г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А56-32202/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Денисюк М.И.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Семакиной Т.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: Новиков А.В. по доверенности от 30.12.2021
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27344/2022) общества с ограниченной ответственностью "Альянс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2022 по делу N А56-32202/2022 (судья Синицына Е.В.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании предписания от 28.02.2022 N 12/22/41-Р
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - заявитель, Общество, ООО "Альянс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 28.02.2022 N 12/22/41-Р.
Решением суда первой инстанции от 07.07.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество направило апелляционную жалобу, в которой просит отменить обжалуемое решение суда от 07.07.2022, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в в материалы дела не представлены доказательства того, что площадь помещений, оборудованных распределителями, составляет более 50% от общего числа помещений спорного многоквартирного дома. Также податель жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции не дана оценка доводам Общества о том, что установленные в квартирах распределители, которые являются средствами измерения, не введены в эксплуатацию.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы с учетом положений части 1 статьи 121 АПК РФ и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании распоряжения от 24.02.2022 N 12/22/41-Р Инспекцией была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, ул. Парковая, д. 14, к. 3, стр. 1 (далее - МКД), управление которым осуществляет Общество на основании лицензии от 29.05.2015 N 78-000302 и договора управления от 28.06.2018, с целью проверки фактов, изложенных в коллективном обращении собственников помещений МКД от 06.12.2021 вх. NОБ-10548-122/21-0-0 в части начисления и корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за период с 2019-2020 годы.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 28.02.2022 N 12/22/41-р.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что проектным решением строительства МКД предусмотрена вертикальная разводка внутридомовых трубопроводов системы централизованного отопления; МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета ни одно жилое или нежилое помещение в МКД не оборудованы. Всего в МКД 247 квартир, общая площадь которых составляет 10973,40 м2, из них 147 квартир, площадь которых составляет 6962,5 м2, оснащены распределителями тепла, что составляет более 50 % общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
ООО "Альянс" произведен расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительный период 2019-2020 годов с учетом показаний распределителей, однако собственникам квартир N N 219, 236, 234, 232, 229, 223, 198, 199, 203, 195, 191, 183, 179, 144, 148, 150, 157, 218, 10, 14, 18, 55, 105, 123, 19 в счета-квитанции для оплаты не представлен (выполнен перерасчет только по квартире N 106 и отражен в счете-квитанции за ноябрь 2021 года).
Полагая, что Обществом допущено нарушение пункта 42(1) Правил N 354, Инспекция выдала ООО "Альянс" предписание от 28.02.2022 N 12/22/41-Р об устранении в срок до 11.04.2022 выявленных нарушений, в соответствии с которым Обществу предписано включить в счет-квитанции квартир NN219, 236, 234, 232, 229, 223, 198, 199, 203, 195, 191, 183, 179, 144, 148, 150, 157, 218, 10, 14, 18, 55, 105, 123, 19 в МКД, помещения которых оснащены распределителями тепла, произведенный расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительный период 2019-2020 годов.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением суда первой инстанции от 07.07.2022 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 07.07.2022 ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2020 N 485/пр "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка заполнения акта" техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
Жилые, нежилые помещения в МКД с вертикальной разводкой системы отопления могут быть оборудованы распределителями тепловой энергии.
Как определено в пункте 2 Правил N 354:
"распределитель" - устройство, используемое в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и позволяющее определить долю объема потребления коммунальной услуги по отоплению, приходящуюся на отдельное жилое или нежилое помещение, в котором установлены такие устройства, в общем объеме потребления коммунальной услуги по отоплению во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в которых установлены распределители;
"индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Таким образом, распределитель тепловой энергии, которым могут быть оборудованы помещения в МКД, оборудованном общедомовым прибором учета, независимо от способа разводки инженерных систем отопления МКД (горизонтальная, вертикальная), имеет отличный от индивидуального прибора учета тепловой энергии принцип работы, не определяет конкретный объем ресурса, потребленного в помещении, а только его долю, и не приравнивается по смыслу Правил N 354 к индивидуальному прибору учета тепловой энергии.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что проектным решением строительства МКД предусмотрена вертикальная разводка внутридомовых трубопроводов системы централизованного отопления; МКД оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии; индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета ни одно жилое или нежилое помещение в МКД не оборудованы. Всего в МКД 247 квартир, общая площадь которых составляет 10973,40 м2, из них 147 квартир, площадь которых составляет 6962,5 м2, оснащены распределителями тепла, что составляет более 50 % общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 (в редакции, действовавший в спорный период) оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3(4) Приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Если многоквартирный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и при этом жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, общая площадь которых составляет более 50 процентов общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта и подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 Приложения N 2 к настоящим Правилам. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива может быть установлена более частая в течение года периодичность проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителям в указанном в настоящем абзаце многоквартирном доме, в случае осуществления оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода.
Таким образом, поскольку жилые и нежилые помещения в спорном МКД, площадь которых составляет более 50 % общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, оборудованы распределителями, то в силу пункта 42(1) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит 1 раз в год корректировке исполнителем в соответствии с формулой 6 Приложения N 2 к Правилам N 354.
Как установлено Инспекцией в ходе проверки и не опровергнуто заявителем, ООО "Альянс" произведен расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за отопительный период 2019-2020 годов с учетом показаний распределителей, однако собственникам помещений N N 219, 236, 234, 232, 229, 223, 198, 199, 203, 195, 191, 183, 179, 144, 148, 150, 157, 218, 10, 14, 18, 55, 105, 123, 19 в МКД в счета-квитанции для оплаты указанный перерасчет не внесен (то есть фактически перерасчет платы не произведен), что является нарушением пункта 42(1) Правил N 354.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы подателя жалобы об отсутствии в материалах дела сведений о том, что площадь помещений, оборудованных распределителями, составляет более 50% от общего числа помещений спорного МКД.
В ходе предыдущих проверок Общества по распоряжениям от 30.06.2021 N 02/21/1060-Р и от 07.09.2021 N 02/21/1449-р Инспекцией уже было установлено, что из общей площади МКД 10963,40 м2, распределителями тепла оснащены квартиры площадью 6962,5 м2, то есть более 50% общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
По результатам указанных проверок Обществу выданы предписания от 01.07.2021 N 02/21/1060-р и от 09.09.2021 N 02/21/1449-р об устранении нарушений пункта 42(1) Правил N 354 (в части квартиры N 106).
Законность предписаний Инспекции от 01.07.2021 N 02/21/1060-р и от 09.09.2021 N 02/21/1449-р подтверждена судебными актами по делам N А56-80602/2021 и N А56-104763/2021.
Кроме того, в материалы настоящего дела представлены письма ООО "Альянс" от 01.07.2021 N 62/07 и N 63/07, в которых указано, что в МКД всего 247 жилых помещений (квартир) из них 147 квартир оборудованы распределителями тепловой энергии. В письменном запросе о предоставлении информации от 13.05.2021 N219/05, направленном ООО "Альянс" в адрес ООО "Иста-Рус", Обществом также указано, что распределителями тепла оборудовано 50% жилых и нежилых помещений МКД
Доводы подателя жалобы о том, что установленные в квартирах распределители не введены в эксплуатацию со ссылками на положения пунктов 81, 81(1), 81(4), 81(6) Правил N 354 также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные положения Правил N 354 касаются ввода в эксплуатацию индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, в то время как распределитель не является индивидуальным прибором учета тепловой энергии. Доказательства выхода из строя или наличия факта нарушения целостности пломбы на распределителях спорных квартир МКД заявителем в материалы дела не представлены.
Кроме того, вопреки доводам подателя жалобы, пункт 32 (г) Правил N 354 не относит распределители к приборам учета тепловой энергии.
Учитывая изложенное, оснований для признания недействительным предписания от 28.02.2022 N 12/22/41-Р не имеется, в связи с чем суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Судом первой инстанции правильно установлены все значимые для дела обстоятельства и дана им надлежащая правовая оценка, неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем правовых и фактических оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены решения суда первой инстанции от 07.07.2022 не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в размере по 1500 руб. подлежат оставлению подателе жалобы.
Излишне уплаченная Обществом при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в размере 1500 руб. (платежное поручение от 15.09.2022 N 918) подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07 июля 2022 года по делу N А56-32202/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" из федерального бюджета 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе, перечисленной платежным поручением от 15.09.2022 N 918.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.И. Денисюк |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32202/2022
Истец: ООО "АЛЬЯНС"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА