г. Челябинск |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А34-8359/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Махровой Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Касьяновой Д.К., рассмотрел дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" к индивидуальному предпринимателю Шнейдеру Григорию Валерьевичу о взыскании задолженности в размере 10 244 руб. 33 коп.
В судебном заседании, проведенном с использованием систем вебконференц-связи в порядке ст. 153.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приняли участие представители:
ответчика: индивидуального предпринимателя Шнейдера Григория Валерьевича - Нумалова Елена Александровна (доверенность б/н от 01.08.2022, сроком действия на 1 год, паспорт, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - истец, ООО "Чистый город") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Шнейдеру Григорию Валерьевичу (далее - ответчик, ИП Шнейдер Г.В.) о взыскании 10 244 руб. 33 коп. основного долга за период с 01.01.2020 по 30.04.2022, почтовых расходов в сумме 164 руб. 40 коп., расходов по оплате государственной пошлины в размере 2000 руб. (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Спецавтоцентр", общество с ограниченной ответственностью "Евроман".
Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.09.2022 по делу N А34-8359/2022 исковые требования удовлетворены.
ИП Шнейдер Г.В. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) с вынесенным судебным актом не согласился, обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на не доказанность объема оказанных истцом услуг.
Также апеллянт указывает, что истцом не было соблюден досудебный порядок урегулирования спора.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, который был приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением от 09.09.2022 Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела N А34-8359/2022 Арбитражного суда Курганской области по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции по общим правилам искового производства.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание истец и третьи лица своих представителей не направили, в связи с чем заседание проведено в их отсутствие в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, истец, в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области от 13.09.2019, является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области с 01.01.2020.
ООО "Чистый город" (региональный оператор) был подготовлен проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО N ЧГ- 0010925/2020 от 01.01.2020 с ИП Шнейдер Г.В. (потребитель), согласно которому региональный оператор обязуется оказывать потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами (далее - "территориальная схема") в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, а именно: объект, расположен по адресу: 640022, Курганская обл., г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 134А, расчет производится по нормативу, исходя из количества сотрудников (в редакции дополнительного соглашения).
03.08.2021 истец направил в адрес ответчика претензию с требованием оплатить оказанные услуги по вывозу ТКО.
Поскольку предприниматель изложенные в претензии требования не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском (статья 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы искового заявления и возражений на исковое заявление, суд апелляционной инстанции считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.
Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Частью 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации только надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, в частности по представлению доказательств (часть 2 статьи 9, часть 1 статьи 41 кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) по договору на оказание услуг по обращению с ТКО, являющемуся публичным для регионального оператора, региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно пункту 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Из положений пунктов 8(12), 8(15), 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), регулирующих порядок заключения договора, следует, что в случае если между потребителем и региональным оператором не подписан договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в том числе в связи с необращением потребителя с заявкой на его заключение или в связи с его неподписанием потребителем или в связи с неурегулированием разногласий по его условиям, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.
Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового договора считается заключенным всегда, если иные условия не урегулированы сторонами, при этом само по себе отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги в соответствии с типовым договором, что прямо предусмотрено положениями пункта 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ и пункта 5 Правил N 1156.
Доказательств того, что ответчик принимал меры как по заключению с региональным оператором договора, так и по получению актов и счетов за спорный период материалы дела не содержат.
Из материалов дела следует, что ответчику оказаны услуги по обращению с ТКО на объекте, расположенном по адресу: 640022, Курганская обл., г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 134А, за период с 01.01.2020 по 30.04.2022 общей стоимостью 10244 руб. 33 коп.
Потребителем согласно пункту 2 Правил N 1156 является собственник ТКО или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как следует из материалов дела, между ответчиком (арендодатель) и ООО "Спецавтоцентр" (арендатор) заключен договор аренды нежилого помещения N 14 от 14.09.2018, в соответствии с которым третьему лицу были переданы в аренду нежилые помещения, расположенные по адресу: 640022, Курганская обл., г. Курган, ул. Бурова-Петрова, 134А.
Указанный договор действовал в спорный период в редакции дополнительного соглашения от 01.01.2020, согласно которому арендодатель отвечает за вывоз ТКО из арендуемого помещения, арендодатель заключает договор на вывоз ТКО и самостоятельно вносит плату, расходы на вывоз ТКО включены в стоимость арендной платы (п. 1,2 соглашения).
По общему правилу, презюмируется, что у собственника помещения должен быть договор на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором либо такой договор должен иметь место между арендатором и региональным оператором.
Поскольку наличие ТКО при осуществлении предпринимательской деятельности предполагается, то в спорной ситуации именно ответчик, выступающий в роли арендодателя и получающий плату за вывоз мусора, должен доказать, каким образом им осуществляются установленные законом обязанности (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, требования к ИП Шнейдеру Г.В. заявлены правомерно.
В качестве подтверждения факта оказания услуг истцом в материалы дела представлены универсальные передаточные документы, счета, доказательства направления.
Факт оказания услуг региональным оператором по вывозу ТКО, также подтвержден отчетом о прохождении каждой точки из спутниковой системы навигации ГЛОНАСС с учетом места размещения контейнера.
Постановлением Правительства Курганской области N 47-8 от 30.12.2019 "Об установлении предельных единых тарифов на услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для Общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" на 2020 год" установлен и введен в действие тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" с 01.01.2020 по 31.12.2020 в размере 561 руб. 77 коп. за 1 куб.м..
Постановлением Правительства Курганской области N 60-1 от 30.12.2020 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для Общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ОГРН 1104501002748) на 2021 год (от 30 декабря 2020 года N 60-1)" с 01.01.2021 по 30.06.2021 тариф составляет 561 рубль 77 копеек за 1 куб.м. твердых коммунальных отходов, с 01.07.2021 по 31.12.2021 тариф составляет 580 рублей 83 копеек за 1 куб.м твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Курганской области N 56-8 от 28.12.2021 "Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области для Общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ОГРН 1104501002748) на 2022 год с 01.01.2022 по 31.12.2022 тариф составляет 451 рубль 54 копеек за 1 куб.м твердых коммунальных отходов.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов установлен Приказом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области N 925 от 30.10.2017 года, согласно которому для административных зданий, учреждений, контор, расположенных на территории Курганской области составляет 1.2 куб. м в год.
Расчет стоимости оказанных услуг по вывозу ТКО, указанной в УПД и в счетах, произведен истцом с учетом установленных нормативов и тарифов, а также условиям договора и количеству сотрудников, работавших в спорный период, в соответствии с представленными в дело сведениями из налогового и пенсионного органа, и за период с 01.01.2020 по 30.04.2022 составляет 10244 руб. 33 коп.
Факт надлежащего исполнения истцом обязательств по оказанию услуг по вывозу ТКО ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не оспорен, доказательств направления претензий относительно качества оказания услуг, в материалы дела не представлено.
Ответчиком доказательства оплаты оказанных услуг в полном объеме не представлены, как не представлены и доказательства ненадлежащего оказания истцом услуг, что отходы не вывозились, вывозились другим лицом или самостоятельно ответчиком (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы ответчика относительно того, что региональным оператором неправомерно произведены начисления в спорный период, в том числе, с учетом количества сотрудников, в отношении которых подавались сведения в пенсионный и налоговый органы, с указанием на то, что фактически работал один сотрудник, судом отклоняются, поскольку в рассматриваемой ситуации единственно возможным способом определения объема отходов является способ, предусмотренный абзацем 2 подпункта "а" пункта 5 Правил N 505 коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, то есть исходя из нормативов накопления отходов, выраженных в количественных показателях объема.
При этом учитывается число сотрудников хозяйствующего субъекта.
Фактическое нахождение каждого конкретного работника на рабочем месте в спорный период, а также количество нерабочих дней в календарном месяце, для расчета правового значения не имеет.
Вопрос о количестве сотрудников выполняющих своих трудовые обязанности по определенному адресу, способ учета объема отходов, могут быть определены сторонами в случае согласования условий договора оказания услуг, что в данном случае не имело место, договор был заключен на типовых условиях.
Суд апелляционной инстанции на доводы ответчика отмечает, что расчет задолженности определен истцом исходя из установленных нормативов накопления ТКО.
В соответствии со статьей 24.10 Закона N 89-ФЗ, определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил, в частности, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
На основании пункта 19 Договора Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июля 2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", следующим способом: расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 466 от 12.10.2017, количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для нежилого помещения исходя из нормативов накопления определено формулой:
Pi = V х Т отх,
где: V - объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, рассчитанный в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", за расчетный период;
Т отх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, расчет объемов, вывозимых ТКО с объектов ответчика, производился согласно Приложению N 1 Типового договора.
Апелляционным судом учтено, что указание в статье 24.6 Закона об отходах о том, что региональный оператор обязан оказывать услуги по обращению с ТКО всем без исключения потребителям, находящимся в зоне его деятельности, само по себе не исключает возможности представления потребителем доказательств неоказания или ненадлежащего оказания региональным оператором данных услуг (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие доказательства подлежат оценке при рассмотрении спора, как проверяется судом и необходимость заключения потребителем договора о вывозе ТКО с иным лицом в обход закона с целью уклонения от оплаты стоимости соответствующих услуг, размер которых определен нормативно.
Вместе с тем, что в материалы дела ответчиком не представлены доказательства ненадлежащего оказания услуги истцом по вывозу ТКО, что в результате не вывоза истцом ТКО ответчик был вынужден заключить договор на вывоз ТКО в спорный период с иным лицом (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании основного долга за период с 01.01.2020 по 30.04.2022 в размере 10244 руб. 33 коп.
Поскольку судом первой инстанции рассмотрено дело в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то суд апелляционной инстанции считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить исковые требования истца.
Судебные расходы распределены между сторонами в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 18.07.2022 по делу N А34-8359/2022 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шнейдера Григория Валерьевича (ОГРНИП 310450112000072, ИНН 450139487671) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ОГРН 1104501002748, ИНН 4501159310) 10244 руб. 33 коп. основного долга за период с 01.01.2020 по 30.04.2022, 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины, 164 руб. 40 коп. почтовых расходов.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Шнейдера Григория Валерьевича (ОГРНИП 310450112000072, ИНН 450139487671) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Н.В. Махрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-8359/2022
Истец: ООО "Чистый город"
Ответчик: ИП Шнейдер Григорий Валерьевич, Шнейдер Григорий Валерьевич
Третье лицо: ООО "Евроман", ООО "Спецавтоцентр", ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Курганской области, Отдел адресно-справочной работы УФМС по Курганской области, Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области