г. Томск |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А27-4938/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вагановой Р.А.,
судей Подцепиловой М.Ю.,
Сухотиной В.М.
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Шаркези А.А. в судебном заседании рассмотрел апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кузбасса (N 07АП-8800/2022) на решение от 10.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4938/2022 (судья Куликова Т.Н.)
по иску государственной жилищной инспекции Кузбасса, г. Кемерово (ОГРН 1024200719828, ИНН 4207052789) к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса", г. Кемерово (ОГРН 1134200001671, ИНН 4205997094) о понуждении исполнить предписание N 39/1/2020/ЖК/НОВ-277 от 03.09.2020 в части выполнения капитального ремонта крыши МКД, расположенного по ул. Молодежной, N 3А, п. Металлургов, Новокузнецкий район, Кемеровской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Новокузнецкого муниципального округа, Новокузнецкий район, с. Атаманово (ОГРН 1024202128246, ИНН 4238004496),
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
государственная жилищная инспекция Кузбасса (далее - ГЖИ Кузбасса, истец, апеллянт) обратилась в суд с исковым заявлением к некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса" (далее - НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса", Фонд, ответчик) о понуждении исполнить предписание N 39/1/2020/ЖК/НОВ-277 от 03.09.2020 в части выполнения капитального ремонта крыши МКД N 3А, расположенного по ул. Молодежной, N 3А, п. Металлургов, Новокузнецкий район, Кемеровской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Новокузнецкого муниципального округа.
Решением от 10.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее подателем указано на неисполнение ответчиком предписания ГЖИ Кузбасса о необходимости проведения капитального ремонта кровли МКД по адресу: Новокузнецкий район, п. Металлургов, ул. Молодежная, 3а.
Иные участвующие в деле лица в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно Реестру многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в рамках реализации региональной программы капитального ремонта в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014 - 2043 годы, на 2017 - 2019 годы, утвержденному Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2018 N 651 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.12.2016 N 482 "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014 - 2043 годы на 2017 - 2019 годы", на 2019 год были запланированы работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: ул. Молодежная, 3А, пос. Металлургов Новокузнецкого района (пункт 839).
ГЖИ Кузбасса проведена проверка в отношении ответчика, по результатам которой выявлены следующие нарушения: НО "Фонд капитального ремонта Кемеровской области" не выполнило работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: ул. Молодежная, 3А, пос. Металлургов Новокузнецкого района в установленный срок до 31.12.2019, что является нарушением частей 1-3 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.12.2018 N 651 "О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.12.2016 N 482 "Об утверждении краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014 - 2043 годы на 2017 - 2019 годы".
На основании акта проверки ответчику выдано предписание N 14/1/2020/ЖК/НОВ277 от 14.02.2020 с требованием выполнить капитальный ремонт крыши МКД N 3А по ул. Молодежная, пос Металлургов в срок до 13.08.2020.
В связи с тем, что предписание не исполнено, ответчик 26.10.2020 привлечен мировым судьей судебного участка N 5 Заводского судебного района г. Кемерово к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
ГЖИ Кузбасса выдано повторное предписание N 39/1/2020/ЖК/НОВ-277 от 03.09.2020 сроком до 31.12.2020.
22.12.2020 в адрес Инспекции поступило письмо Фонда с просьбой продлить срок исполнения предписания до 30.09.2021.
25.12.2020 издано решение о переносе сроков выполнения предписания N 39/1/2020/жк/нов-277 до 30.09.2021.
11.11.2021 Фонд привлечен мировым судьей судебного участка N 5 Заводского судебного района г. Кемерово к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
В связи с тем, что предписания ГЖИ Кузбасса Фондом не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 7.1 статьи 168, части 1 статьи 180, частей 1,2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии у ответчика обязанности непосредственно выполнить работы по капитальному ремонту, в то время как все зависящие от него действия Фонд предпринял. Спорные требования, с учетом затяжного процесса финансирования капитального ремонта МКД, по убеждению суда первой инстанции, являются объективно нереализуемыми.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации к функциям регионального оператора отнесено осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора.
Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с пунктом 3 частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации. Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (пункт 4 части 2, часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом судом первой инстанции установлено, что ответчиком уже в ходе судебного разбирательства объявлено два электронных аукциона на выполнение ремонта в спорном МКД, оба из которых не состоялись по причинам отсутствия заявок.
В силу части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, создается региональный оператор (пункт 3), устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).
Статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (часть 1).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5).
В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (часть 7).
Постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасс от 23.03.2022 N 148 "Об определении объема средств, которые региональный оператор вправе израсходовать на финансирование региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2022 году" определён объем средств, которые региональный оператор вправе израсходовать на финансирования региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в 2022 году в размере 5 133,06 млн. руб., а согласно краткосрочному плану реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области - Кузбасса составляет 13 337,59 млн. руб., что свидетельствует о дефиците средств Фонда, сформированных собственниками помещений в многоквартирных домах.
Более того, стоимость капитального ремонта кровли спорного МКД превышает ожидаемое начисление взносов на капитальный ремонт за весь период региональной программы (2013-2043).
