г. Санкт-Петербург |
|
21 октября 2022 г. |
Дело N А56-109763/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Третьяковой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Семакиной Т.А.,
при участии:
от заявителя: Калачов Е.Н. по доверенности;
от ответчика: Мартишин И.С. по доверенности;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-21145/2022) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2022 по делу N А56-109763/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ультра Фиш"
к Балтийской таможне
об оспаривании отказов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ультра Фиш" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании отказа Балтийской таможни (далее - Таможня, ответчик) от 24.08.2021 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары N N 10216170/190619/0108482; 10216170/141118/0125310; 10216170/310719/0136696 10216170/300919/0178415; об обязании Таможню внести изменения в ДТ N N 10216170/190619/0108482; 10216170/141118/0125310; 10216170/310719/0136696 10216170/300919/0178415 в соответствии с обращениями Общества от 09.07.2021 N N 010, 011, 012, 013.
Решением суда от 21.05.2022 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Таможня обратилась с апелляционной жалобой. По мнению подателя жалобы, законность вынесенных отказов подтверждается непредставлением со стороны Общества необходимых документов, а представленные документы не подтверждают обоснованность определения таможенной стоимости товара по стоимости сделки (по первому методу).
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы; представитель Общества выразил несогласие с доводами жалобы, представил письменный отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "Ультра Фиш" во исполнение внешнеэкономических контрактов от 25.09.2018 N 13/2018, от 10.12.2013 N Ю12-ЕАС/2013, от 19.10.2016 N 18/2016, от 03.09.2015 N 30/2015 на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) ввезен и задекларирован по ДТ NN10216170/190619/0108482; 10216170/141118/0125310; 10216170/310719/0136696 10216170/300919/0178415 следующий товар: "креветки, а также рыба замороженная, потрошеная и не потрошеная, различных наименований, различного размерного ряда".
Таможенная стоимость товара определена и заявлена декларантом по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
В подтверждение правильности определения таможенной стоимости товара заявитель представил таможне необходимый пакет документов.
В ходе контроля таможенной стоимости товара в связи с наличием признаков недостоверности заявленных сведений о товаре, задекларированном по вышеуказанным ДТ, Балтийской таможней Обществу 01.08.2019 направлен запрос документов и (или) сведений.
Одновременно таможенный орган довел до Общества расчет размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, который необходимо представить таможенному органу для выпуска товаров.
Товары выпущены таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой "выпуск для внутреннего потребления".
В ответ на запрос Таможни Общество предоставило запрашиваемые документы и сведения.
Балтийской таможней приняты решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10216170/190619/0108482; 10216170/141118/0125310; 10216170/310719/0136696 10216170/300919/0178415. Таможенная стоимость определена таможенным органом по резервному методу определения таможенной стоимости с гибким применением метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 6).
09.07.2021 Обществом в таможенный орган направлены заявления N N 010, 011, 012, 013 о внесении изменений в декларации на товары.
18.08.2021 Балтийской таможней принято решение об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10216170/190619/0108482; 10216170/141118/0125310; 10216170/310719/0136696 10216170/300919/0178415, формализованное в письме от 18.08.2021 N 16-10/29375.
Не согласившись с решениями Таможни об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N N 10216170/190619/0108482; 10216170/141118/0125310; 10216170/310719/0136696 10216170/300919/0178415, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции заявленные Обществом требования удовлетворил и обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества в установленном законом порядке.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Таможни в силу следующего.
Согласно пункту 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с главой 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
В соответствии с пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 данного Кодекса (пункт 15 статьи 38 ТК ЕАЭС).
Таможенной стоимостью ввозимых товаров в соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 данного Кодекса.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов (пункт 3 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
Подпунктами 1, 4, 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, подпункт 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС относит документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров.
По правилам пункта 2 статьи 108 ТК ЕАЭС, в случае если в документах, указанных в пункте 1 названной статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
Согласно пункту 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 статьи 313 ТК ЕАЭС определено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС устанавливает, что если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.
При этом пункт 4 статьи 325 ТК ЕАЭС дает право таможенному органу запрашивать коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары утвержден Решением Коллегии Евразийского экономической комиссии от 10.12.2013 N 289.
Согласно подпункту "а" пункта 11 Порядка внесения изменений сведения, заявленные в ДТ, подлежат изменению (дополнению) после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 Порядка внесения изменений сведения, заявленные в ДТ, подлежат изменению (дополнению) после выпуска товаров, в том числе при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов:
- недостоверных сведений, заявленных в ДТ;
- несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в ДТ;
- необходимости внесения дополнений в сведения, заявленные в ДТ.
Пунктом 12 Порядка внесения изменений предусмотрено, что для внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров декларантом представляются обращение, надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронный вид, документы, подтверждающие изменения (дополнения), вносимые в сведения, заявленные в ДТ, в случае внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров - ДТС, а в случае необходимости уплаты таможенных, иных платежей - также документы и (или) сведения, подтверждающие их уплату.
Согласно пункту 17 Порядка таможенный орган, рассматривающий обращение и документы, представленные в соответствии с абзацем первым пункта 12 настоящего Порядка, либо документы, представленные в соответствии с абзацем вторым пункта 12 настоящего Порядка, проводит таможенный контроль в порядке, установленном Кодексом.
Основания отказа во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, отражены в пункте 18 Порядка.
Как установлено судом первой инстанции, отказывая во внесении изменений, таможенный орган сослался на то, что по ДТ N 10216170/300919/0178415 Обществом не представлены оригиналы экспортной декларации и прайс-листа.
Между тем, как верно указал суд, при направлении обращения от 09.07.2021 N 013 об изменении сведений в ДТ N10216170/300919/0178415 Обществом были предоставлены пояснения по обстоятельствам определения таможенной стоимости товаров. Согласно пояснениям Общества оригиналы экспортной таможенной декларации и прайс-лист находятся в его распоряжении и оно готово предоставить их по дополнительному запросу Таможни. Дополнительный запрос Балтийской таможней при рассмотрении обращения от 09.07.2021 N 013 в адрес Общества таможенным органом не направлялся.
Указание Балтийской таможни на пункт 1 запроса документов и (или) сведений от 02.10.2019 по ДТ N 10216170/300919/0178415 не имеет правового значения, поскольку данный запрос направлялся Балтийской таможней при таможенном контроле до выпуска товаров по ДТ N 10216170/300919/0178415, а не в рамках таможенного контроля после выпуска товаров по обращению Общества.
Таким образом, непредставление оригиналов документов, которые не запрашивались таможенным органом, при том, что были предоставлены надлежащим образом заверенные копии таких документов, не может являться основанием для непризнания факта документального подтверждения изменяемых в ДТ сведений.
Отказывая во внесении изменений, таможенный орган также указал, что по ДТ N N 10216140/190619/0108482 Обществом не представлены банковские документы, подтверждающие согласованный контрактом и оговариваемый в представленных инвойсах порядок расчетов. Представленные инвойсы N 49491 от 06.05.2019, N 49609 от 09.05.2019, заявление на перевод N 230 от 04.06.2019 таковыми не являются.
Между тем, таможенным органом не учтено, что разделом 4 контракта от 10.12.2013 N 1012-ЕАС/2013 покупателем не предусмотрена обязанность осуществлять платежи исключительно только по конкретным инвойсам.
04.04.2019 сторонами контракта от 10.12.2013 N 1012-ЕАС/2013 были согласованы запланированные объемы будущих поставок замороженного лосося разного веса, которые были отражены в проформа-инвойсе от 04.04.2019 N 093/2019 на общую сумму 666 370,40 USD. В частности, были запланированы поставки замороженного лосося весом 4-5 кг в общем объеме 51 104 кг, цена 5,2 USD/кг, общей стоимостью 265 740,80 USD. При этом была предусмотрена предоплата 30% от суммы общего объема поставок.
Во исполнение достигнутых договоренностей ООО "Ультра Фиш" заявлением на перевод от 24.04.2019 N 175 (т. 2, л.д. 163) была осуществлена предоплата в размере 30% от суммы проформа-инвойса от 04.04.2019 N 093/2019, которая составила 199 911,12 USD. Таким образом, общая доля предоплаты за мороженный лосось весом 4-5 кг составила 79 722,24 USD.
В целях выполнения достигнутых договоренностей на части общего объема поставок оформлялись приложения к контракту на конкретную поставку.
Так, было подписано приложение от 06.05.2019 N 112 на поставку части общего объема поставок - на поставку замороженного лосося ПСГ размера 4-5 кг в объеме 19 460,86 кг., стоимостью 5,2 USD/кг, общей стоимостью 101 196,47 USD.
Таким образом, на момент подписания приложения от 06.05.2019 N 112 уже была осуществлена предоплата данной поставки в размере 30%, что составило 30 358,94 USD.
Остаток оплаты по данной поставке составил 101 196,47 USD - 30 358,94 USD = 70 837,53 USD.
Данная часть оплаты товара была осуществлена при оплате трех инвойсов: от 06.05.2019 N 49487, от 06.05.2019 N 49491, от 19.05.2019 N 49609 в соответствии с заявлением на перевод N 230 от 04.06.2019 на общую сумму 217 582,27 USD.
При этом общая сумма инвойсов N 49487 (101 196,47 USD), N 49491 (95 513,59 USD) и N 49609 (128 657,25 USD) составляет 325 367,31 USD (30% - 97 610,19 USD, 70%-227 757,12 USD).
Более того, валютные обязательства Общества по контракту учитываются уполномоченным банком при осуществлении валютного контроля, результаты которого отображаются в ведомости банковского контроля.
В соответствии с ведомостью банковского контроля, полученной в АКБ "РосЕвроБанк" и предоставленной Обществом вместе с обращением от 09.07.2021 N 011, суммы 101 196,47 USD (инвойс N 49487), 95 513,59 USD (инвойс N 49491) и 128 657,25 USD (инвойс N 49609) учтены по ДТ N 10216170/190619/0108482, N 10216170/190619/0108766, N 10216170/170619/0106296 соответственно.
При этом оплата одним платежом нескольких инвойсов действующим законодательством не запрещено.
Также таможенный орган указывает, что по ДТ N 10216170/300919/0178415 сведения и пояснения, обосновывающие объективный характер значительного отличия цены на декларируемые товары от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными товарами, Обществом не представлены.
Вместе с тем, в таможенный орган и в материалы дела Обществом были представлены пояснения, согласно которым снижение цены было обусловлено резким снижением цен на лосось в размере 3-4 кг/шт. по причине большого объема вылова маленьких размеров лосося среди чилийских поставщиков.
При этом разница между ценой, заявленной Обществом (5,35 USD), и ценой, имеющейся в распоряжении таможенного органа (5,80 USD), составляет менее 10 процентов.
Кроме того, для подтверждения оплаты за товар по указанной ДТ ООО "Ультра Фиш" были предоставлены заявления на перевод от 03.09.2019 N 389 (предоплата по проформа-инвойсу от 23.07.2019 N 1104-2 в размере 33 600 USD) и заявление на перевод от 08.10.2019 N 494 (совместный платеж по трем инвойсам N 31027268, N 31027269 и N 31026936, которым была полностью оплачена оставшаяся часть поставки в размере 82 620,55 USD).
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 постановления N 49, система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная ТК ЕАЭС и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки.
При этом согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости). С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
В то же время, отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов, может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного (не соответствующего действительной стоимости) определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Оценив представленные в материалы дела документы и сведения, апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что в данном случае таможенный орган не доказал недостоверность и недостаточность сведений, содержащихся в представленных Обществом документах, для применения метода определения таможенной стоимости товара именно "по стоимости сделки".
Поскольку Общество представило все необходимые, имеющиеся в его распоряжении в силу закона и делового оборота документы, выражающие содержание сделки и информацию по условиям ее оплаты, подтверждающие в полной мере заявленную им таможенную стоимость ввезенного товара, у таможенного органа отсутствовали достаточные основания для отказа во внесении изменений в ДТ.
Установив изложенные обстоятельства, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав отказы недействительными, и в целях устранения нарушенных прав заявителя обязал Таможню внести изменения в ДТ N N 10216170/190619/0108482; 10216170/141118/0125310; 10216170/310719/0136696 10216170/300919/0178415 в соответствии с обращениями Общества от 09.07.2021 N N 010, 011, 012, 013.
Доводы Таможни о том, что сведения, указанные в ДТ 10216170/310719/0136696, не совпадают со сведениями, указанными в экспортной декларации от 21.07.2019 в части веса и стоимости товара, являются необоснованными и не подтверждёнными материалами дела. Каких-либо мотивов такого несоответствия таможней не приведено. Из материалов дела следует, что вес нетто товара в графе 38 ДТ, экспортной декларации, проформе - инвойсе N 34/2019, коммерческом инвойсе Е 0005-00001263 составил 24960 кг, стоимость товара - 144580,8 долларов США.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21 мая 2022 года по делу N А56-109763/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-109763/2021
Истец: ООО "УЛЬТРА ФИШ"
Ответчик: БАЛТИЙСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-20892/2022
21.10.2022 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21145/2022
21.05.2022 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-109763/2021