г. Самара |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А65-13073/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г.,
судей Драгоценновой И.С., Корастелева В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Комитета земельно-имущественных отношений градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещен,
от Акционерного общества "СГ-Транс" - представителя Калеевой С.В. (доверенность от 17.12.2021 N 053),
от Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета земельно-имущественных отношений градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 августа 2022 года по делу N А65-13073/2022 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению Акционерного общества "СГ-Транс", г.Москва (ОГРН 1047740000021, ИНН 7740000100)
к 1. Комитету земельно-имущественных отношений градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск;
2. Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск,
о признании, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "СГ-Транс" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к ответчикам - 1. Комитету земельно-имущественных отношений градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан; 2. Исполнительному комитету Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказа Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в выдаче разрешения на размещение автодороги (щебеночной), инв.номер 12-А000244 на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789, об обязании Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан устранить нарушение прав и законных интересов АО "СГ-транс" путем выдачи разрешения на размещение автодороги (щебеночной) инв. номер 12-А000244 на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 августа 2022 года заявление удовлетворено, признан незаконным отказ Комитета земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан в выдаче разрешения на размещение автодороги (щебеночной), инв.номер 12-А000244 на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789. Суд обязал Комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан и Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района устранить нарушение прав и законных интересов АО "СГ-транс" путем выдачи разрешения на размещение автодороги (щебеночной) инв. номер 12-А000244 на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789 без предоставления земельного участка и установления сервитута.
В апелляционной жалобе Комитет земельно-имущественных отношений градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 августа 2022 года по делу N А65-13073/2022 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В материалы дела от заявителя поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых АО "СГ-Транс" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 августа 2022 года по делу N А65-13073/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в возражениях, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители ответчиков в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей ответчиков, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель является собственником некапитального сооружения: щебеночная подъездная дорога с инвентарным номером 12-А000244 от 01.10.2012 (далее - автодорога щебеночная, щебеночная подъездная дорога) году на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789 площадью 1716 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства подъездной пожарной автодороги к эстакаде подготовки вагонов-цистерн, адрес ориентира: Республика Татарстан, г. Альметьевск, южнее производственной базы ОАО "СГ-транс".
Щебеночная подъездная дорога построена в 2012 году в рамках реализации проекта "Развитие путевого хозяйства L=0,98 км и строительство двухсторонней железнодорожной эстакады подготовки на 16 вагонов-цистерн" (раздел проекта "Автомобильные дороги", N 007/2007-АД.ПЗ изм1) в соответствии с разрешением на строительство N RU 16507125-0560/с от 20.08.2009.
В соответствии с действующим на момент строительства законодательством использование земельного участка с кадастровым номером 16:45:070121:789 осуществлялось заявителем на основании договора аренды от 05.09.2011 N МС 04-071 -2432-ПРОМ заключенного с Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района РТ в лице МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ".
Заявителем, посредством щебеночной подъездной дороги обеспечивался доступ к зданиям и сооружениям Альметьевского РИП (ремонтно-испытательный пункт), расположенным на смежных земельных участках с кадастровыми номерами 16:45:070121:99 площадью 8700,20 кв.м, 16:45:070121:98 площадью 4198 кв.м, 16:45:070121:787 площадью 2033 кв.м, 16:45:070121:788 площадью 3560 кв.м, находящихся в аренде у АО "СГ-транс", а также на земельных участках с кадастровыми номерами 16:45:070121:104 площадью 5 077,45 кв.м, 16:45:070121:103 площадью 26 957,21 кв.м, принадлежащих АО "СГ-транс" на праве собственности. Общая площадь вышеуказанных земельных участков составляет 50 525,86 кв.м.
Въезд и выезд с производственной территории АО "СГ-транс" осуществляется по подъездной дороге с кадастровым номером 16:45:060102:4257, принадлежащей АО "СГ-транс" на праве собственности, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:104, а также по щебеночной подъездной дороге с инв. N 12-А000244, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789.
Договор аренды земельного участка от 05.09.2011 N МС 04-071 -2432-ПРОМ расторгнут на основании соглашения от 27.03.2017. Право пользования АО "СГ-транс" земельным участком не оформлено.
