город Москва |
|
24 октября 2022 г. |
дело N А40-131284/22 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.10.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.10.2022.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Далгакыран-М" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2022 по делу N А40-131284/22
по заявлению АО "Далгакыран-М" (ОГРН 1057746059524)
к Смоленской таможне
о признании незаконным и отмене постановления;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Родин Д.А. по доверенности от 18.03.2022;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2022 в удовлетворении заявленных АО "Далгакыран-М" требований о признании незаконным и отмене постановления Смоленской таможни от 03.06.2022 N 10113000-895/2022 о привлечении к административной ответственности, предусммотренной ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказано.
Заявитель, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, представитель заявителя в судебное заседание не явился, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель таможенного органа в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование своей позиции, общество указало на отсутствие состава административного правонарушения в действиях заявителя.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения мероприятий оперативно-аналитическим отделением Смоленской таможни установлено, что АО "Далгакыран-М" заключен договор от 25.10.2019 N 25/10-01/2019 с ИП "Авдей" (Республика Беларусь) на поставку товара, в соответствии с которым из Российской Федерации на территорию Республики Беларусь вывезен товар: - масло Smartoil 6000, 20 л., в количестве 33 шт., код ТНВЭД 2710198200.
Согласно счет-фактуре N Д0203-10 от 02.03.2021 товар получен представителем ИП "Авдей".
Перемещение товара на транспортном средстве N АР7683-7 зафиксировано 03.03.2021 в 23 часа 20 минут, на 445 км. автодороги М-1 Беларусь Таможенный пост, на Минск, в Краснинском районе, Смоленской области, Российская Федерация.
Грузоотправителем данного товара с территории Российской Федерации является АО "ДалгакыранМ", которым подтвержден факт продажи данного товара ИП "Авдей" и его отправки в адрес получателя.
При этом, в ходе проведенного анализа сведений, содержащихся в ЦБД ЕАИС, выявлено, что в нарушение требований ст. ст. 84, 104 Таможенного кодекса ЕАЭС АО "Далгакыран-М" не произвело таможенное декларирование вывезенного 03.03.2021 с территории Российской Федерации в Республику Беларусь товара - масло Smartoil 6000, 20л., в количестве 33 шт., код ТНВЭД 2710198200.
В соответствии со ст. 127 Таможенного кодекса ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 104 Таможенного кодекса ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено Таможенным кодексом ЕАЭС.
В силу пп. 35 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно п. п. 1, 3 ст. 105 Таможенного кодекса ЕАЭС при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, используется декларация на товары.
Таможенная декларация - таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (пп. 32 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
В декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; происхождение товаров; наименование страны отправления и страны назначения; производитель товаров; товарный знак; наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров); статистическая стоимость (п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС).
Согласно п. 8 ст. 111 Таможенного кодекса ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Пунктом 2 ст. 84 Таможенного кодекса ЕАЭС установлено, что декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные Таможенным кодексом ЕАЭС.
Для надлежащего выполнения данных обязанностей декларанту п. 1 ст. 84 Таможенного кодекса ЕАЭС предоставлены соответствующие права, в т.ч. осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, й выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со ст. 17 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Таким образом, в соответствии с главой 13 Таможенного кодекса ЕАЭС, декларант выполняет все обязанности, в том числе производить таможенное декларирование товаров, в соответствии с порядком предусмотренным Таможенным Кодексом Евразийского экономического союза, а именно согласно ст. 106 Таможенного кодекса ЕАЭС в таможенной декларации указать основные сведения о каждом наименовании товаров, их количестве, и другие сведения, необходимые для таможенных целей, и несет в полном объеме ответственность, предусмотренную статьей 84 Таможенного кодекса ЕАЭС.
Согласно ст. 83 Таможенного кодекса ЕАЭС декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать лицо государства-члена: являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза; от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, указанная в абзаце втором подпункта 1 указанной статьи; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо; являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза.
В рассматриваемом случае, исходя из содержания товаросопроводительных документов, декларантом является АО "Далгакыран-М".
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2017 N 1173 "О внесении изменения в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2011 N 529", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие после 10.10.2017) установлено, что в случае вывоза из Российской Федерации в другие государства - члены Евразийского экономического союза товаров, классифицируемых кодами ЕТН ВЭД ЕАЭС 2709 00, 2710, 2711, 2712 (за исключением кодов 2712 90 110 0, 2712 90 190 0), 2713 11 000 0, 2713 12 000, 2713 20 000 0 - 2713 90 900 0, таможенное декларирование осуществляется в соответствии с правом Евразийского экономического союза и Федеральным законом "О таможенном регулировании в Российской Федерации" так, как если бы указанные товары вывозились из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза без взимания таможенных сборов за таможенные операции.
В соответствии с письмом Федеральной таможенной службы от 04.03.2013 N 01-11/08792 "О декларировании товаров 27 группы ТН ВЭД ТС" указанное постановление издано в рамках полномочий Правительства Российской Федерации.
Следовательно, участники внешнеэкономической деятельности, осуществляющие вывоз товаров 27 группы ТН ВЭД ТС из Российской Федерации в государства - члены Таможенного союза обязаны представлять в таможенные органы таможенную декларацию.
Сохранение таможенного декларирования товаров 27 группы ЕТН ВЭД ЕАЭС при их вывозе из Российской Федерации в государства - члены ЕАЭС обусловлено необходимостью обеспечения энергетической и экономической безопасности Российской Федерации в условиях функционирования ЕАЭС и обеспечения контроля за вывозом энергоресурсов из Российской Федерации в государства - члены Союза. Таким образом, по договору от 25.10.2019 N 25/10-01/2019 АО "Далгакыран-М" перемещен товар - масло Smartoil 6000, 20л., в количестве 33 шт., код ТНВЭД 2710198200, подлежащее декларированию по установленной форме, чего не сделано.
Довод общества о том, что товар - масло Smartoil 6000 не подпадает под код 2710198200 ТН ВЭД ЕАЭС, а должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 3403990000 ТН ВЭД ЕАЭС, несостоятелен, так как код данного товара 2710198200 определен в декларации о соответствии от 01.02.2021, а также заявлен обществом в поданной им статистической форме перемещения товаров от 07.04.2021 N 10009000/070421/С430965.
Таким образом, в действиях АО "Далгакыран-М" установлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в недекларировании товара, подлежащего декларированию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По факту выявленного нарушения 03.06.2022 в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом письмом от 23.05.2022 N 33-895/15134, вынесено оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении N 10113000-895/2022 о привлечении АО "Далгакыран-М" к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом правил ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 241.824 руб.
Проверив порядок привлечения заявителя к административной ответственности, суд считает, что положения ст. ст. 25.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены административным органом. Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого, судом не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, таможенным органом соблюдены.
Частью 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленный порядок таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС.
Объективную сторону данного правонарушения образует противоправное бездействие лица, заключающееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у лица имелась возможность для соблюдения норм и правил, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждено, что АО "Далгакыран-М" осуществляет внешнеэкономическую деятельность, связанную с ввозом на таможенную территорию ЕАЭС товаров и последующим декларированием их таможенному органу, имеет опыт совершения таможенных операций с товарами, таким образом, обществу известны таможенные правила перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и установленные обязанности декларанта.
АО "Далгакыран-М" имело возможность для соблюдения всех правил и норм, установленных таможенным законодательством ЕАЭС, однако указанным обществом не приняты все зависящие от него меры по их исполнению.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Виновность АО "Далгакыран-М" состоит в отсутствии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо обязано, имело и правовую и реальную возможность эту обязанность выполнить, но им не приняты все зависящие от него меры к ее выполнению.
Стоимость товара - масло Smartoil 6000, 20л., в количестве 33 шт., код ТНВЭД 2710198200, на момент совершения административного правонарушения составила 483.648 руб. (справка ЭИО N 2 (Смоленск) ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Брянск N 12403020/0007673 от 04.04.2022).
Административное наказание назначено в минимальном размере штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения АО "Далгакыран-М" к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемое постановление вынесено обоснованно и в соответствии с законом, штраф наложен в пределах санкции ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления у суда отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального законодательства при рассмотрении дела не нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.08.2022 по делу N А40-131284/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-131284/2022
Истец: АО "ДАЛГАКЫРАН-М"
Ответчик: СМОЛЕНСКАЯ ТАМОЖНЯ