г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А56-23222/2022 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Загараева Л.П.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21738/2022) АО "Усть-Луга Ойл" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2022 по делу N А56-23222/2022, принятое
по иску ОАО "Российские железные дороги"
к АО "Усть-Луга Ойл"
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Истец, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Усть-Луга Ойл" (далее - Ответчик, АО "Усть-Луга Ойл") о взыскании 9 475 руб. 95 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 08.06.2022 в виде резолютивной части с ответчика в пользу истца взыскано 9 044 руб. 40 коп. платы, 431 руб. 55 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 01.03.2022, с дальнейшим начислением процентов с 02.03.2022 по 31.03.2022, 2 000 руб. 00 коп. государственной пошлины. В остальной части иска отказано. Мотивированное решение изготовлено 28.06.2022.
Ответчик, не согласившись с решением суда, направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции сделан необоснованный вывод о нарушении ответчиком технологического срока оборота вагонов.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам в соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ.
Согласно материалам дела, 25.12.2015 ОАО "РЖД" (Перевозчик) и ОАО "Усть-Луга Ойл" (Владелец) был заключен договор N 57/15/М на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Лужская Октябрьской железной дороги (далее - Договор N57/15/М).
Условиями Договора N 57/15/М предусмотрено, что эксплуатация принадлежащего Владельцу железнодорожного пути необщего пользования осуществляется его локомотивом (п.1 договора); подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования Владельца производится по уведомлению (п.5 договора); сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом Перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей - главные N N I, II, приемоотправочные NN 3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,15,17 транзитновыставочного парка "Нефтяной" станции Лужская. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом Владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
В соответствии с правилами промышленной и пожарной безопасности фронт выгрузки считается занятым вне зависимости от количества поданных под выгрузку вагонов на этот фронт (п.7 договора); с железнодорожного пути необщего пользования Владельца вагоны возвращаются Перевозчику в количестве одновременно поданной группы вагонов на выставочные пути, указанные в п.7 настоящего договора (п.9 договора); возвращенные с железнодорожного пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом Владельца на один из железнодорожных выставочных путей, указанных в п.7 настоящего договора (п. 10 договора); вагоны выводятся Владельцем на железнодорожные выставочные пути только при наличии у Перевозчика надлежащим образом оформленных документов на всю группу выводимых вагонов (п. 11 договора в редакции дополнительного соглашения без номера от 6 ноября 2018 г.); на железнодорожном пути необщего пользования устанавливаются технологические сроки оборота на группу поданных вагонов в зимний период года (с 16 октября по 14 апреля) для темного налива - 10,5 часа, для темного налива (маршруты Кириши) - 8,5 часа, для светлого налива - 4,5 часа, для темного налива и ТНТЭ на группу из 47 вагонов - 9,9 часа (п. 13 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 26 августа 2016 г.).
Также стороны в Договоре N 57/15/М предусмотрели в п. 16.1 обязанность Владельца уплачивать Перевозчику платы, предусмотренные ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
В соответствии с п. 16.3 договора (в редакции дополнительного соглашения без номера от 28.03.2016), за нахождение на железнодорожных путях общего пользования порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, зависящим от Владельца, Владелец вносит Перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в течение всего времени.
В феврале 2021 года на станцию Лужская Октябрьской железной дороги в адрес АО "Усть-Луга Ойл" прибыли вагоны.
Истец указывает, Ответчик был надлежащим образом уведомлен о прибытии вагонов и об их предстоящей подаче. Вагоны были готовы к подаче, однако, ввиду невыполнения Владельцем технологического срока оборота вагонов ранее поданной группы вынуждены были простаивать в других парках станции в ожидании подачи их на выставочные пути парка "Нефтяной", что подтверждается актами общей формы N N 2/3376, 2/3377, 2/3392, 2/3411, 2/3393, 2/3395, 2/4695, 2/4700.
В спорный период на путях необщего пользования, принадлежащих ответчику, технологический срок оборота вагонов, установленный договором N 57/15/М, не соблюдался. В связи с чем, на основании статьи 39 УЖТ РФ, Договора N 57/15/М АО "Усть-Луга Ойл" начислена плата за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе в размере 9 044 руб. 40 коп.
Поскольку Ответчик добровольно не оплатил сумму в указанном размере, ОАО "РЖД" обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу истца 9 044 руб. 40 коп. платы, 431 руб. 55 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 01.03.2022, с дальнейшим начислением процентов с 02.03.2022 по 31.03.2022, 2 000 руб. 00 коп. государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно ст. 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой настоящей статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу положений пункта 16.3 договора в случае ожидания выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования локомотивом владельца (ответчика), по причине занятости мест выгрузки из-за нарушения технологического срока оборота вагонов ранее поданной группы вагонов, владелец (ответчик) вносит перевозчику (истцу) плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования (выставочных путях, указанных в пункте 7 договора) железнодорожного подвижного состава на основании составленного перевозчиком акта общей формы. В акте общей формы фиксируется факт нарушения технологического срока оборота вагонов с учетом специализации мест выгрузки и номенклатуры грузов, находящихся в вагонах, готовых к подаче на железнодорожный путь необщего пользования локомотивом владельца. Оплачиваемое время в этом случае исчисляется с момента окончания технологического срока оборота вагонов ранее поданной группы вагонов до момента окончания нахождения вагонов на выставочном пути.
Согласно имеющимся в материалах дела актам общей формы N N 2/3376, 2/3377, 2/3392, 2/3411, 2/3393, 2/3395, 2/4695, 2/4700, а также памяткам приемосдатчика, вагоны простаивали на путях общего пользования по вине Ответчика, а именно, в связи с нарушением Ответчиком технологического срока оборота вагонов, установленного договором N 57/15/М.
Акты общей формы и памятки приемосдатчика к ним подписаны Ответчиком в отсутствие возражений в отношении факта нахождения таких вагонов на путях общего пользования, причин и времени такого простоя.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика истца 9 044 руб. 40 коп. платы правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Истцом также заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 431 руб. 55 коп. по состоянию на 02.03.2022.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 месяцев.
Согласно подп. 2 п. 3 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" на срок действия моратория в отношении должников, наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона, в частности не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.
С учетом приведенных обстоятельств, с 01.04.2022 до окончания срока моратория начисление процентов на установленную судебным актом задолженность в порядке исполнения судебного акта не производится, что правомерно принято во внимание судом первой инстанции.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 431 руб. 55 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных по состоянию на 01.03.2022, с дальнейшим начислением процентов с 02.03.2022 по 31.03.2022.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял законное и обоснованное решение. Оснований для отмены решения суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 июня 2022 года по делу N А56-23222/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-23222/2022
Истец: ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "УСТЬ-ЛУГА ОЙЛ"