В соответствии с Порядком и условиями размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416, заявитель обратился с заявлением 18.03.2022 в адрес Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 16:45:070121:789 для размещения подъездной дороги, предусмотренной п. 12 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300.
Письмом от 08.04.2022 N 5023/203 ( т.1 л.д. 53-56) Комитет земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан отказал заявителю в выдаче разрешения на использование земельного участка со ссылкой на п.3 ст.39.36, п.2 ст.39.33, п.1 ст. 39.34 ЗК РФ по следующим основаниям:
- не предоставлены какие-либо документы, свидетельствующие о вспомогательном характере подъездной дороги;
- в проектной документации не указано на вспомогательный характер подъездной дороги, дорога размещена на отдельном земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789 с видом разрешенного использования "для строительства подъездной пожарной автодороги к эстакаде подготовки вагонов-цистерн";
- сведения о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании полученного разрешения на строительство к заявлению не приложено;
- невозможно однозначно определить наличие оснований для применения п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ для предоставления земельного участка;
- само по себе включение проездов, в том числе вдоль трассовых, и подъездных дорог в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 1300, не является безусловным основанием для выдачи испрашиваемого разрешения;
- по смыслу п. 2 ст. 39.33 и п. 1 ст. 39.34 ЗК РФ, выдача разрешения в отношении существующих объектов, предусмотренных пп. 6 названной статьи, п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ и включенных в Перечень N 1300, не требуется.
Полагая, что отказ ответчиков N N 1,2 является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться без предоставления земельных участков в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Перечень).
В данный Перечень включены проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 12).
Как установлено судом и следует из материалов дела, в обоснование заявления от 18.03.2022 о выдаче разрешения на использование земельного участка с кадастровым номером 16:45:070121:789 без предоставления площадью 1716 кв. м, поданного в Исполком, Общество указало, что основной целью использования испрашиваемого земельного участка является размещение подъездной дороги (к Альметьевскому ремонтно - испытательному пункту).
Производственный процесс Альметьевского РИП (ремонтно - испытательный пункт) Октябрьского филиала по транспорту газа АО "СГ-транс" регламентируется внутренними локально-нормативными актами (технологический регламент), разработанными на основании действующих нормативных документов, положений и стандартов, целью которого является подготовка вагонов-цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов к наливу, плановым видам ремонтов и техническому освидетельствованию на ремонтно-испытательном пункте. Все здания и сооружения функционально связаны с имуществом Альметьевского РИПи используются в производственной деятельности АО "СГ-транс" в составе единого производственного комплекса.
Посредством щебеночной подъездной дороги обеспечивается доступ к зданиям и сооружениям Альметьевского РИП, расположенным на смежных земельных участках с кадастровыми номерами 16:45:070121:99 площадью 8700,20 кв.м, 16:45:070121:98 площадью 4198 кв.м, 16:45:070121:787 площадью 2033 кв.м, 16:45:070121:788 площадью 3560 кв.м, находящихся в аренде у АО "СГ-транс", а также на земельных участках с кадастровыми номерами 16:45:070121:104 площадью 5 077,45 кв.м, 16:45:070121:103 площадью 26 957,21 кв.м, принадлежащих АО "СГ-транс" на праве собственности.
Общая площадь вышеуказанных земельных участков составляет 50 525,86 кв.м.
Согласно п. 1 ст. 98 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" производственные объекты с площадками размером более 5 гектаров должны иметь не менее двух въездов, за исключением складов нефти и нефтепродуктов I и II категорий, которые независимо от размеров площадки должны иметь не менее двух выездов на автомобильные дороги общей сети или на подъездные пути склада или организации.
Въезд и выезд с производственной территории АО "СГ-транс" осуществляется по подъездной дороге с кадастровым номером 16:45:060102:4257, принадлежащей АО "СГ-транс" на праве собственности, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:104, а также по щебеночной подъездной дороге с инв. N 12-А000244, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789.
