г. Санкт-Петербург |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А21-7149/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Мельниковой Н.А., Слоневской А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зябко Е.Н.,
при участии:
- от истца: не явился (извещен)
- от ответчика: Хряпченко А.А. (доверенность от 28.12.2021)
рассмотрев апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-21277/2022, 13АП-21276/2022) общества с ограниченной ответственностью "Экологическая безопасность" и государственного предприятия Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.05.2022 по делу N А21-7149/2021,
принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Экологическая безопасность" к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экологическая безопасность" (далее - ООО "Экологическая безопасность", Общество) обратилось в суд иском к государственному предприятию Калининградской области "Единая система обращения с отходами" (далее - ГП КО "ЕСОО", Предприятие) о взыскании основного долга по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за январь-апрель 2021 года в сумме 9 889 484,1 руб.
Судом приняты к рассмотрению встречные требования ГП КО "ЕСОО" к Обществу о взыскании убытков в сумме 3 296 524,76 руб.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области.
Решением суда от 18.05.2022 в удовлетворении исковых и встречных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель сослался на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Также, не согласившись с решением суда, с апелляционной жалобой обратился ответчик, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить встречные исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Отсутствие представителя истца, извещенного о времени и месте судебного заседания, в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ГП КО "ЕСОО" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Калининградской области. Начало деятельности регионального оператора 01.01.2019 ООО "Экологическая безопасность" является оператором по обращению с ТКО владеющим объектом обработки твердых коммунальных отходов.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 06.12.2021 по делу N А21-3939/2021 установлено, что между сторонами в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" был заключен договор от 26.01.2021 года N 223-ЕП20191.
В соответствии с условиями договора ООО "Экологическая безопасность" (исполнитель) обязалось оказывать услуги по сортировке, разборке твердых коммунальных отходов на мусоросортировочной станции по адресу: г. Калининград, ул. Туруханская, 1Г, с целью извлечения вторичных материальных ресурсов и подготовке отходов к дальнейшей утилизации, а ГП КО "ЕСОО" (заказчик) обязалось передавать исполнителю отходы для обработки, транспортировать остатки обработки на полигон, оплачивать услуги по обработке отходов.
В соответствии с пунктом 4.1 договора стоимость услуг составляет 1271,75 руб. за тонну в соответствии с приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 16.12.2020 N 124- 04окк/20.
В соответствии с разделом 6 договора приемка оказанных услуг осуществляется заказчиком ежемесячно; факт оказания услуг должен быть подтвержден актом; исполнитель с сопроводительным письмом предоставляет заказчику до 10 числа месяца следующего за расчетным: акт, счет, копию журнала учета отходов, копии путевых листов, копии ТТН, акт о извлеченных ВМР в отчетном месяце.
В соответствии с пунктом 4.3 договора оплата услуг осуществляется исходя из фактически оказанного в расчетном периоде объема услуг надлежащего качества, принятого заказчиком в течение 10 рабочих дней с даты подписания акта. В соответствии с разделом 2 договора эффективность обработки - показатель доли извлечения вторичных материальных ресурсов, определяемый в процентном соотношении к массе ТКО, ввезенных на станцию переработки; эффективность обработки должна обеспечивать исполнения показателей по утилизации, установленных действующей редакцией Территориальной схемы обращения с отходами и потребления в Калининградской области. В соответствии с пунктом 5.7 договора эффективность обработки ежемесячно должна составлять не менее 18% от общей массы отходов, поступающих в место оказания услуг; эффективность обработки подтверждается исполнителем актом о извлеченных ВМР. В соответствии с пунктом 6.4 договора услуги считаются оказанными надлежащим образом при эффективности обработки исполнителем поступивших в отчетном периоде отходов не ниже установленной договором.
С письмами от 09.02.2021 года N 10, от 01.03.2021 N 22, от 05.04.2021 N 31, от 04.05.2021 N 37 исполнитель направил заказчику акты об оказании услуг за январь-апрель 2021 года на общую сумму 9 889 484,1 руб.
Письмами от 04.03.2021 N 2390, от 29.03.2021 N 3948, от 23.04.2021 N 5964, от 31.05.2021 N 7358 заказчик отказался от подписания актов об оказании услуг в связи с не предоставлением в соответствии пунктом 6.6 договора актов об извлеченных ВМР.
Из встречного иска заказчика следует, что с учетом сведений о переданных ежемесячных объемах ТКО на переработку и объемов фактически остатков эффективность обработки ТКО составила: в январе - 3,4%, в феврале - 5,8%, в марте - 3%, в апреле - 4,2%.
С мая 2021 года исполнитель прием ТКО на обработку не производил в связи отсутствием денежных средств.
В связи с тем, что оказанные услуги по обработке ТКО не оплачены, исполнитель обратился в суд с требованиями о взыскании долга в размере 9 889 484,1 руб.
Рассмотрев заявленные первоначальные и встречные требования, суд первой инстанции посчитал их необоснованными и отказал в их удовлетворении.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, всесторонне исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 24.8 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обработка ТКО является регулируемым видом деятельности.
Сторонами не оспаривается, что в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в Калининградской области, утвержденной приказом Министерства от 22.11.2019 N 649 (в редакции приказа от 16.11.2020 N 466) предусмотрен уровень эффективности обработки ТКО для принадлежащего истцу (оператору) объекта обращения - мусоросортировочной станции по адресу: г. Калининград, ул. Туруханская, д. 1Г, в размере 18%. В соответствии с таблицей N 5.1 к Территориальной схеме, для целей обработки ТКО подлежит направлению на мусоросортировочную станцию в 2021 году 32 000 тонн, из них на дальнейшее размещение на полигоне отходов предусмотрено поступление 26 239 тонн отходов.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправлении. Установленный территориальной схемой для мусоросортировочной станции исполнителя показатель эффективности обработки ТКО (18%) учтен уполномоченным органом в сфере государственного регулирования цен и тарифов.
Таблицей 4 "Показатели эффективности объектов обработки твердых коммунальных отходов", являющейся приложением к приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 01 декабря 2020 года N 104-03окк/20 "Об определении метода регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждении производственной программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами ООО "Экологическая безопасность" на 2021 год" предусмотрено, что доля ТКО, направляемых на утилизацию, в массе ТКО, принятых на обработку, должна составлять 18%.
Показатель эффективности обработки ВМР в размере 18% в правоотношениях сторон установлен условиями договора в соответствии с положениями Территориальной схемы и вышеуказанных приказов Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, в связи с чем, является обязательным для сторон. Исполнитель не подтвердил достижение показателя эффективности переработки ТКО согласованного в договоре. Исходя из толкования положений пункта 6.4 договора, услуги не считаются оказанными надлежащим образом и не подлежат оплате.
Заказчик заявил встречные требования о взыскании убытков в сумме 3 296 524,76 руб. в связи с ненадлежащим исполнением договора от 26.01.2021 N 223-ЕП20191 региональный оператор понес расходы на транспортировку 1 022,76 тонн ТБО от станции переработки до полигона в сумме 1 517 806,52 руб., расходы на захоронение ТБО на полигоне в сумме 501 888,79 руб., расходы в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду и сверхнормативные выбросы в сумме 1 276 829,45 руб.
Как верно установлено судом, исполнитель и заказчик осуществляют регулируемые виды деятельности в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления в Калининградской области по регулируемым тарифам. При определении тарифа на услуги регионального оператора на 2021 год среди прочих показателей с учетом деятельности исполнителя предусмотрены расходы на обработку ТБО исполнителем в размере 40 696 000 руб. (максимальная цена договора) при исключении затрат на захоронение 5761 тонны ТБО. Из расчетов истца следует, что дополнительное захоронение незапланированных 1022,76 тонн привели к затратам заказчика в размере 3 296 524,76 руб.
Следуя пропорции незапланированное захоронение 5761 тонны ТБО в год повлечет затраты около 20 000 000 руб., при исключении затрат на услуги переработки исполнителя 40 000 000 руб.
С учетом правовых особенностей деятельности сторон по договору убытки заказчика в связи действиями исполнителя в рамках договора не доказаны.
Доводы жалоб не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены состоявшегося судебного акта.
Судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, обстоятельства, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.05.2022 по делу N А21-7149/2021 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-7149/2021
Истец: ООО " ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ", ООО "Экологическая безопасность"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