город Ростов-на-Дону |
|
20 октября 2022 г. |
дело N А32-51902/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Попова А.А., Яицкой С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Петросьян Н.В.,
при участии:
от истца: представитель Сопина Д.Р. по доверенности от 27.12.2021 (онлайн-участие),
от ответчика: представитель Меньшова Е.Е. по доверенности от 04.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2022 по делу
N А32-51902/2020
по иску Министерства природных ресурсов Краснодарского края
(ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
к ответчику ПАО "Россети Кубань" (ИНН: 2309001660 ОГРН: 1022301427268)
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - истец; министерство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к публичное акционерное общество "Россети Кубань" (далее - ответчик; общество) об обязани за счёт собственных средств: в течение 2-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и согласовать с министерством природных ресурсов Краснодарского края проект лесовосстановления; провести в соответствии с согласованным проектом лесовосстановления работы по лесовосстановлению на площади 271,8749 га, равной площади вырубленных лесных насаждений из состава лесных участков, предназначенных для проведения компенсационного лесовосстановления, информация о которых размещена на официальном сайте министерства природных ресурсов Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2022 в удовлетворении требований отказано.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований министерства в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы министерство приводит доводы о том, что судом сделан ошибочный вывод о том, что применению не подлежит Федеральный закон от 19.07.2018 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения" поскольку он вступил в силу с 01.01.2019, а правоотношения между сторонами возникли в 2018 году. При этом, статья 63.1 ЛК РФ в новой редакции также сохранила обязанность для лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43-46.1 ЛК РФ, обеспечить лесовосстановление на площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон и особенностей условий использования территорий, предусмотренных статьей 21 ЛК РФ. Кроме того, согласно части 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен новый срок вступления их в силу. Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ установлено, что положения частей 3-5.7 и 8 статьи 63.1 ЛК РФ (в редакции настоящего закона) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
Также истец указал, что судом первой инстанции не учтено, что с 01.01.2021 (то есть нормативно правовой акт действовал в период рассмотрения иска) вступил в силу приказ Минприроды России от 04.12.2020 N 1014 "Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений", пунктом 14 Правил предусмотрено, что лица, указанные в подпункте "в" пункта 6 настоящих Правил, обязаны выполнять работы по лесовосстановлению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации на основании части 2 статьи 63.1 ЛК РФ, а также в соответствии с настоящими Правилами.
В судебном заседании представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора. Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, дополнительно представленных документов, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков от 18.08.2017 N 38/17 и от 24.08.2017 N 40/17, а также соглашения об установлении сервитута в отношении частей земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 22.11.2018 N 60/18, от 17.12.2018 N 275/18/11, от 17.12.2018 N 273/18/10, от 29.03.2018 N 11/19, от 29.08.2019 N 51/19, от 29.08.2019 N 53/19, от 29.08.2019 N 52/19, 30.11.2018 N 62/18, от 22.11.2018 N 59/18, от 14.12.2018 N 70/18, от 17.12.2018 N 276/18/12, от 11.04.2019 N 43/19/269, от 01.03.2019 N 12/19, от 25.12.2018 N 77/18, от 26.11.2018 N 61/18, от 03.04.2019 N 73, от 03.04.2019 N 74, от 03.04.2019 N 75, от 03.04.2019 N 76.
Соглашения заключены для проведения работ по расчистке просек в границах охранной зоны воздушных линий электропередач, входящих в электросетевые комплексы ПС-35/10 кВ "Черниговская", ПС-110/35/10 кВ "Мартанская", ПС-35/10 кВ "Саратовская", ПС-110/35/10 кВ "ГНС 1", ПС-110/35/6 кВ "Речная" и проч. (пункт 1.1 соглашений).
Срок действия соглашений от 29.08.2019 N 53/19, от 14.12.2018 N 70/18, от 30.11.2018 N 62/18, от 26.11.2018 N 61/18, от 29.08.2019 N 52/19, от 29.08.2019 N 51/19, от 29.03.2019 N 11/19, от 22.11.2018 N 60/18, от 22.11.2018 N 59/18, от 01.03.2019 N 12/19, от 25.12.2018 N 77/18 установлен на 2 года (пункт 5.1 соглашения).
Срок действия сервитута 1 год установлен пунктом 2.1 в соглашениях от 11.04.2019 N 43/19, от 03.04.2019 N 73, от 03.04.2019 N 74, от 03.04.2019 N 75, от 17.12.2018 N 275/18/11, от 17.12.2018 N 273/18/10, от 17.12.2018 N 276/18/12, от 03.04.2019 N 76.
Договоры аренды заключены с целью строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов воздушных линий электропередач ВЛ-110 кВ "КрымскаяТоннельная" (пункт 1 договоров) сроком на 2 года (пункт 22 договоров), который истек в августе 2019.
Как указывает министерство, обществу по указанным договорам и соглашениям по актам приёма-передачи на праве ограниченного пользования переданы лесные участки общей площадью 271,8749 га, на которых ответчиком произведена вырубка зелёных насаждений, при этом, работы по лесовосстановлению обществом не производились.
Истец направил в адрес ответчика претензионное требование от 13.07.2020 N 202-06.3-10-17817/20 об устранении существенных нарушений условий пользования лесными участками, которое оставлено ответчиком без удовлетворения.
Полагая, что общество уклонилось от проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению на землях лесного фонда и проведению работ по лесовосстановлению на площади 271,8749 га, равной площади вырубленных лесных насаждений, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
При рассмотрении дела судебная коллегия учитывает следующее.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела исходил из того, что изменения в Лесной кодекс Российской Федерации об обязании лиц, использующих леса, выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению, вступили в законную силу до заключения части соглашений и сервитуте и договоров аренды, а потому к указанным правоотношениям не применяются. В отношении той части соглашений о сервитуте, которые заключены после 01.01.2019, суд указал, что стороны при заключении соглашений исходили из отсутствия необходимости выполнения работ по лесовосстановлению, на что указано в проектах освоения лесов, утверждённых соответствующими приказами министерства.
На момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции новым положениям Лесного кодекса Российской Федерации дано иное толкование.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
Право аренды лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами (часть 1 статьи 9 Лесного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды.
Как следует из части 4 статьи 71 Лесного кодекса, к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом, если иное не установлено Лесным кодексом.
Таким образом, нормы лесного законодательства являются специальными, имеют приоритет перед нормами Гражданского и Земельного кодексов.
В силу статьи 274 (пункта 1) Гражданского кодекса Российской Федерации собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
На основании статей 23 (пункта 3, подпункта 8 пункта 4) и 39.37 (подпункта 1) Земельного кодекса Российской Федерации публичный сервитут устанавливается в соответствии с данным кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 этого кодекса не применяются. Публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка, в том числе, в целях строительства, реконструкции, эксплуатации, капитального ремонта объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей.
Статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности (часть 1); при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов (часть 5).
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации к видам использования лесов относятся строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов.
Согласно статье 45 Лесного кодекса Российской Федерации для использования лесов в целях осуществления строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду или в отношении этого лесного участка может быть установлен сервитут.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута (часть 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление.
Статья 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Законом N 212-ФЗ (до 01.01.2019), устанавливала, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (часть 1); на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.
Таким образом, до 01.01.2019 Лесным кодексом Российской Федерации обязанность по лесовосстановлению возлагалась на арендаторов, осуществлявших на основании договора аренды вид деятельности по заготовке древесины.
Согласно части 2 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Закона N 212-ФЗ, лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений в соответствии с Лесным кодексом, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 29.1, статьей 30, частью 4.1 статьи 32 данного Кодекса.
Также Законом N 212-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1, согласно части 1 которой за исключением случая, предусмотренного частью 3 данной статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 212-ФЗ) предусмотренная частью 1 данной статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 данного Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
Таким образом, статьей 63.1 Лесного кодекса установлены особенности осуществления лесовосстановления для лиц, использующих леса для целей геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых (статья 43), строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений (статья 44), строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (статья 45), создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры (статья 46); для данных категорий лесопользователей установлена обязанность проведения лесовосстановления не на арендованном лесном участке, а в границах соответствующего субъекта Российской Федерации (компенсационное лесовосстановление) в установленный срок после рубки лесных насаждений.
