г. Вологда |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А05-1993/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 октября 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Даниловой А.С.,
при участии от министерства имущественных отношений Архангельской области представителя Фокина С.С. по доверенности от 09.10.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2022 года по делу N А05-1993/2022,
УСТАНОВИЛ:
министерство имущественных отношений Архангельской области (ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815; адрес: 163004, Архангельская обл., г. Архангельск, просп. Троицкий, д. 49; далее - Минимущество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111; адрес: 163069, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18; далее - Минприроды), Федеральному агентству лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840; адрес: 113184, Москва, ул. Пятницкая, д. 59/19; далее - Рослесхоз) об установлении границ земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 29:10:050401:6, площадью 1 680 кв. м, расположенного по адресу: Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Олема, стр. 178, в соответствии с координатами характерных точек границ земельного участка, указанными в межевом плане от 08.06.2021, подготовленном кадастровым инженером Войтеховичем А.С.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, федеральное государственное бюджетное учреждение "Рослесинфорг" (далее - ФГБУ "Рослесинфорг").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2022 года требования истца удовлетворены в полном объеме.
Рослесхоз с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неверное определение обстоятельств дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. В материалы дела представлены доказательства того, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. По мнению Рослесхоза, выводы суда о применении к рассматриваемому иску об установлении границ земельного участка положений Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ), поскольку права на земельный участок истца возникли до 01.08.2008, противоречат материалам дела. Положения Закона N 280-ФЗ распространяются только на земельные участки, предоставленные с соблюдением законодательства Российской Федерации. Вопрос перевода в установленном законом порядке земельного участка из состава земель лесного фонда, из которого последовательно образован спорный земельный участок, из земель лесного фонда в земли населенных пунктов судом первой инстанции не исследован. Спорный земельный участок в части наложения на земли лесного фонда сформирован из земель лесного фонда. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда Лешуконского лесничества Архангельской области 19.09.2008 зарегистрировано. Право собственности на спорный земельный участок из состава земель лесного фонда не оспорено, не признано недействительным. Выводы суда об отсутствии оснований для применения срока исковой давности основаны на неверном толковании норм материального права.
Минприроды в отзыве на апелляционную жалобу согласилось с доводами жалобы.
От Рослесхоза поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
Ответчики, третьи лица о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили. В связи с этим жалоба рассмотрена без участия представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Минимущество в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы, считают, что выводы суда соответствуют действующему законодательству и представленным в дело доказательствам, просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителя Минимущества, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 01.08.2008 серии 29 АК N 222745 и выписке от 16.02.2022 N КУВИ-001/2022-21676019 из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) 01.08.2008 зарегистрировано право собственности Архангельской области на земельный участок из земель населенных пунктов, площадью 1 680 кв. м, с кадастровым номером 29:10:050401:6, расположенный по адресу: Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Олема, стр. 178. Данный земельный участок 24.04.1996 поставлен на государственный кадастровый учет.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка от 05.12.2002 N 10/02-180 он отнесен к категории земель поселений, имеет разрешенное использование "для производственных нужд", правообладателем участка на праве постоянного (бессрочного) пользования указан Лешуконский лесхоз ГУ ПР и ООС по Архангельской области МПР РФ.
В плане на участок земли, передаваемый в бессрочное (постоянное) пользование лесхозу "Лешуконский", содержатся сведения о том, что на участке располагались здания и сооружения, используемые для производственной деятельности, - хозяйственные постройки и здание химической станции, используемое как гараж.
Во исполнение распоряжения Территориального управления Росимущества по Архангельской области от 26.12.2006 N 754-р "О безвозмездной передаче федеральных государственных учреждений (лесхозов) как имущественных комплексов в государственную собственность Архангельской области" имущественный комплекс федерального государственного учреждения "Лешуконский лесхоз" принят администрацией Архангельской области по акту приема-передачи, утвержденному 28.12.2006 Территориальным управлением Росимущества по Архангельской области.
Распоряжением Минимущества от 26.10.2011 N 1271-рм право постоянного (бессрочного) пользования областным автономным государственным учреждением "Архангельское лесохозяйственное объединение" на земельный участок прекращено, здание химической станции закреплено за государственным унитарным предприятием Архангельской области "Фонд имущества и инвестиций" (далее - ГУП АО "Фонд имущества и инвестиций") на праве хозяйственного ведения, которое и стало пользователем участка.
В ноябре 2013 года Минимущество в связи с полным износом и невозможностью дальнейшей эксплуатации объектов согласовало списание здания химической станции, расположенного по адресу: Архангельская обл., Лешуконский р-н, с. Олема, стр. 178. В декабре 2013 года ГУП АО "Фонд имущества и инвестиций" произвело демонтаж и утилизацию объекта, что подтверждается актом приема-передачи выполненных работ от 20.12.2013.
Согласно выписке из ЕГРН от 16.02.2022 N КУВИ-001/2022-21927265 Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 29:10:000000:436, расположенный по адресу: Архангельская обл., Лешуконский р-н, Лешуконское лесничество, Лешуконское участковое лесничество (участок совхоз "Олемский"), кварталы 1 ч, 3, 6-28, площадью 17 642 902 кв. м. Данному земельному участку 25.11.2013 присвоен указанный кадастровый номер, 11.09.2019 произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым номером 29:10:000000:436 образован из лесного участка с условным номером 29-19-15/002/2008-14, который в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 19.09.2008 относился к землям лесного фонда, являлся лесным участком общей площадью 2 729 131 га и представлял собой леса Лешуконского лесничества Архангельской области.
Межевание земельного участка с кадастровым номером 29:10:000000:436 произведено в соответствии с межевым планом от 08.11.2013, подготовленным кадастровым инженером Курсовым Р.В.
На основании государственного контракта от 12 апреля 2021 года N 05-5 индивидуальный предприниматель Войтехович Александр Сергеевич (кадастровый инженер) по заказу истца провел кадастровые работы по уточнению местоположения и площади границ земельного участка с кадастровым номером 29:10:050401:6, по результатам которых составлен межевой план от 08.06.2021.
При проведении кадастровых работ установлено, что граница земельного участка истца, которая ограждена забором, существующим на местности более 15 лет (по заключению кадастрового инженера от 08.06.2021), является спорной со смежным земельным участком с кадастровым номером 29:10:000000:436.
При согласовании границ земельных участков Минприроды заявило возражения относительно местоположения границ со ссылкой на то, что по сведениям государственного лесного реестра на 01.01.2021 испрашиваемый участок входит в границу земель лесного фонда Лешуконского лесничества.
Ссылаясь на то, что спор между сторонами при проведении согласования не разрешен, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, признал требования истца обоснованными по праву и удовлетворил иск.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, к которым относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.
В соответствии с положениями, изложенными в пункте 7 части 2 статьи 14, пункте 1 статьи 43, статье 22 Закона N 218-ФЗ, основанием для государственного кадастрового учета земельного участка является межевой план, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 43 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в ЕГРН, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в ЕГРН описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально-определенной вещи.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 названной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Предметом указанного в части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласно статье 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
В соответствии с частью 5 статьи 40 Закона N 221-ФЗ споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном ЗК РФ порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Статьей 60 ЗК РФ предусмотрено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста.
Представленным в материалы дела заключением ФГБУ "Рослесинфорг" подтверждается факт пересечения границ земельного участка с кадастровым номером 29:10:050401:6 с землями лесного фонда. Согласно данному заключению земельный участок с кадастровым номером 29:10:050401:6 полностью находится в границах земель лесного фонда, относящихся к Лешуконскому лесничеству Архангельской области.
Земельный участок с кадастровым номером 29:10:000000:436, сформированный из земель лесного участка с условным номером 29-19-15/002/2008-14, поставлен на государственный кадастровый учет в 2013 году. Информация об этом земельном участке до 01.01.2017 содержалась в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) без сведений о зарегистрированных правах. Объединение реестров ГКН и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) в ЕГРН произведено 02.01.2017.
В ЕГРН сведения о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 29:10:000000:436 внесены 19.09.2019.
В заключении ФГБУ "Рослесинфорг" и в межевом плане, составленном Войтеховичем А.С., указано, что земельный участок с кадастровым номером 29:10:050401:6 расположен в границах кадастрового квартала 29:10:050701.
Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) и в Закон N 218-ФЗ.
Частью 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ определено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
В рассматриваемом случае права на земельный участок с кадастровым номером 29:10:050401:6 возникли до указанной даты (01.08.2008), поэтому к рассматриваемым правоотношениям применимы вышеприведенные нормы.
Земельный участок с кадастровым номером 29:10:050401:6 к исключениям, предусмотренным частью 6 части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, не относится.
Поскольку материалами дела подтверждается пересечение границ данного земельного участка с землями лесного фонда (с земельным участком с кадастровым номером 29:10:000000:436), требования истца судом первой инстанции правомерно удовлетворены в полном объеме.
Проанализировав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы, приведенные заявителем в жалобе, сводятся к несогласию с выводами суда и установленными обстоятельствами, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены принятого законного и обоснованного судебного акта суда первой инстанции.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 августа 2022 года по делу N А05-1993/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зрелякова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-1993/2022
Истец: министерство имущественных отношений Архангельской области
Ответчик: Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ФГБУ "Рослесинфорг"