Таким образом, наличие въезда и выезда с подъездной дороги, проходящая по земельному участку с кадастровым номером 16:45:070121:789 обеспечивается выполнение требований законодательства о пожарной безопасности и технологический доступ к объектам АО "СГ-транс".
Щебеночная подъездная дорога построена в 2012 году рамках реализации проекта "Развитие путевого хозяйства L=0,98 км и строительство двухсторонней железнодорожной эстакады подготовки на 16 вагонов-цистерн" (раздел проекта "Автомобильные дороги", N 007/2007-АД.ПЗ изм1) в соответствии с разрешением на строительство N RU 16507125-0560/с от 20.08.2009.
В соответствии с действующим на момент строительства законодательством использование земельного участка с кадастровым номером 16:45:070121:789 осуществлялось заявителем на основании договора аренды от 05.09.2011 N МС 04-071 -2432-ПРОМ заключенного с Исполнительным комитетом Альметьевского муниципального района РТ в лице МУ "Палата земельных и имущественных отношений Альметьевского муниципального района РТ".
Договор аренды земельного участка от 05.09.2011 N МС 04-071-2432-ПРОМ расторгнут на основании соглашения от 27.03.2017. Право пользования АО "СГ-транс" земельным участком не оформлено.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416 утвержден порядок и условия размещения объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута.
Согласно пункту 3 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.06.2015 N 416 (далее - постановление N 416) размещение объектов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, выдаваемого органом, осуществляющим в отношении земельных участков полномочия собственника либо наделенным полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 12 постановления N 416 разрешение на размещение объектов или об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и в течение 3 рабочих дней со дня принятия указанного решения направляется заявителю заказным письмом с приложением представленных им документов.
Согласно пункту 14 постановления N 416 отказ в разрешении на размещение объектов принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 8 и 9 настоящего Порядка, б) в заявлении указаны предполагаемые виды объектов, не входящие в перечень видов объектов, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, в) в отношении планируемого земельного участка для размещения объектов уполномоченный орган не наделен правом осуществлять права собственника либо не наделен полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, г) планируемый земельный участок предоставлен гражданам или юридическим лицам, д) размещение объектов на планируемом земельном участке приводит к невозможности его использования в соответствии с видом его разрешенного использования, е) имеется судебный спор в отношении земельного участка, ж) вид размещаемого объекта не соответствует категории и виду разрешенного использования земельного участка, требованиям правил благоустройства муниципальных образований, з) размещение объекта не согласовано лицом, чьи права и законные интересы могут быть затронуты, и) земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, к) в отношении земельного участка опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности; л) у заявителя имеется неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В силу пункта 15 постановления N 416 предусмотрено, что в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 14 настоящего Порядка. В случае, если заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктами 8, 9 настоящего Порядка, в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано, в чем состоит такое нарушение.
В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа, предусмотренных настоящим пунктом Порядка. При этом перечень оснований для отказа является исчерпывающим.
Проверяя законность оснований, изложенных в оспариваемом отказе, а именно: не предоставлены какие-либо документы, свидетельствующие о вспомогательном характере подъездной дороги; в проектной документации не указано на вспомогательный характер подъездной дороги, дорога размещена на отдельном земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789 с видом разрешенного использования "для строительства подъездной пожарной автодороги к эстакаде подготовки вагонов-цистерн"; сведения о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании полученного разрешения на строительство к заявлению не приложено; невозможно однозначно определить наличие оснований для применения п. 3 ст. 39.6 ЗК РФ для предоставления земельного участка; само по себе включение проездов, в том числе вдольтрассовых, и подъездных дорог в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 1300, не является безусловным основанием для выдачи испрашиваемого разрешения; по смыслу п. 2 ст. 39.33 и п. 1 ст. 39.34 ЗК РФ, выдача разрешения в отношении существующих объектов, предусмотренных пп. 6 названной статьи, п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ и включенных в Перечень N 1300, не требуется, суд пришел к верному выводу о том, что действующим законодательством таких оснований не предусмотрено.
Относительно доводов ответчиков по критерию отнесения объекта "автодорога щебеночная" к объектам вспомогательного использования, суд отметил следующее.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пп. 10.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к некапитальным сооружениям относятся - сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подсобных строений, сооружений).
В соответствии с п. 17.ст. 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется для строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также для строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
При этом ГрК РФ не дает определение понятию "объект вспомогательного использования", не устанавливает критерии отнесения тех или иных строений и сооружений к числу вспомогательных, а также не относит к числу объектов вспомогательного использования здания, ограничиваясь только строениями и сооружениями.
Согласно определениям Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 N 303-ЭС16-16486, от 10.01.2017 N 304-ЭС16-18316, дорога, представляющая собой грунтовое основание, покрытое щебнем, не является объектом недвижимости.
В письме Управления Росреестра по Московской области от 07.02.2019 N 50-700-10.1017/19 также указано, что щебеночная автомобильная дорога не относится к недвижимому имуществу.
На запрос АО "СГ-транс" о статусе аналогичного объекта, расположенного в Туймазинском районе Республике Башкортостан Администрация Туймазинского района подтвердила вспомогательное назначение объекта и при этом указала, что дорога не имеет самостоятельного функционального назначения, создана исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживает только земельный участок, на котором расположена, поэтому является ее неотъемлемой частью и не может в силу статей 128, 130 ГК РФ относиться к недвижимому имуществу (исх.N 1862пр10 от 17.09.2021).
На основании изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что дорога по своему функциональному назначению, представляющая благоустройство территории и созданная для проезда к зданиям (сооружениям), не создает нового объекта недвижимости, а представляет собой улучшение полезных свойств земельного участка.
Право собственности на такое имущество не подлежит регистрации независимо от его физических характеристик и наличия отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого объекта с соответствующим земельным участком.
Подъездная дорога, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789 не является объектом общего пользования.
Кроме того, судом также отмечено, что из схемы расположения земельного участка также усматривается, что щебеночная подъездная дорога, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789 является единственным подъездным путем к эстакаде подготовки вагонов-цистерн, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:787.
Данный довод подтверждается и тем, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:45:070121:789 "Для строительства подъездной пожарной автодороги к эстакаде подготовки вагонов-цистерн".
Договором аренды от 05.09.2011 N МС 04-071-2432-ПРОМ испрашиваемый земельный участок предоставлялся в аренду заявителю в целях использования - под строительство подъездной пожарной автодороги к эстакаде подготовки вагонов-цистерн.
Объект строился как подъездная дорога к эстакаде подготовки вагонов-цистерн, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:787.
Судом отмечено, что заявитель обратился с заявлением не о размещении нового объекта, а о предоставлении земельного участка под существующий объект.
При этом, автомобильная дорога признается самостоятельным объектом недвижимости только при условии, что построена с соблюдением требований, установленных для создания объектов недвижимости, то есть не только с получением разрешений на строительство и ввода объекта в эксплуатацию, но и соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, наличием документов, подтверждающих соблюдение установленных требований для объектов капитального строительства.
Согласно Федеральному закону от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Между тем, щебеночная подъездная дорога, расположенная на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789 не отвечает признакам сооружения, поскольку не имеет подземной части и несущих конструкций. Следовательно, спорная дорога не отвечает признакам недвижимости, и права на нее не подлежат государственной регистрации.
На основании изложенного, доводы ответчика N 1 изложенные в оспариваемом письме и в отзыве о том, что к заявлению не приложены документы о получении на щебеночную автодорогу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, судом правомерно отклонены.
Кроме того, довод ответчика о правомерности оспариваемого отказа по причине непредставления Обществом с заявлением документов, свидетельствующих о вспомогательном характере подъездной дороги, а также сведений о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании полученного разрешения на строительство также обоснованно отклонен судом.
Уполномоченный орган не может требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
Пункт 14 постановления N 416 содержит исчерпывающий перечень оснований, при которых может быть принято решение об отказе в выдаче соответствующего разрешения. Данный перечень расширительному толкованию не подлежит.
Как указывалось ранее, пунктами 8 и 9 постановления N 416 предусмотрена обязанность заявителя представить документы, подтверждающие основания для использования земель или земельного участка в целях размещения объектов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300.