Федеральным законом от 02.07.2021 N 303-ФЗ (далее - Закон N 303-ФЗ) в Лесной кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации внесены изменения, согласно которым в новой редакции изложены статьи 62 - 63.1, 89.2 Лесного кодекса.
В силу части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ), если иное не предусмотрено данной статьей, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при установлении или изменении зон с особыми условиями использования территорий, предусмотренных статьей 21 данного Кодекса.
Законом N 303-ФЗ статья 63.1 Лесного кодекса дополнена частью 7, согласно которой данная статья не распространяется на следующие случаи: 1) использование лесов в соответствии с частью 5 статьи 43 и частью 4 статьи 45 Лесного кодекса; 2) осуществление рубок лесных насаждений при осуществлении геологического изучения недр; 3) перевод земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов в целях создания особо охраняемых природных территорий федерального значения или в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
То есть, сохранены исключения, установленные частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 212-ФЗ: согласно части 7 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 303-ФЗ), настоящая статья не распространяется, в том числе, на случаи использования лесов в соответствии с частью 4 статьи 45 настоящего Кодекса (то есть, использование лесов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 303-ФЗ он вступает в силу с 01.09.2021, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу.
Частью 4 статьи 4 Закона N 303-ФЗ предусмотрено, что положения частей 3 - 5, 7 и 8 статьи 63.1 Лесного кодекса (в редакции Закона N 303-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Закона N 303-ФЗ.
В соответствии со статьей 63.1 Лесного кодекса утверждены Правила N 566.
Согласно пункту 2 Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом, данными Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса.
Пункт 5 Правил N 566 определяет, что лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 данных Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.07.2022 N 304-ЭС22-3799 сформулирована правовая позиция, согласно которой по общему правилу обязанность по лесовосстановлению распространена на всех лиц (за исключением перечисленных в законе случаев), осуществляющих рубки лесных насаждений на основании проекта освоения лесов вне зависимости от гражданско-правового основания предоставления лесного участка и целей использования лесов. Учитывая, что частью 2 статьи 62 Лесного кодекса, в редакции, действовавшей с 01.01.2019, обязанность по лесовосстановлению и лесоразведению возложена на лиц, осуществляющих рубки лесных насаждений в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, следовательно, у лиц, использующих леса для названных целей и осуществивших рубки после 01.01.2019, возникает обязанность по компенсационному лесовосстановлению или лесоразведению вне зависимости от даты заключения договора аренды лесного участка.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.08.2022 по делу N 307-ЭС22-5959 указано, что по смыслу статьи 63.1 Лесного кодекса и Правил N 566 работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений производятся именно лицами, использующими леса в целях, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса, и не на том участке, где осуществляется строительство линейного объекта, а на ином лесном участке на площади, равной площади вырубленной древесины. Данные работы осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения, а не в соответствии с проектом освоения лесов, составляемым в рамках договора аренды. Обстоятельством, в силу которого у указанных лиц наступает обязанность по выполнению данных работ, является сам факт использования лесов в названных целях с рубкой лесных насаждений. Нормы Лесного кодекса, регламентирующие вопросы воспроизводства лесов, носят императивный и обязательный характер, подлежат исполнению вне зависимости от включения положений о воспроизводстве лесов в гражданско-правовые договоры и не могут быть изменены (исключены) сторонами условиями договора.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела необходимо выяснить, подпадают ли какие-либо рубки лесных насаждений под исключение, предусмотренное частью 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Общество приводит следующие пояснения в обоснование того, что рубки произведены именно в целях создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов.
Общество указывает, что указание в документах термина "реконструкция... в части расширения просек" применяется обществом при включении в инвестиционную программу как наиболее соответствующее характеру фактически выполняемых работ на линейном объекте и отвечает требованиям отраслевого законодательства.
При этом, фактически выполняемые работы по "реконструкции... в части расширения просек" не сопряжены с изменением параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, что согласно требованиям п. 14.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ не является реконструкцией линейных объектов.
Пояснения представлены обществом по каждому из договоров и соглашений о сервитуте.
Например, применительно к соглашению об установлении сервитута от 03.04.2019 N 75, заключенному с целью эксплуатации линейных объектов воздушных линий электропередач ВЛ-110 кВ "УНПС-Отрадная" для проведения работ по рубке деревьев в границах установленной охранной зоны объекта по указанному титулу в границах установленной охранной зоны (п. 4.1.1 и п. 1.1 соглашения) установлено следующее.
В разделе 4.1 на стр. 15 проекта освоения лесов к указанному соглашению значится, что проектируется расчистка существующей воздушной линии электропередачи напряжением 110 кВ. Сведений о строительстве и(или) реконструкции линейного объекта не значится.
Аналогичные сведения содержатся в п. 1 раздела "Выводы" заключения Миприроды от 24.04.2019 N 258 государственной экспертизы проекта освоения лесов (утв. приказом от 08.05.2019 N 951): "...лесной участок общей площадью 0,3021 га, расположенный в Лабинском лесничестве, в Армавирском участковом лесничестве, предоставленные ПАО "Кубаньэнерго" для эксплуатации линейного объекта по соглашению об установлении сервитута от 03.04.2019 N 75...".
ВЛ-110 кВ "УНПС-Отрадная" введена в эксплуатацию в 1976 году и перешла в собственность общества на основании плана приватизации производственного объединения энергетики и электрификации "Краснодарэнерго", зарегистрированного Департаментом по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 01.02.1993, о чём 05.01.2003 внесены соответствующие сведения в ЕГРН записью номер 23-01.00-148.2002-315, что также подтверждается данными технического паспорта объекта, составленного 05.08.2002.
25.07.2012 решением Росреестра по Краснодарскому краю N 2343/5/12-215171 установлены границы охранной зоны данного линейного объекта (учётный номер охранной зоны 23.23.6.538).
Работы по расчистке охранных зон существующих линий электропередач осуществлялись подрядной организацией ООО "Транском-ЭС" по договору от 31.07.2019 N 407/30-938 и выполнены согласно сводной ведомости выполнения работ и услуг (Приложение N 2 к договору) в период июль-ноябрь 2019.
Отсутствие проведённых работ по реконструкции/строительству настоящего линейного объекта в период действия спорного соглашения также подтверждается сведениями паспорта воздушной линии электропередач (для В Л напряжением 35 кВ и выше) ВЛ-110 кВ "УНПС-Отрадная", в разделе 13 которого содержатся данные по эксплуатации линейного объекта, в числе которых строительство, равно как и реконструкция линейного объекта, в период действия спорного соглашения не значится.
Общество указывает, и документально подтвердило суду, что соглашения и договоры были заключены для проведения работ по расчистке просек в границах охранной зоны воздушной линии электропередач.
Соглашения исполнены, выполнены работы, связанные с эксплуатацией уже существующих линейных объектов и направленные на осуществление рубок древесной и кустарниковой растительности в пределах установленной охранной зоны, что соотносится с положениями, закреплёнными в ч.3 ст.63.1, ч.3.1 ст.43 и ч.4 ст.45 Лесного кодекса Российской Федерации, в силу которых обязанность по лесовосстановлению или лесоразведению на спорные правоотношения не распространяется.
Указанные вопросы неоднократно были обсуждены в судебных заседаниях суда апелляционной инстанции, доводы общества о проведении работ в порядке части 4 статьи 45 настоящего Лесного кодекса Российской Федерации (то есть, использование лесов в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов) документально министерством не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, отсутствует необходимая совокупность условий, требуемых для возложения на общество обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению.
Таким образом, в удовлетворении иска отказано правомерно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.04.2022 по делу N А32-51902/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-51902/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, ПАО ""Россети Кубань"
Ответчик: ПАО "Россети Кубань", ПАО энергетики и электрификации Кубани