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения связи;
- оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии;
- организация связи - юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность организаций связи, применяются соответственно к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области связи в качестве основного вида деятельности;
- сооружения связи - объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи;
- средства связи - технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
В пунктах 3, 5 статьи 6 Закона N 126-ФЗ закреплено, что организации связи по договору с собственником или иным владельцем зданий, опор линий электропередачи, контактных сетей железных дорог, столбовых опор, мостов, коллекторов, туннелей, в том числе туннелей метрополитена, железных и автомобильных дорог и других инженерных объектов и технологических площадок, а также полос отвода, в том числе полос отвода железных дорог и автомобильных дорог, могут осуществлять на них строительство, эксплуатацию средств связи и сооружений связи.
Из выше приведенных норм Закона следует, что правом на создание и размещение средств связи и сооружений связи наделены только организации связи.
В силу положений части 2 статьи 3.3 Федерального закона Российской Федерации N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" администрация является лицом, осуществляющим функции собственника в отношении земель, не разграниченных между уровнями публичной собственности, а также наделены полномочиями выдавать разрешения в силу п. 7 ст. 2 Закона Московской области от 05.11.2019 N 222/2019-ОЗ.
Также ответчик указывает, что при проведении переустройства опоры линии электропередачи на опору двойного назначения отсутствуют существенные земляные работы.
Согласно п. 3.14 технических условий N 15/2-21/ОД от 31.08.2021 до начала производства работ по усилению фундаментной части Объекта получить ордер на проведения земляных работ (Закон Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-03), а также все необходимые разрешения, предписания от владельцев коммуникаций, попадающих в зону проведения работ.
В статье 4 Закона Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" приведено понятие "земляные работы": производство работ, связанных со вскрытием грунта на глубину более 30 сантиметров (за исключением пахотных работ), забивкой и погружением свай при возведении объектов и сооружений всех видов, подземных и наземных инженерных сетей, коммуникаций, а равно отсыпка грунтом на высоту более 50 сантиметров.
Частью 7 статьи 43 Закона N 191/2014-ОЗ установлено, что проведение любых видов земляных работ без разрешения (ордера) запрещается, за исключением случаев, когда указанные работы осуществляются на основании документов, выданных в соответствии с федеральным законодательством.
Такое понятие как существенные или не существенные земляные работы в законодательстве, регулирующие проведения земляных работ, не содержится.
Кроме того, согласно п. 3.7 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 размещение и ввод в эксплуатацию ПРТО (Передающие радиотехнические объекты) допускаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий установки (размещения) и эксплуатации ПРТО санитарным правилам.
В силу п. 290 СанПин 2.1.3684-21 перед размещением, реконструкцией, техническим перевооружением (модернизацией) радиоэлектронных средств правообладателем радиоэлектронных средств должна разрабатываться проектная документация на условия размещения радиоэлектронного средства (далее - РЭС), на которую должно оформляться санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии Санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Размещение радиоэлектронных средств без санитарно-эпидемиологического заключения не допускается.
Вышеуказанные документы ответчиком в материалы дела не представлены.
В силу пункта 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в который согласно пункту 11 входят линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Как следует из пункта 2 статьи 2 Закона Московской области от 10.11.2015 N 191/2015-03 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 утвержден Порядок и условия размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (далее -Порядок N 229/13).
В соответствии Порядком N 229/13 размещение объектов на территории Московской области осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, нахождение антенно-мачтового сооружения на земельном участке, находящемся в собственности муниципального образования "Одинцовский городской округ Московской области", без разрешения на размещение антенно-мачтового сооружения противоречит нормам действующего законодательства.
На основании пункта 2 части 1 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, в том числе, самовольного занятия земельного участка. Согласно пункту 4 части 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Пунктом 2 статьи 62 ЗК РФ предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе и к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
В соответствие с пунктами 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности и взаимной связи, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19.05.2022 по делу N А41-68025/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-68025/2021
Истец: Администрация Одинцовского городского округа Московской области, АО "ПЕРВАЯ БАШЕННАЯ КОМПАНИЯ"
Третье лицо: АО "МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ЭНЕРГОСЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ", ПАО "МЕГАФОН"