Так, согласно пункту 7.1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, краткосрочные планы реализации региональной программы формируются исходя из принципов: 1) использования на цели капитального ремонта остатков средств на счете, счетах регионального оператора, не использованных в предшествующем году, и прогнозируемого объема поступлений взносов на капитальный ремонт в текущем году с учетом требований, установленных статьей 185 настоящего Кодекса; 2) необходимости корректировки объема работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах исходя из фактического уровня собираемости средств на капитальный ремонт на счете, счетах регионального оператора; 3) актуализации в связи с проведением в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 189 настоящего Кодекса, капитального ремонта многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
Согласно части 1 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации имущество регионального оператора формируется за счет: 1) взносов учредителя; 2) платежей собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; 3) других, не запрещенных законом источников.
Частью 2 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что имущество регионального оператора используется для выполнения его функций в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с настоящим Кодексом законом субъекта Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Использование указанных средств на иные цели, в том числе на оплату административно-хозяйственных расходов регионального оператора, не допускается.
В силу части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах этого же регионального оператора.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на внеочередном общем собрании от 21.04.2021 собственники помещений в спорном МКД проголосовали за увеличение общей стоимости работ по капитальному ремонту кровли (3 084 454,93 руб.), при этом отказалась установить в период с 01.07.2021 до 31.12.2043 повышенный размер взноса на капитальный ремонт в размере 15,57 с кв.м.
Ответчик письмом от 22.04.2021 в адрес главы Новокузнецкого муниципального района сообщил, что в целях определения точного перечня необходимых работ по спорному МКД по заданию фонда проектной организацией ООО "Кварц Т" была разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт крыши данного дома, а также проведено инструментальное обследование технического состояния строительных конструкций. По результатам выполнения вышеуказанных работ, стоимость капитального ремонта крыши данного МКД, рассчитанная проектной организацией, составила 2 988 141,58 руб. и превысила стоимость, утверждённую протоколом общего собрания собственников от 03.04.2017, а также ожидаемое начисление взносов на капитальный ремонт по данному МКД (планируемый сбор средств, рассчитанный исходя из минимального взноса, в период с 2014 по 2043 годы составит 1 931 779 руб. 20 коп.). При этом собственники отказались от повышения размера взносов на капитальный ремонт. Ответчиком было предложено органу местного самоуправления предусмотреть софинансирование капитального ремонта данного дома муниципальным образованием и подписать проект соглашения о предоставлении субсидии.
В ответ на указанное обращение администрация Новокузнецкого муниципального района направила письмо от 04.10.2021, в котором указала, что софинансирование работ по капитальному ремонту спорного МКД в 2021 году не представляется возможным в силу того, что бюджет Новокузнецкого муниципального района на 2021 год был утверждён в конце 2020 года. Указано, что при формировании и утверждении бюджета на 2022 год органом местного самоуправления будет рассмотрена возможность софинансирования работ по капитальному ремонту спорного МКД в размере 1 056 363,38 руб.
Из ответа администрации Новокузнецкого муниципального района от 02.08.2022 следует, что 10.09.2021 было проведено совещание по вопросу реализации краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта на территории Новокузнецкого муниципального района. Одним из вопросов было рассмотрение вопроса софинансирования капитального ремонта крыши дома по адресу: п. Металлургов, ул. Молодежная, д. 3а. В настоящее время администрацией Новокузнецкого муниципального района разрабатывается муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок оказания финансовой поддержки (возмещения затрат) в связи с оказанием услуг и (или) выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Новокузнецкого муниципального округа за счет средств местного бюджета. Вопрос о софинансировании работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: Новокузнецкий муниципальный округ, п. Металлургов, ул. Молодежная, д. 3а, будет рассмотрен после вступления в силу вышеуказанного муниципального правового акта, принятие которого запланировано на 3 квартал 2022 года.
Из изложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, следует, что региональный оператор, выступая в пределах своих полномочий, предпринял все зависящие от него меры по сбору, аккумулированию средств на проведение капитального ремонта, заключению договора на выполнение соответствующих работ по ремонту кровли.
Одновременно с этим судебная коллегия отмечает, что по смыслу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 16 и 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные решения должны отвечать общеправовому принципу исполнимости судебных актов, исходя из положений Закона об исполнительном производстве и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае используемого способа защиты права.
В ходе рассмотрения спора в суде первой инстанции, истцу предлагалось заявить об уточнении исковых требований, в то время как истец настаивал на их удовлетворении в первоначальной редакции. В судебное заседание апелляционной инстанции апеллянт для дачи соответствующих пояснений не явился.
Таким образом, требование, изложенное как возложение на ответчика обязанности выполнить капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: ул. Молодежная, 3а, пос. Металлургов Новокузнецкого района, является неисполнимым в пределах полномочий регионального оператора по обеспечению мероприятий по проведению капитального ремонта в рамках испрашиваемых сроков.
При этом, отклоняя довод апелляционной жалобы о том, что капитальный ремонт подлежал выполнению еще в 2019 году, судебная коллегия руководствуется положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, по смыслу которой невыполнение истцом требований краткосрочной программы влечет перенос выполнения ремонта на последующие года в порядке очередности, установленной органом исполнительной власти муниципального образования.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.08.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4938/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Кузбасса - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Р.А. Ваганова |
Судьи |
М.Ю. Подцепилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4938/2022
Истец: Государственная жилищная инспекция Кемеровской области Кузбасса
Ответчик: НО "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кузбасса"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ НОВОКУЗНЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА