г. Ессентуки |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А15-4405/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Сомова Е.Г., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., при участии в судебном заседании представителей: от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Дагестан - Магомедова Р.А. (по доверенности), Гаджиева А.С. (по доверенности), Шахмандаровой Л.А. (по доверенности), в отсутствие лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Матис" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.08.2022 по делу N А15-4405/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Матис" (далее - общество, ООО "Матис") обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Республике Дагестан (далее - заинтересованное лицо, МРИ ФНС России N 7 по РД, инспекция) о признании незаконным решения N 25 от 31.03.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пункта 3.2.; о признании незаконным решения N 1 от 31.03.2021 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 26 558 541 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя привлечено Акционерное общество "Корпорация развития Дагестана" (далее - корпорация).
Решением суда от 10.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд установил, что общество при оплате расходов за счет федерального и республиканского бюджетов, не вело раздельный учет бюджетных средств, поступивших из различных бюджетов и собственных денежных средств, и не представило соответствующие доказательства величины доли этих затрат.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить заявленные требования. Апеллянт указывает, что обществом выполнены предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ) требования к представленным налоговому органу документам в обоснование права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС из бюджета. По мнению апеллянта, общество не получало субсидий из бюджетной системы Российской Федерации применительно к их толкованию, установленному пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), а пополнение размера уставного капитала общества корпорацией и приобретении ею при этом по возмездной сделке права собственности на долю за счет средств, полученных корпорацией, не является получением обществом субсидий из бюджетной системы.
Отзыв на жалобу суду не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители инспекции относительно доводов апелляционной жалобы возражают, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, в силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.08.2022 по делу N А15-4405/2021 подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС N 7 по РД проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации (корректировка N 3) по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2020 г., представленной ООО "Матис" 21.12.2020, по итогам которой составлен акт камеральной проверки N 334 от 26.02.2021.
31.03.2021 по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика инспекция вынесла решение от N 25 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и в порядке статьи 176 НК РФ, решение от 31.03.2021 N 1 об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, которым обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 26 558 541 руб.
Основанием для принятия оспариваемых решений послужил вывод налогового органа о неправомерном применении обществом налоговых вычетов по НДС, связанных с операциями по приобретению товаров (работ, услуг), в связи с отсутствием раздельного учета сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет бюджетных инвестиций и собственных средств; использование обществом при приобретении в 3 квартале 2020 года товаров (работ, услуг) на цели строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с.Кафыр-Кумух Республики Дагестан средств федерального бюджета и бюджета Республики Дагестан в форме субсидий.
Решением от 08.07.2021 N 16-24/08474@ УФНС России по Республике Дагестан оставило апелляционную жалобу общества без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ, если иное не установлено названной статьей, вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из содержания пункта 1 статьи 78 БК РФ следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ, вычету не подлежат.
Согласно подпункту 6 пункта 3 статьи 170 НК РФ с 01.01.2018 суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат на уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Таким образом, в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 НК РФ вычету не подлежат.
Из материалов дела установлено, что общество указало в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года 26 558 541 руб. налоговых вычетов по НДС, уплаченному поставщикам (исполнителям работ, подрядчикам) ООО "Алмаз-2014", ООО "Анжипромстрой", ООО "Элемент Лизинг", ООО "Буйнакский завод "Известняк", НАО "Евроэксперт" по выставленным указанными контрагентами счетам-фактурам.
ООО "Матис" в подтверждение права на вычет представило к проверке договоры поставки, договоры купли-продажи, договоры комиссии, договоры лизинга, агентские договоры, договоры генподряда, инвестиционные договоры, акты сверки расчетов с поставщиками, счета-фактуры поставщиков (подрядчиков), справки о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), акты о приемке выполненных работ (КС-2), журнал учета выполненных работ, карточки бухгалтерских счетов, главная книга и другие документы.
Как видно из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 22.01.2007.
Единственным участником общества на основании заявления корпорации 15.06.2017 вынесено решение о принятии в состав участников общества корпорации и увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительного вклада в его уставный капитал корпорацией в размере 138 180 000 руб.
В результате заключения договора N 111 от 20.06.2017 об осуществлении прав участников ООО "Матис" корпорация стала участником общества с размером доли 31,62%, размер доли второго участника (Майгаджиева Т.Я.) составил 68,38%.
Дополнительные вклады корпорация также осуществила в 2018 и 2019 годах.
Обществом при регистрации в качестве юридического лица заявлен основной вид хозяйственной деятельности - производство гипсовых изделий для использования в строительстве (ОКВЭД 23.62) и дополнительные виды деятельности - производство цемента, извести и гипса (ОКВЭД 23.5), добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня (ОКВЭД 08.11.2), производство гипса (ОКВЭД 23.52.2), производство изделий из бетона, цемента и гипса (ОКВЭД 23.6).
ООО "Матис" в уточненной налоговой декларации заявило вычет по операциям по приобретению товаров (работ, услуг), используемых в своей основной хозяйственной деятельности в рамках инвестиционного проекта "Строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с. Кафыр-Кумух Республики Дагестан", который реализуется в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016 - 2025 годы" от 10.02.2017 N 370-08-2018-015, включенной в "Перечень инвестиционных проектов, реализуемых в рамках подпрограмм социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, на 2016 - 2025 годы государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года", утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам Северного Кавказа (далее - министерство) от 14.01.2017 N 28.
10.02.2018 между министерством, которому как получателю средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации и Правительством Республики Дагестан (далее - правительство) подписано Соглашение о предоставлении субсидии в 2018 году из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы", предметом которого является предоставление из федерального бюджета в 2018 году бюджету Республики Дагестан субсидии в целях софинансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Республики Дагестан.
Согласно приложению N 1 к Соглашению в перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, входит осуществление имущественного взноса Республики Дагестан в корпорацию на реализацию инвестиционного проекта "Строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с.Кафыр-Кумух Республики Дагестан", срок окончания реализации - 2018 год, объем финансового обеспечения на реализацию мероприятия, предусмотренный в бюджете субъекта Российской Федерации 230 096 420 руб., в том числе, средства субсидии из федерального бюджета - 218 591 600 руб.
В соответствии с договором купли-продажи ценных бумаг N 2 от 27.08.2018 корпорация (эмитент), осуществляющая выпуск и размещение по закрытой подписке ценных бумаг, передает покупателю - Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан в собственность дополнительные обыкновенные именные бездокументарные акции, а покупатель оплачивает данные акции.
Стоимость приобретения акций составляет 827653000 руб. Оплата акций в размере 230 096 000 руб. осуществляется покупателем за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан в размере 218 591 600 руб. и остальная часть за счет средств бюджета Республики Дагестан. Оплата остальной части денежных средств в размере 597 557 000 руб. производится путем зачета встречных денежных требований к покупателю.
В целях реализации инвестиционного проекта 28.09.2018 бюджетные ассигнования, полученные от Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, перечислены корпорацией на расчетный счет ООО "Матис" платежным поручением N 355 в сумме 230 096 420 рублей с назначением платежа "Взнос в Уставной капитал на основании решения участников ООО "Матис" от 25.09.2018, НДС не облагается".
Распоряжением Правительства Республики Дагестан от 10.06.2019 N 166-р в соответствии с Законом Республики Дагестан от 25.12.2018 N 93 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годы" Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан поручено: направить бюджетные ассигнования на увеличение уставного капитала ОАО "Корпорация развития Дагестана" в размере 219570,0 тыс. руб. на реализацию инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии в 2019 году из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан на софинансирование расходных обязательств на мероприятия по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, в рамках подпрограммы "Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы" от 12.02.2019 N 370-08-2019-007; обеспечить в установленном порядке увеличение уставного капитала ОАО "Корпорация развития Дагестана" путем размещения дополнительных акций в количестве 219570 штук номинальной стоимостью 1000 рублей каждая и осуществить действия, связанные с приобретением этих акций и оформлением на них права собственности Республики Дагестан.
23.12.2019 между Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан и корпорацией заключен договор о предоставлении из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
Предметом договора является предоставление организации из республиканского бюджета в 2019 году бюджетных инвестиций на увеличение уставного капитала в целях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Дагестан с увеличением в соответствии с условиями настоящего договора на эквивалентную часть участия Республики Дагестан в уставном капитале организации: строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с.Кафыр-Кумух Республики Дагестан (ООО "Матис"). Бюджетные инвестиции предоставляются для оплаты обыкновенных бездокументарных акций организации.
Майгаджиевым Т.Я. и корпорацией 23.12.2019 подписано дополнительное соглашение N 2 к договору N 111 от 20.06.2017 об осуществлении прав участников ООО "Матис".
Размер доли Майгаджиева Т.Я. в уставном капитале ООО "Матис" составляет 45,58% от его величины, номинальной стоимостью 383 783 580 руб., размер доли корпорации в уставном капитале ООО "Матис" составляет 54,42% от его величины, номинальной стоимостью 458 276 420 руб.
25.12.2019 между Майгаджиевым Т.Я. и корпорацией подписано дополнительное соглашение N 3 к договору N111 от 20.06.2017 об осуществлении прав участников ООО "Матис".
Размер доли Майгаджиева Т.Я. в уставном капитале ООО "Матис" составляет 45,57% от его величины, номинальной стоимостью 383 783 580 руб., размер доли корпорации в уставном капитале ООО "Матис" составляет 54,43% от его величины, номинальной стоимостью 458 435 790 руб.
Бюджетные ассигнования в сумме 90 000 000 руб. поступили с лицевого счета корпорации на расчетный счет ООО "Матис" 26.12.2019.
Соответственно, корпорация является получателем средств бюджета в виде бюджетных инвестиций, направляемых в соответствии со статьей 80 БК РФ в виде взноса в уставный капитал ООО "Матис" на финансирование инвестиционного проекта по строительству объектов капитального строительства.
Суд первой инстанции обоснованно определил, что целевой характер выделенных корпорацией средств федерального бюджета и бюджета Республики Дагестан выражается в возможности их использования исключительно на цели для социально-экономического развития Республики Дагестан путем осуществления взносов в уставные капиталы различных организаций, в том числе, на цели инвестиционного проекта, что соответствует требованиям статьи 78.3 БК РФ.
Поступившие от корпорации на расчетный счет общества денежные средства (дополнительные взносы в уставной капитал общества), использовались им на реализацию инвестиционного проекта по строительству завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне с. Кафыр-Кумух Республики Дагестан и иные цели, непосредственно связанные с осуществлением обществом основной хозяйственной деятельности для оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) у контрагентов, на проведение капитального строительства, по взаимоотношениям с которыми в уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2020 года заявлен налоговый вычет в размере 26 836 700 руб.
Из материалов дела также усматривается, что корпорация увеличила уставный капитал путем выпуска акций за счет субсидий из федерального бюджета и путем представления бюджетных инвестиций передало Министерству имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, оплаченные за счет субсидии из федерального бюджета.
Корпорация перечислила обществу в 2017 году 138 180 000 руб., в 2018 году - 230 096 420 руб., в 2019 году - 90 159 370 руб. на пополнение уставного капитала.
Учитывая, что деятельность корпорации по передаче денежных средств обществу носила инвестиционный характер и в силу статьи 39 НК РФ не подлежала обложению НДС, то у общества в силу пункта 1 статьи 170 НК РФ отсутствует право на налоговый вычет.
Передача имущества (в частности, вклад в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ) носит инвестиционный характер и участие в инвестиционном проекте, в частности, софинансирование обществом строительства само по себе при установленных судом обстоятельствах не является основанием к применению им как инвестором налогового вычета сумм НДС, оплаченных подрядчику.
Кроме того, из материалов дела следует, что общество не вело раздельный учет сумм налога по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий и (или) бюджетных инвестиций. Доказательства приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных, а не бюджетных денежных средств, ведения соответствующего раздельного учета и соблюдения требований пункта 4 статьи 170 НК РФ в материалах дела отсутствуют.
При этом, непредставление обществом соответствующих доказательств, сделало невозможным определение доли финансируемых из федерального и республиканского бюджетов и собственных средств.
Следовательно, общество не представило соответствующие доказательства величины доли затрат.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что общество не получало субсидий из бюджетной системы Российской Федерации применительно к их толкованию, установленному пунктом 1 статьи 78 БК РФ, а пополнение размера уставного капитала общества корпорацией и приобретении ею при этом по возмездной сделке права собственности на долю за счет средств, полученных корпорацией, не является получением обществом субсидий из бюджетной системы, основаны на неверном толковании норм права.
Так, подпунктом 4 пункта 3 статьи 39 К РФ установлено, что передача имущества, носящая инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, не признается реализацией товаров, работ или услуг. Поскольку товары (работы, услуги) по счетам-фактурам в рассматриваемом случае, как установил суд и подтверждается материалами дела, были приобретены для осуществления инвестиционной деятельности, и в силу подпункта 1 пункта 2 статьи 146 НК РФ такие операции не признаются объектом налогообложения НДС, суммы НДС в таком случае учитываются в стоимости основных средств исходя из подпункта 4 пункта 2 статьи 170 НК РФ, а потому не могут предъявляться к налоговому вычету.
Апелляционный суд также отмечает, что передача имущества (в частности, вклад в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ) носит инвестиционный характер и участие в инвестиционном проекте, в частности, софинансирование обществом строительства само по себе при установленных судом обстоятельствах не является основанием к применению им как инвестором налогового вычета сумм НДС, оплаченных подрядчику. Из статей 168, 169, 171, 172, 174.1 НК РФ следует, что участник долевого строительства (инвестор) при определенных условиях вправе претендовать на налоговый вычет таких сумм, но только при ведении раздельного учета расходов за счет федерального, республиканского бюджетов и собственных денежных средств. Непредставление обществом таких доказательств и повлекло вывод об отсутствии у него оснований для предъявления к вычету (возмещению) НДС.
На основании вышеуказанного, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Суд правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.08.2022 по делу N А15-4405/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Е.Г. Сомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-4405/2021
Истец: ООО "МАТИС"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 7 ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Третье лицо: АО "Корпорация развития Дагестана"