г. Чита |
|
28 февраля 2024 г. |
Дело N А58-5580/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Горбатковой Е.В., Филипповой И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Городецким Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2023 года по делу N А58-5580/2023 по исковому заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) к публичному акционерному обществу "Якутскэнерго" об урегулировании разногласий при заключении Государственного контракта N12010 от 22.03.2023 по пунктам.11.3, 14.6, 2.10, 16.6
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к публичному акционерному обществу "Якутскэнерго" о разрешении разногласий по государственному контракту энергоснабжения от 22.03.2023 N 12010.
Истцом было заявлено о частичном отказе от исковых требований в части урегулирования разногласий по п. 14.6., 2.10. и 16.6. спорного государственного контракта энергоснабжения.
Определением суда от 20 ноября 2023 года принят отказ истца от иска в части требований "о принятии пунктов 14.6, 2.10, 16.6 государственного контракта N 12010 от 22.03.2023 в редакции истца", производство по делу в этой части прекращено.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2023 года, в удовлетворении исковых требований отказано. Первое предложение пункта 11.3 Государственного контракта N 12010 от 22.03.2023 изложено в следующей редакции ответчика: "Оплата за фактически потребленную в истекшем месяце электрическую энергию (мощность) с учетом средств, ранее внесенных Государственным заказчиком в качестве оплаты за электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, осуществляется в срок до 28-го числа месяца, следующего за расчетным.", - далее по тексту контракта.
Не согласившись с указанным решением, истец обратилось в Четвертый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее заявитель выражает несогласие с решением суда и считает, что оно вынесено с нарушением норм материального права. Указывает, что в соответствии с законодательством условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Согласно заключенному государственному контракту, гарантирующий поставщик является единственным поставщиком, оказывающим услуги по энергоснабжению, а государственный заказчик является федеральным бюджетным учреждением. Государственный заказчик является получателем средств федерального бюджета, и для осуществления казначейских платежей по контрактам, заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства распоряжение о совершении казначейского платежа. Проверка Сведений о бюджетном обязательстве осуществляется органом Федерального казначейства в течение пяти рабочих дней, следующих за днем поступления в орган Федерального казначейства Сведений о бюджетном обязательстве. Сведения о денежных обязательствах формируются получателем средств федерального бюджета не позднее рабочего дня, следующего за днем возникновения денежного обязательства. После принятого бюджетного обязательства, территориальным органом Федерального казначейства формируются сведения о денежных обязательствах по принятым бюджетным обязательствам. Учитывая, что проверка проводится в течение не менее 7 рабочих дней, а согласно государственному контракту оплата оказанных услуг не учитывает календарные дни, оплата обязательств по государственному контракту с учетом казначейской проверки не может быть осуществлена в срок, указанный в редакции Гарантирующего поставщика.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в процессе заключения государственного контракта энергоснабжения от 22.03.2023 N 12010 (1-6 ценовая категория) между сторонами возникли разногласия в отношении пунктов.11.3, 14.6, 2.10, 16.6.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от требований в части урегулирования разногласий по п. 14.6., 2.10. и 16.6. спорного государственного контракта энергоснабжения.
Таким образом, истцом заявлено требование об урегулировании разногласий при заключении Государственного контракта N 12010 от 22.03.2023 по пункту 11.3.
В редакции истца (государственный заказчик) спорный пункт 11.3 контракта, с учетом уточнения от 31.10.2023 изложен следующим образом:
"Оплата за фактически потребленную в истекшем месяце электрическую энергию (мощность) с учетом средств, ранее внесенных государственным заказчиком в качестве оплаты ха электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, осуществляется в срок до 30-го числа месяца, следующего за расчетным. В случае, если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
Для определения размера платежей, которые должны быть произведены гарантирующему поставщику государственным заказчиком в течение месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки определяется исходя из регулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации регулируемых цен.
В случае выставления счета для оплаты электрической энергии (мощности) до определения цены на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для определения размера платежей на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, используется цена на электрическую энергию (мощность) за последний расчетный период, в отношении которого она определена и официально опубликована для соответствующей ценовой категории, при этом указанная цена должна быть проиндексирована в соответствии с изменением тарифа на услуги по передаче электрической энергии, если такое имело место.
Обязательство по оплате электрической энергии (мощности) считается исполненным в день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу гарантирующего поставщика.".
Редакция ответчика (гарантирующий поставщик), с учетом протокола разногласий N 1 изложена как:
"Оплата за фактически потребленную в истекшем месяце электрическую энергию (мощность) с учетом средств, ранее внесенных государственным заказчиком в качестве оплаты ха электрическую энергию (мощность) в расчетном периоде, осуществляется в срок до 28-го числа месяца, следующего за расчетным. В случае, если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
Для определения размера платежей, которые должны быть произведены гарантирующему поставщику государственным заказчиком в течение месяца, в котором осуществляется потребление электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки определяется исходя из регулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для соответствующей ценовой категории с учетом дифференциации регулируемых цен.
В случае выставления счета для оплаты электрической энергии (мощности) до определения цены на электрическую энергию (мощность) за предшествующий расчетный период для определения размера платежей на территориях субъектов Российской Федерации, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, используется цена на электрическую энергию (мощность) за последний расчетный период, в отношении которого она определена и официально опубликована для соответствующей ценовой категории, при этом указанная цена должна быть проиндексирована в соответствии с изменением тарифа на услуги по передаче электрической энергии, если такое имело место.
Обязательство по оплате электрической энергии (мощности) считается исполненным в день поступления денежных средств на расчетный счет или в кассу гарантирующего поставщика.".
Поскольку соглашение между сторонами по содержанию пункта 11.3 государственного контракта не было достигнуто и контракт не подписан, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд в удовлетворении исковых требований отказал определив содержание 11.3 государственного контракта в редакции ответчика.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьями 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе передать разногласия, возникшие при заключении спорного договора, на разрешение суда.
Из анализа указанных норм права следует, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Рассматривая преддоговорной спор, суд в силу статей 421 и 422 Гражданского кодекса Российской Федерации применяет императивные нормы там, где не предусматривается усмотрение сторон. Там, где стороны не достигли согласия по условию, допускающему усмотрение сторон, суд руководствуется диспозитивной нормой.
Предметом разногласий сторон является вопрос о дате окончательного расчета за поставленный ресурс.
Согласно положениям абзаца 18 статьи 3 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" двусторонний договор купли-продажи электрической энергии должен соответствовать правилам оптового рынка и основным положениям функционирования розничных рынков.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 21 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков, утверждает существенные условия договора о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности.
Сроки оплаты потребленной электрической энергии нормативно определены Правительством Российской Федерации в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением N 442 от 04.05.2012.
В соответствии с пунктом 82 Основных положений N 442, если иное не установлено пунктом 81 настоящего документа, потребители (покупатели), приобретающие электрическую энергию у гарантирующего поставщика, оплачивают электрическую энергию (мощность) гарантирующему поставщику в следующем порядке, кроме случаев, когда более поздние сроки установлены соглашением с гарантирующим поставщиком: 30 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 10-го числа этого месяца; 40 процентов стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 25-го числа этого месяца; стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.
Таким образом, окончательный срок оплаты потребленной электрической энергии установлен нормативно, а, соответственно, подлежат применению императивные нормы, поскольку положения пункта 82 Основных положений N 442 не предусматривается усмотрение сторон.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, определив условия договора в соответствии с порядком, установленным пунктом 82 Основных положений N 442.
Поскольку дата окончательного расчета определена законодателем нормативно, то ссылки заявителя жалобы на бюджетное законодательство и возможные сложности с оплатой не могут быть приняты апелляционным судом, как не имеющее правового значения для рассмотрения настоящего спора.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 ноября 2023 года по делу N А58-5580/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5580/2023
Истец: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия)
Ответчик: ПАО "Якутскэнерго"