г. Ростов-на-Дону |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А53-19541/2022 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Еремина О.А.
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО "СТ-ТрансЛогистик" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.08.2022 (дата объявления резолютивной части, мотивированное решение изготовлено 19.09.2022) по делу N А53-19541/2022
по иску АО "РЖД Логистика"
к ответчику - ООО "СТ-ТрансЛогистик"
о взыскании задолженности, неустойки
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "РЖД Логистика" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СТ-ТрансЛогистик" о взыскании задолженности в размере 186362 рубля, неустойки за период с 25.01.2022 по 05.05.2022 в размере 18822 руб. 56 коп., неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 29.08.2022 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность в размере 186362 рубля, неустойка за период с 25.01.2022 по 31.03.2022 в размере 12299 руб. 89 коп., неустойка по день фактического исполнения обязательства.
Мотивированное решение составлено 19.09.2022.
Решение мотивировано тем, что между сторонами заключен договор транспортной экспедиции от 30.11.2021 N МПГ610100089/21. В порядке пункта 2.2 договора ответчиком подано поручение от 01.12.2021 N 6190139991, по которому истец принял на себя обязательство по оказанию комплекса услуг, связанных с перевозкой груза со станции Краснодар на станцию Обская Северной ЖД. Стоимость услуг составила 743800 рублей, оплачена ответчиком по платежному поручению от 01.12.2021 N 5. После согласования ставки экспедитора и перечня услуг, оплаты стоимости услуг, клиентом груз доставлен в пункт отправления. В связи с особенностями (габаритами) вверенного груза, стоимость перевозки ОАО "РЖД" увеличена на 186362 рубля. Клиенту направлены документы с откорректированной стоимостью и перечнем услуг, сумма которых составила 186362 рубля (с учетом частичной оплаты). По состоянию на 23.03.2022 оплата услуг в полном объеме клиентом не произведена. Факт осуществления перевозки и оказания услуг подтвержден материалами дела. В связи с неисполнением обязательств по оплате, к ответчику применена ответственность в виде взыскания неустойки. Ввиду действия моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", требование о взыскании неустойки удовлетворено за период с 25.01.2022 по 31.03.2022 в размере 12299 руб. 89 коп. и до момента фактического исполнения обязательства, если основное обязательство не будет исполнено до окончания действия моратория.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что для согласования ставки экспедитора ООО "СТ-ТрансЛогистик" направило необходимые документы с характеристиками груза (паспорт самоходной машины), после чего истец направил поручение с указание стоимости услуг, следовательно, истец подтвердил, а ООО "СТ-ТрансЛогистик" согласилось с условиями, указанными в поручении от 01.12.2021 N 6190139991. Груз - экскаватор доставлен экспедитору для отгрузки 02.12.2021 по акту общей формы N 3582, требование о доплате 80000 рублей за услуги по перевозке поступило 30.12.2021. Заказчик 13.01.2022 направил претензию о несогласии с указанной суммой и нарушении экспедитором срока доставки. По сообщению от 17.01.2022 экскаватор погружен на платформу 15.01.2022, экспедитор 25.01.2022 направил заказчику требование об оплате 186362 рублей. Истцом не исполнены обязанности по приемке груза на складе, взвешиванию и обмеру груза, согласованию стоимости услуг. Не учтено, что спорный договор заключен во исполнение договора N ТС-1021 от 30.11.2021 перевозки грузов автомобильным транспортом, заключенным с заказчиком - ООО "СеверПодводСтрой", который фактически производит оплату за перевозку груза. В отзыве на иск ответчиком заявлено ходатайство о привлечении ООО "СеверПодводСтрой" третьим лицом, поскольку обжалуемое решение может повлиять на его права и обязанности.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", разъяснено, что апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца 1 части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.
В отзыве на апелляционную жалобу АО "РЖД Логистика" просит оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.11.2021 между АО "РЖД Логистика" (экспедитор) и ООО "СТ-ТрансЛогистик" (клиент) заключен договор транспортной экспедиции N МПГ610100089/21 (л.д. 8-15), по условиям которого экспедитор за вознаграждение принял на себя обязательство по поручению и за счет клиента оказать или организовать оказание транспортно-экспедиционных и иных услуг при перевозке груза клиента мелкими отправками и сборными отправками железнодорожным, автомобильным, морским, речным, воздушным или смешанным видами транспорта, в том числе услуги по организации перевозки груза, хранению, упаковке, погрузке, выгрузке, перевалке, пломбированию, маркировке, консолидации груза, оформлению перевозочных документов, обеспечению охраны груза по маршруту следования, платежно-финансовые услуги. Экспедитор не является перевозчиком.
Согласно пункту 2.1 договора клиентом выдается заполненное, подписанное и скрепленное печатью поручение экспедитору (по форме приложения N 1 к договору), содержащее перечень оказываемых экспедитором услуг.
Клиент направляет экспедитору поручение не менее чем за 5 календарных дней до начала оказания услуг по электронной почте или факсу экспедитора, указанным в разделе 12 договора. Стороны могут дополнительно в письменной форме согласовать другие сроки предоставления поручения (пункт 2.2 договора).
По условиям пункта 2.5 договора клиент обязан рассмотреть подтвержденное экспедитором поручение и в случае согласия с условиями и стоимостью услуг, указанными экспедитором в поручении, не позднее 1 рабочего дня с даты получения поручения, в свою очередь, подтвердить их путем проставления в соответствующем разделе поручения второй подписи, скрепить печатью и возвратить такое поручение экспедитору.
Согласно пункту 3.2.6 договора экспедитор вправе проверить правильность объемного и физического веса, указанного клиентом в поручении. Если в процессе проверки обнаруживается расхождение между весом, указанным в поручении, и результатом проверки, за основу определения стоимости перевозки берется наибольший фактический вес (физический или объемный) по данным экспедитора.
В соответствии с пунктом 2.4 договора приблизительная стоимость экспедиционных услуг размещается на сайте экспедитора - http://www.rzdlog.ru в разделе "Сборные грузы (РЖД Экспресс)". При принятии поручения к исполнению, а также в случае изменения стоимости экспедиционных услуг на конкретную партию груза экспедитор согласовывает с клиентом фактическую стоимость экспедиционных услуг по соответствующей отправке груза, условия и сроки его доставки в соответствии с данными, указанными в поручении.
Перед началом оказания услуг клиент обязан произвести 100 % предварительную оплату на основании счетов экспедитора в течение 3 банковских дней с даты выставления счета. В том случае, если стоимость фактически оказанных услуг и расходов экспедитора окажется больше, чем перечисленная предоплата, клиент обязан оплатить экспедитору разницу в течение 5 банковских дней, но в любом случае до даты выдачи груза (пункт 5.2 договора).
За просрочку оплаты услуг (счетов) и возмещения расходов экспедитор вправе требовать от клиента уплаты неустойки в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки. Сумма неустойки не может превышать сумму основного долга (пункт 6.7 договора).
В рамках указанного договора, ООО "СТ-ТрансЛогистик" 01.12.2021 подано поручение N 6190139991 (л.д. 19), согласно которому экспедитор принял на себя обязательство по оказанию комплекса транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза со станции Краснодар на станцию Обская Северной ЖД. Стоимость услуг составила 743800 рублей, планируемый период отгрузки - 01.12.2021 по 20.12.2021, наименование груза - сборная контейнерная отправка, характеристики груза: вес брутто - 53000 кг; объем - 90 куб.м.
По платежному поручению от 01.12.2021 N 5 (л.д. 20) клиентом произведена оплата услуг на сумму 743800 рублей.
После согласования ставки экспедитора и перечня услуг, оплаты стоимости услуг, клиентом груз доставлен в пункт отправления.
Как указано в исковом заявлении, при осуществлении погрузки груза АО "РЖД Логистика" установлено, что для перевозки представленного клиентом груза необходимо добавление платформы прикрытия, поскольку в порядке пункта 3 Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов, утвержденной на 30-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 19.10.2001, при перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов должны соблюдаться требования, установленные Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС).
В соответствии с пунктом 4.2 главы 1 приложения 3 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС) размещение груза на одной платформе без вагона прикрытия допускается при условии выхода крайней точки груза в продольном направлении за пределы концевой балки кузова вагона не более чем на 400 мм.
Обеспечить размещение груза в продольном направлении исключив выход крайней точки груза за пределы концевой балки кузова вагона возможно только при условии смещения общего центра тяжести на 873 мм, при допустимом уровне не более 680 мм для груза весом до 55 тонн, в соответствии с требованиями таблицы 9 главы 1 приложения 3 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС).
С целью обеспечения исполнения требований Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) при разработке схемы размещения и крепления груза на железнодорожном подвижном составе разработчиком схемы предусмотрено смещение общего центра тяжести на уровне 650 мм, в результате чего расстояние вылета стрелы за пределы торцевого борта платформы составило 618 мм, при допустимом уровне не более 400 мм, в соответствии с пунктом 4.2 главы 1 приложения 3 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС).
Согласно пункту 12.1.5 главы 1 приложения 3 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС) при выходе груза за пределы концевой балки рамы с одной стороны вагона более чем на 400 мм используется одна платформа прикрытия. При выходе груза за пределы концевых балок рам с обеих сторон вагона более чем на 400 мм используются две платформы прикрытия.
С учетом данных обстоятельств, АО "РЖД Логистика" в адрес ООО "СТ-ТрансЛогистик" направлены документы с откорректированной стоимостью и перечнем услуг (откорректированный проект поручения).
В письме от 30.12.2021 АО "РЖД Логистика" указало, что для перевозки груза - экскаватора Doosan DX 340LCF-K, весом 53 тонны, понадобится дополнительная платформа прикрытия, стоимость которой составит 80000 рублей.
Письмом от 12.01.2022 N 65 АО "РЖД Логистика" уведомило клиента о том, что перевозка груза задерживается по причине добавления платформы прикрытия и согласования новой схемы погрузки.
АО "РЖД Логистика" в письме от 25.01.2022 N 86 сообщило клиенту, что груз - экскаватор Doosan DX 340LCF-K погружен на платформу 15.01.2022. Согласно железнодорожной накладной N ЭЛ531318 тариф на провоз порожней платформы составил 106362 рубля. Доплата по заказу от 01.12.2021 N 6190139991 составляет 186362 рубля.
В претензии от 24.03.2022 N 104/22 (л.д. 21-22) АО "РЖД Логистика" потребовало в добровольном порядке оплатить откорректированную стоимость оказанных экспедитором услуг.
Ссылаясь на то, что ООО "СТ-ТрансЛогистик" не исполнено обязательство по оплате, АО "РЖД Логистика" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.
Как указано ранее, между сторонами заключен договор транспортной экспедиции от 30.11.2021 N МПГ610100089/21.
ООО "СТ-ТрансЛогистик" 01.12.2021 подано поручение N 6190139991 (л.д. 19), согласно которому АО "РЖД Логистика" приняло на себя обязательство по оказанию комплекса транспортно-экспедиционных услуг, связанных с перевозкой груза со станции Краснодар на станцию Обская Северной ЖД. Стоимость услуг составила 743800 рублей, планируемый период отгрузки - с 01.12.2021 по 20.12.2021, наименование груза - сборная контейнерная отправка, характеристики груза: вес брутто - 53000 кг; объем - 90 куб.м.
По платежному поручению от 01.12.2021 N 5 (л.д. 20) клиентом произведена оплата услуг на сумму 743800 рублей.
После согласования ставки экспедитора и перечня услуг, оплаты стоимости услуг, клиентом груз доставлен в пункт отправления.
Согласно пункту 3.2.6 договора экспедитор вправе проверить правильность объемного и физического веса, указанного клиентом в поручении. Если в процессе проверки обнаруживается расхождение между весом, указанным в поручении, и результатом проверки, за основу определения стоимости перевозки берется наибольший фактический вес (физический или объемный) по данным экспедитора.
При осуществлении погрузки груза АО "РЖД Логистика" установлено, что для перевозки представленного клиентом груза необходимо добавление платформы прикрытия, поскольку в порядке пункта 3 Инструкции по перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов, утвержденной на 30-м заседании Совета по железнодорожному транспорту 19.10.2001, при перевозке негабаритных и тяжеловесных грузов должны соблюдаться требования, установленные Соглашением о международном грузовом сообщении (СМГС).
В соответствии с пунктом 4.2 главы 1 приложения 3 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС) размещение груза на одной платформе без вагона прикрытия допускается при условии выхода крайней точки груза в продольном направлении за пределы концевой балки кузова вагона не более чем на 400 мм.
Обеспечить размещение груза в продольном направлении исключив выход крайней точки груза за пределы концевой балки кузова вагона возможно только при условии смещения общего центра тяжести на 873 мм, при допустимом уровне не более 680 мм для груза весом до 55 тонн, в соответствии с требованиями таблицы 9 главы 1 приложения 3 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС).
С целью обеспечения исполнения требований Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) при разработке схемы размещения и крепления груза на железнодорожном подвижном составе разработчиком схемы предусмотрено смещение общего центра тяжести на уровне 650 мм, в результате чего расстояние вылета стрелы за пределы торцевого борта платформы составило 618 мм, при допустимом уровне не более 400 мм, в соответствии с пунктом 4.2 главы 1 приложения 3 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС).
Согласно пункту 12.1.5 главы 1 приложения 3 к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС) при выходе груза за пределы концевой балки рамы с одной стороны вагона более чем на 400 мм используется одна платформа прикрытия. При выходе груза за пределы концевых балок рам с обеих сторон вагона более чем на 400 мм используются две платформы прикрытия.
Таким образом, АО "РЖД Логистика" в адрес ООО "СТ-ТрансЛогистик" направлены документы с откорректированной стоимостью и перечнем услуг (откорректированный проект поручения), стоимость дополнительных услуг составила 186362 рубля.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что для согласования ставки экспедитора ООО "СТ-ТрансЛогистик" направило необходимые документы с характеристиками груза (паспорт самоходной машины). Истцом не исполнены обязанности по приемке груза на складе, взвешиванию и обмеру груза, согласованию стоимости услуг.
В соответствии с пунктом 2.4 договора приблизительная стоимость экспедиционных услуг размещается на сайте экспедитора - http://www.rzdlog.ru в разделе "Сборные грузы (РЖД Экспресс)". При принятии поручения к исполнению, а также в случае изменения стоимости экспедиционных услуг на конкретную партию груза экспедитор согласовывает с клиентом фактическую стоимость экспедиционных услуг по соответствующей отправке груза, условия и сроки его доставки в соответствии с данными, указанными в поручении.
Перед началом оказания услуг клиент обязан произвести 100 % предварительную оплату на основании счетов экспедитора в течение 3 банковских дней с даты выставления счета. В том случае, если стоимость фактически оказанных услуг и расходов экспедитора окажется больше, чем перечисленная предоплата, клиент обязан оплатить экспедитору разницу в течение 5 банковских дней, но в любом случае до даты выдачи груза (пункт 5.2 договора).
В пункте 3.1.3 договора предусмотрено, что при приемке груза на складе экспедитора производится его взвешивание и обмер (то есть определение объема груза).
Как указано выше, при осуществлении погрузки груза АО "РЖД Логистика" установлена необходимость дополнительного добавления платформы прикрытия для перевозки представленного клиентом груза, в связи с особенностями (габаритами) вверенного груза.
Согласно деловой переписке сторон АО "РЖД Логистика" в письме от 30.12.2021 указало, что для перевозки груза - экскаватора Doosan DX 340LCF-K, весом 53 тонны, понадобится дополнительная платформа прикрытия, стоимость которой составит 80000 рублей.
Письмом от 12.01.2022 N 65 АО "РЖД Логистика" уведомило клиента о том, что перевозка груза задерживается по причине добавления платформы прикрытия и согласования новой схемы погрузки.
В письме от 25.01.2022 N 86 АО "РЖД Логистика" сообщило клиенту, что груз - экскаватор Doosan DX 340LCF-K погружен на платформу 15.01.2022. Согласно железнодорожной накладной N ЭЛ531318 тариф на провоз порожней платформы составил 106362 рубля. Доплата по заказу от 01.12.2021 N 6190139991 составляет 186362 рубля.
Как отмечено судом первой инстанции, при условии вышеуказанных положений о необходимых требованиях к безопасной перевозке определенных видов грузов, экспедитор не имел возможности осуществить перевозку без учета дополнительных стоимостных затрат на использование при перевозке дополнительных платформ прикрытия.
В данном случае такие дополнительные затраты произведены экспедитором в интересах клиента для исполнения обязательств по спорному договору. Обязанность клиента возместить дополнительные расходы предусмотрена в пункте 5.2 договора.
В апелляционной жалобе заявитель также ссылается на то, что спорный договор заключен во исполнение договора N ТС-1021 от 30.11.2021 перевозки грузов автомобильным транспортом, заключенным с заказчиком - ООО "СеверПодводСтрой", который фактически производит оплату за перевозку груза.
Заявителем жалобы также указано, что в отзыве на иск ответчиком заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица ООО "СеверПодводСтрой", поскольку обжалуемое решение может повлиять на его права и обязанности.
В силу части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Из названной нормы права следует, что юридический интерес, наличие которого является предпосылкой привлечения субъекта к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, выражается в возможности влияния судебного акта на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.
В обжалуемом решении отсутствуют какие-либо выводы о правах и обязанностях ООО "СеверПодводСтрой", при этом указанное общество о нарушении своих прав обжалуемым решением не заявляло, следовательно, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения данного ходатайства.
В рассматриваемом случае предметом настоящего спора является взыскание задолженности и неустойки по договору транспортной экспедиции от 30.11.2021 N МПГ610100089/21, заключенному между АО "РЖД Логистика" и ООО "СТ-ТрансЛогистик".
Таким образом, поскольку ООО "СТ-ТрансЛогистик" доказательств оплаты услуг на сумму 186362 рубля не представлено, требование о взыскании задолженности правомерно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере.
АО "РЖД Логистика" также заявлено требование о взыскании неустойки за период с 25.01.2022 по 05.05.2022 в размере 18822 руб. 56 коп., неустойки по день фактического исполнения обязательства.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
За просрочку оплаты услуг (счетов) и возмещения расходов экспедитор вправе требовать от клиента уплаты неустойки в размере 0,1 % от суммы задолженности за каждый день просрочки. Сумма неустойки не может превышать сумму основного долга (пункт 6.7 договора).
Проверив представленный истцом расчет неустойки, суд первой инстанции признал его неверным в части определения периода начисления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" с 01.04.2022 по 01.10.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов, применяемый в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением должников-застройщиков многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов на 01.04.2022.
Согласно пунктам 1, 3 (подпункт 2) статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 44 "О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общем исковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзац десятый пункт 1 статьи 63 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)", на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 указано, что по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (например, пункт 6 статьи 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.
Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (часть 1 статьи 7, статья 8, пункт 16 части 1 статьи 64 и часть 2 статьи 70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (статья 202 ГПК РФ, статья 179 АПК РФ).
При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.
Следовательно, неустойка подлежит начислению до 31.03.2022 включительно и далее после окончания действия моратория.
По расчету суда сумма неустойки за период с 25.01.2022 по 31.03.2022 составила 12299 руб. 89 коп.
Таким образом, требование о взыскании неустойки за период с 25.01.2022 по 31.03.2022 в размере 12299 руб. 89 коп., неустойки по день фактического исполнения обязательства обоснованно удовлетворено судом первой инстанции с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами".
При таких условиях, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.08.2022 (дата объявления резолютивной части, мотивированное решение изготовлено 19.09.2022) по делу N А53-19541/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном статьей 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
О.А. Еремина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-19541/2022
Истец: АО "РЖД ЛОГИСТИКА"
Ответчик: ООО "СТ-ТРАНСЛОГИСТИК"