Вместе с тем, в пунктах 8 и 9 постановления N 416 представление таких документов как, документы, свидетельствующие о вспомогательном характере подъездной дороги, сведения о получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании полученного разрешения на строительство не указаны, следовательно, непредставление данных документов и сведений не могло явиться основанием для отказа в выдаче разрешения.
Относительно довода ответчиков, что объект вспомогательного использования должен располагаться на одном земельном участке с главным, суд указал следующее.
Как было указано самим ответчиком N 1 в оспариваемом письме, Градостроительный кодекс Российской Федерации не дает определение понятию "объекта вспомогательного использования".
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, речь идет о едином технологическом комплексе "Ремонтно-испытательный пункт железнодорожных вагонов на станции Нижняя Мактама", в состав которого входят здания и сооружения, железнодорожные пути, и иные "главные" и "вспомогательные объекты", предназначенные для осуществления производственной деятельности, который расположен по адресу: Республика Татарстан, Альметьевский муниципальный район, г. Альметьевск, Бугульминский тракт, 26.
Тот факт, что Альметьевский РИП расположен на отдельных земельных участках (кадастровые номера 16:45:070121:99 16:45:070121:98, 16:45:070121:787, 16:45:070121:788, 16:45:070121:104 16:45:070121:103) никоим образом не определяет судьбу зданий и сооружений на них расположенных.
Все объекты недвижимого и движимого имущества задействованы в едином технологическом процессе по освидетельствованию и ремонту запорно-предохранительной аппаратуры вагонов-цистерн в соответствии с целями их создания.
Как уже упоминалось выше, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 16:45:070121:789 по которому проходит щебеночная автодорога определена как "для строительства подъездной пожарной автодороги к эстакаде подготовки вагонов-цистерн".
Таким образом, функциональное назначение указанной дороги определено как "подъездная пожарная автодорога".
Используя щебеночную автодорогу, расположенную на земельном участке с кадастровым номером 16:45:070121:789, АО "СГ-транс" обеспечивает выполнение требований законодательства о пожарной безопасности и технологический доступ к объектам АО "СГ-транс".
Заявленная АО "СГ-транс" цель использования земельного участка - для организации подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером 16:45:070121:787, не противоречит указанному выше Перечню N 1300.
На основании изложенного суд пришел к верному выводу об отсутствии у ответчиков оснований для отказа в выдаче разрешения на использование находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 16:45:070121:789, для организации подъездной дороги к земельному участку с кадастровым номером 16:45:070121:787.
Таким образом, отказ ответчика N 1 в выдаче разрешения на использование земельного участка, изложенный в письме от 08.04.2022 N 5023/203, не соответствует закону и нарушает права заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, суд правомерно удовлетворил требования заявителя в полном объеме, обязав устранить допущенные нарушения прав заявителя.
Вопреки утверждению подателя апелляционной жалобы, оспариваемый отказ не содержит ссылок на пункт 14 постановления N 416, не указаны конкретные основания для отказа, приведенные в названном пункте. Тогда как, в силу пункта 15 постановления N 416 предусмотрено, в отказе в выдаче разрешения на размещение объектов должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 14 настоящего Порядка. Решение об отказе в выдаче разрешения должно содержать мотивированное обоснование причин отказа, предусмотренных настоящим пунктом Порядка.
Приведенные ответчиком в ходе рассмотрения дела доводы и мотивы отказа в обоснование своей позиции по делу, рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
С позиции установленных обстоятельств и вышеизложенных мотивов, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемый отказ не основан на законе.
Суд апелляционной инстанции считает, что при вынесении решения арбитражным судом установлены и оценены все обстоятельства дела и оснований для иной оценки данных обстоятельств и выводов суда не находит. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе налогоплательщика не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривался.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 августа 2022 года по делу N А65-13073/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13073/2022
Истец: АО "СГ-Транс", г.Москва, АО "СГ-Транс", г.Уфа
Ответчик: Исполнительный комитет Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск, Комитет земельно-имущественных отношений градостроительной деятельности Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, г.Альметьевск
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд