город Воронеж |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А14-9639/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Песниной Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кривченко М.А.,
при участии:
от ГЖИ Воронежской области: Саввина К.А. - представитель по доверенности от 14.04.2022, представлен паспорт;
от ООО УК "Аква Эко Строй": Пицунов С.А.- представитель по доверенности от 06.10.2022 сроком действия на 1 год, предъявлен паспорт;
от АО "УК Коминтерновского района" представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая компания Коминтерновского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2022 по делу N А14-9639/2022 по заявлению акционерного общества "Управляющая компания Коминтерновского района" (ОГРН 1123668009629, ИНН 3662173603) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) о признании незаконным решения о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области, третье лицо: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Аква Эко Строй" (ОГРН 1213600002110, ИНН 3662290924),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "управляющая компания Коминтерновского района" (далее - заявитель, АО "УК Коминтерновского района") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ ВО, заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области N 69-05-20/542 от 10.06.2022 о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Аква Эко Строй" (далее - ООО "УК "Аква Эко Строй").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "УК Коминтерновского района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования Общества.
АО "УК Коминтерновского района" указывает, что ООО "УК "Аква Эко Строй" подлинники решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ей не передавались.
Полагает, что нарушен порядок расторжения договора управления с АО "УК Коминтерновского района".
К материалам дела приобщен отзыв на апелляционную жалобу, поступивший от ГЖИ Воронежской области.
В судебном заседании представитель ГЖИ Воронежской области возражал на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение - без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
АО "УК Коминтерновского района" явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом.
В материалах дела имеется ходатайство от АО "УК Коминтерновского района" о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
АО "УК Коминтерновского района" осуществляло деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, N 25 на основании договора управления многоквартирным домом от 28.03.2012.
Внеочередным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г.Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д.25, принято решение о расторжении договора управления с АО "УК Коминтерновского района", выборе управляющей организацией ООО УК "Аква Эко Строй" и заключении договора управления с ООО УК "Аква Эко Строй" (протокол N 1 от 11.04.2022).
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: г.Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д.25, заключен договор управления многоквартирным домом от 11.04.2022 путем утверждения условий договора управления и состава общего имущества (п.6 протокола).
14.04.2022 в адрес Государственной жилищной инспекции Воронежской области от ООО УК "Аква Эко Строй" поступило заявление с приложением необходимых документов о включении сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д.25.
27.04.2022 на основании заключения N 69-05-19/328 о результатах проверки заявления о внесении изменений в Реестр лицензий (л.д.66) государственной жилищной инспекцией Воронежской области в соответствии с подпунктами "а", "в" пункта 10 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр, принято решение N69-05-20/328 о приостановлении рассмотрения заявления ООО "Трест" от 01.10.2021 о внесении изменений в реестр лицензий Воронежской области на срок не более 30 рабочих дней (л.д. 64).
ГЖИ ВО была запрошена дополнительная информация у ООО УК "Аква Эко Строй" и АО "УК Коминтерновского района".
10.06.2022 на основании заключения Инспекции N 69-05-19/542 о результатах проверки заявления принято решение N 69-05-20/542 о внесении сведений в реестр лицензий Воронежской области об управлении ООО УК "Аква Эко Строй" многоквартирным домом, расположенным по адресу г.Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д.25, и о прекращении управления АО "УК Коминтерновского района" многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д.25, от 10.06.2022.
Не согласившись с решением Инспекции, АО "УК Коминтерновского района" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 названного Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1 - 1, 1.2 - 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 названного Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
По правилам статьи 192 Жилищного кодекса РФ и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок).
Пунктами 2, 4, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка (пункт 8 Порядка N 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка;
б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка (пункт 9 Порядка N 938/пр).
Материалами дела подтверждается, что поводом для обращения ООО УК "Аква Эко Строй" в ГЖИ ВО с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий, явилось принятие собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д.25, решения о расторжении в одностороннем порядке договора управления многоквартирным домом, заключенного с действующей управляющей компанией (АО "УК Коминтерновского района") и об избрании в качестве управляющей компании и заключении договора управления с ООО УК "Аква Эко Строй".
По результатам проведенной проверки представленных документов Инспекция пришла к выводу, что ООО УК "Аква Эко Строй" выполнены требования о размещении информации в системе ГИС ЖКХ, отсутствуют признаки ничтожности решений общих собраний собственников помещений МКД (кворум имелся), заявление и документы соответствуют требованиям п.5 Порядка.
Доказательств признания внеочередного общего собрания собственников, оформленного протоколом N 01 от 11.04.2022, недействительным в материалы не представлено, как и не представлено доказательств того, что при принятии решения не был соблюден кворум (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Принимая во внимание положения части 1, пункта 4 части 2 статьи 44, части 3 статьи 45, части 1 статьи 162 ЖК РФ, а также отсутствие доказательств признания протокола общего собрания недействительным, решение общего собрания собственников помещений в МКД о заключении договора с новой управляющей организацией подтверждает возникновение взаимных прав и обязанностей сторон по договору управления МКД и является, в совокупности с представленными в ГЖИ ВО документами, достаточным основанием для принятия Инспекцией оспариваемого решения.
Следовательно, изменения внесены правомерно.
АО "УК Коминтерновского района", являясь на тот момент управляющей организацией, осуществляющей управление спорным МКД, была извещена о проведении общего собрания собственников жилья, и имела возможность присутствовать при проведении очной части и знать о состоявшихся решениях.
Тот факт, что подлинники решения и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не были направлены в действующую управляющую организацию не может служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Действующее законодательство, в том числе подзаконные нормативные акты, в том числе Приказ Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор", не предусматривает направления подлинников решений собственников в управляющую компанию, которая не являлась инициатором общего собрания.
Наличие кворума инспекцией было проверено по реестрам, полученным в порядке информационного взаимодействия.
О принятом собственниками решения действующая управляющая компания была уведомлена (л.д.48).
Отношения по управлению многоквартирными жилыми домами регулируются специальными нормами, которые нарушены не были, поэтому довод о несоблюдении порядка расторжения договора с прежней управляющей компанией несостоятельны.
Таким образом, Инспекция действовала в рамках предусмотренной ЖК РФ и Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр процедуры внесения изменений в реестр лицензий, в связи с чем, оснований для признания незаконным решения Государственной жилищной инспекции Воронежской области N69-05-20/542 от 10.06.2022 не усматривается.
В связи с чем, судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, апелляционная коллегия не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу ст. 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2022 по делу N А14-9639/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
Н.А. Песнина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-9639/2022
Истец: АО "УК Коминтерновского района"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области
Третье лицо: ООО УК "Аква Эко Строй"