город Томск |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А03-4388/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чикашовой О.Н.,
судей Колупаевой Л.А.,
Назарова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Эльшайдт Г.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-8849/2022) Министерства здравоохранения Алтайского края на решение от 10.08.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4388/2021 (судья И.В. Ситникова) по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия города Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" (658080, Алтайский край, Новоалтайск город, 7 Микрорайон улица, 25, ОГРН 1022200768039, ИНН 2208002579) к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Диагностический центр Алтайского края" (1) (656038, Алтайский край, Барнаул город, Комсомольский проспект, 75А, ОГРН 1022201528403, ИНН 2224077476), Министерству здравоохранения Алтайского края (2) (656031, Алтайский край, Барнаул город, Красноармейский проспект, 95, А, ОГРН 1022200912030, ИНН 2221007858), краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" (3) (656031, Алтайский край, Барнаул город, Крупской улица, дом 101, корпус 1, помещение Н2, ОГРН 1162225083239, ИНН 2221228825) о взыскании задолженности в размере 28992 руб. 71 коп. за отопление, поставленное в квартиры N 121, N 136, N 142, N 582, N 589, переданных с 27.11.2019 года в МКД N40 по ул. Прудская в г.Новоалтайске, за период с 27.11.2019 по 23.01.2020, пени за период до моратория с 12.12.2019 по 05.04.2020 и после моратория с 02.01.2021 по 31.03.2022 в размере 9904 руб. 77 коп. с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края (1) (656043, Алтайский край, Барнаул город, Ленина проспект, дом 7, ОГРН 1132225020377, ИНН 2225145249), Министерства финансов Алтайского края (2) (656049, Алтайский край, Барнаул город, Ленина проспект, дом 59, ОГРН 1022200912029, ИНН 2221020369), Управления имущественных отношений Алтайского края (3) (656049, Алтайский край, Барнаул город, Чкалова улица, 64, ОГРН 1022200918376, ИНН 2221017172), общества с ограниченной ответственностью УК "Успех" (4) (658087, Алтайский край, город Новоалтайск, Партизанская ул., д. 4, ОГРН 1182225036454, ИНН 2224195222), общества с ограниченной ответственностью "Аспект" (5) (656043, Алтайский край, Барнаул город, Гоголя улица, 85, в, помещение 1, ОГРН 1122225013679, ИНН 2221200570),
при участии в судебном заседании:
от истца - без участия (извещен),
от ответчика (1) - Жигалова О.В. (паспорт, доверенность от 18.05.2022, диплом) (участие путем присоединения к веб-конференции),
от ответчика (2) - Еремеев В.Н. (паспорт, доверенность от 12.01.2022, диплом) (участие путем присоединения к веб-конференции),
от ответчика (3) - без участия (извещен),
от третьих лиц (1-5) - без участия (извещены)
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" (далее - истец, МУП "Новоалтайские тепловые сети") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Диагностический центр Алтайского края" (далее - ответчик (1), КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края"), Министерству здравоохранения Алтайского края (далее - ответчик (2), Минздрав Алтайского края) и краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" (далее - ответчик (3), КГКУ "Региональное жилищное управление") о взыскании задолженности в размере 28 992,71 руб. за отопление, поставленное в квартиры N 121, N 136, N 142, N 582, N 589, переданных с 27.11.2019 года в МКД N 40 по ул. Прудская в г. Новоалтайске, за период с 27.11.2019 по 23.01.2020, пени за период до моратория с 12.12.2019 по 05.04.2020 и после моратория с 02.01.2021 по 31.03.2022 в размере 9 904,77 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Алтайского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, Управление имущественных отношений Алтайского края, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Успех" и общество с ограниченной ответственностью "Аспект".
Решением от 10.08.2022 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены частично, с Минздрава Алтайского края в пользу МУП "Новоалтайские тепловые сети" взыскано 28 809,11 руб. основного долга, 3 840,13 руб. неустойки, а также 1 990 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по иску. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, Минздрав Алтайского края обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указал, со ссылкой на распоряжение Управления имущественных отношений Алтайского края от 20.11.2019 N 1609, что собственником спорного имущества являлось Управление имущественных отношений Алтайского края.
КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края", МУП "Новоалтайские тепловые сети" и КГКУ "Региональное жилищное управление" представили письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых просили обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Письменные отзывы приобщены к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Истец, ответчик КГКУ "Региональное жилищное управление", третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание апелляционной инстанции не обеспечили. В порядке частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей истца, ответчика, третьих лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Минздрав Алтайского края поддержал свои доводы и требования апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных отзывов, заслушав представителей ответчиком, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МУП "Новоалтайские тепловые сети", являющееся теплоснабжающей организацией и обеспечивающей потребителей муниципального образования город Новоалтайск Алтайского края тепловой энергией и горячей водой, в том числе осуществляло поставку тепловой энергии в виде горячей воды для отопления и горячего водоснабжения в период с ноября 2019 года по январь 2020 года через присоединенную сеть в жилые помещения в многоквартирном доме (далее - МКД), расположенном по адресу: город Новоалтайск, улица Прудская, дом 40, находящемся под управлением управляющей компании "Успех".
На основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений от 08.04.2019 между ресурсоснабжающей организацией и собственниками заключены прямые договоры.
Постановлением Администрации Алтайского края от 20.12.2017 N 469 утверждена государственная программа Алтайского края "О реализации краевой адресной инвестиционной программы на 2018 год" с программой "Жилищное строительство".
Постановлением Правительства Алтайского края от 29.12.2018 N 479 внесены изменения в постановление Правительства Алтайского края от 20.12.2017 N 69, согласно Приложению N 6 на приобретение квартир для работников медицинских учреждений в городе Новоалтайске выделены денежные средства.
Между КГКУ "Региональное жилищное управление" и ООО "СЕЛФ" заключены государственные контракты на поставку 217 жилых помещений в административных границах города Новоалтайска в государственную собственность Алтайского края (представлены в электронное дело 23.09.2021).
08.02.2019 распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края N 157 указанное недвижимое имущество передано в качестве казны Алтайского края на баланс КГКУ "Региональное жилищное управление".
07.11.2019 недвижимое имущество передано от КГКУ "Региональное жилищное управление" Министерству здравоохранения Алтайского края по актам о приеме-передачи объектов нефинансовых активов от 07.11.2019 N 0000-000253 и N0000-000255.
По актам приема-передачи от 07.11.2019 Министерством здравоохранения Алтайского края переданы квартиры N N 121, 136, 142, 582, 589 Диагностическому центру (представлены в электронное дело 06.10.2021).
20.11.2019 распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края N 1609 поручено (представлено в электронное дело 20.05.2021):
- передать на баланс Министерству здравоохранения Алтайского края недвижимое имущество казны Алтайского края, указанное в приложении к настоящему распоряжению;
- закрепить на праве оперативного управления за краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Диагностический центр Алтайского края" недвижимое имущество, указанное в приложении к настоящему распоряжению, исключив его из состава казны Алтайского края;
- Краевому государственному казенному учреждению "Региональное жилищное управление" в отношении недвижимого имущества, указанного в приложении к настоящему распоряжению: - передать в установленном порядке на баланс Министерству здравоохранения Алтайского края в качестве казны Алтайского края;
- Министерству здравоохранения Алтайского края в отношении недвижимого имущества, указанного, в приложении к настоящему распоряжению: принять на баланс в качестве казны Алтайского края; передать в установленном порядке краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Диагностический центр Алтайского края";
- Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Диагностический центр Алтайского края"
- осуществить государственную регистрацию права оперативного управления.
Между МУП "Новоалтайские тепловые сети" и КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" заключен договор N 1696/275 на пользование тепловой энергией в горячей воде от 01.06.2020, в соответствии с условиями которого, истец обеспечивает предоставление коммунальных услуг в виде бесперебойной подачи тепловой энергии для обеспечения отопления и горячего водоснабжения помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. Прудская, дом 40, кв. 121, кв. 136, кв. 142, кв.582, кв.589 согласно Приложению N 1, а ответчик, диагностический центр обязуется принимать тепловую энергию, использовать ее для бытового потребления и оплачивать ее стоимость (представлен в электронное дело 31.03.2021).
Пункт 5.1 договора регулирует срок его действия - с даты государственной регистрации права оперативного управления на соответствующую квартиру.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объекты недвижимости в спорном периоде правообладателем вышеперечисленных квартир является субъект Российской Федерации - Алтайский край (представлены в электронное дело 20.05.2021).
За отпущенную в период с ноября 2019 года по январь 2020 года тепловую энергию для нужд отопления предприятие произвело начисление платы.
Отсутствие оплаты за отпущенную тепловую энергию и ответа на претензию от 27.01.2021 N 141 (представлена в электронное дело 31.03.2021) послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском
Удовлетворяя исковые требования частично к одному из ответчиков - Минздраву Алтайского края суд первой инстанции принял по существу правильное решение.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Гражданские права и обязанности могут возникать, в частности, из договоров и иных сделок.
Согласно статье 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (статья 548 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
По смыслу пункта 3 статьи 438, пункта 2 статьи 539 ГК РФ отсутствие договорных отношений с организацией, чьи энергопринимающие устройства присоединены к сети энергоснабжающей организации, не освобождают потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии. Таким образом, гражданское законодательство предусматривает возможность установления наличия фактических договорных отношений с учетом конкретных обстоятельств по делу.
Согласно абзацу десятому пункта 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" (далее - Информационное письмо N 14) фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения следует рассматривать как договорные.
Из данных норм права следует, что обязанность лица, потребляющего ресурсы, по оплате возникает в силу самого факта потребления энергии, и лицо не может быть освобождено от данной обязанности по формальным основаниям (например, по причине отсутствия заключенного в установленном порядке договора энергоснабжения).
На основании изложенного, несмотря на отсутствие заключенного в письменной форме договора теплоснабжения, между МУП "Новоалтайские тепловые сети" и Минздравом Алтайского края сложились фактические отношения по теплоснабжению, поскольку на объект, находящийся в спорный период на его балансе, поставлялась тепловая энергия, и происходило потребление, поставляемой тепловой энергии, что, в силу разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), не освобождает собственника от несения бремени содержания принадлежащего ему имущества, а соответственно и оплаты поставленных на его объекты коммунальных ресурсов.
Отсутствие подписанного договора на теплоснабжение не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость потребленной тепловой энергии.
Тепловая энергия, оплаты которой истец требует в качестве потребленной без договора энергоснабжения, поставлялась в виде коммунального ресурса в жилые помещения: квартиры N 121, N 136, N 142, N 582, N 589, МКД N 40 по ул. Прудская в г. Новоалтайске, находящиеся в спорный период на балансе Минздрава в связи с распоряжением от 20.11.2019 N 1609.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пунктов 1, 3 статьи 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, является государственной собственностью. От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Кодекса.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, находящемуся в свободном доступе по адресу: https://zdravalt.ru/management/roles-and-tasks/, Минздрав Алтайского края является органом исполнительной власти, обеспечивающим на территории Алтайского края реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья граждан и фармацевтической деятельности.
Пунктом 3.3.5 к полномочиям министра Минздрава Алтайского края отнесено распоряжение в соответствии с действующим законодательством имуществом, закрепленным за министерством, и финансовыми средствами, полученными в установленном законом порядке.
Имущество Минздрава Алтайского края составляют находящиеся в его оперативном управлении основные и оборотные средства, финансовые ресурсы, отражаемые на самостоятельном балансе.
Поскольку 20.11.2019 распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края N 1609 поручено передать на баланс Министерству здравоохранения Алтайского края спорное недвижимое имущество казны Алтайского края, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Минздрав Алтайского края является надлежащим ответчиком по настоящему иску.
Поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 ГК РФ), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает следующее.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что, поскольку в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Согласно статье 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
По смыслу статьи 214 ГК РФ, права публично-правового образования как собственника имущества осуществляются органами, определяемыми согласно статье 125 ГК РФ, а состав имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, включает в себя имущество, закрепленное за отдельными видами юридических лиц на основании ограниченных вещных прав (статьи 294, 296 ГК РФ), и казну публично-правового образования, состоящую из средств бюджета и иного имущества, не закрепленного за какими-либо лицами на вещном праве.
Исходя из приведенных выше законоположений, в том числе статей 296, 298 ГК РФ, определяющих права и обязанности собственника и лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления на основании распорядительного акта собственника имущества, в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества.
Согласно выпискам из ЕГРН право оперативного управления на спорные объекты у КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" возникло с момента государственной регистрации права: на квартиру N 121 с 20.11.2020, на квартиру N 136 с 20.01.2020, на квартиру N 142 с 24.01.2020, на квартиру N 582 с 23.01.2020, на квартиру N 589 с 21.01.2020, по адресу: Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. Прудская, дом 40.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края" в силу норм действующего законодательства является ненадлежащим ответчиком по требованиям в отношении такого имущества, учитывая предъявление исковых требований до момента регистрации права оперативного управления.
КГКУ "Региональное жилищное управление" также не является надлежащим ответчиком в виду того, что спорное имущество было у него на балансе до 20.11.2019, вместе с тем, требования заявлены за период с 27.11.2019 по 23.01.2020. Кроме того, Постановлением Администрации Алтайского края от 31 октября 2015 г. N 426 "Об утверждении положения о порядке учета и ведения реестра объектов казны Алтайского края" установлено, что учет состояния и движения объектов казны, указанных в подпунктах "в", "г", "е" пункта 2 Положения (имущество, не включенное в уставный капитал акционерных обществ в процессе преобразования краевых государственных унитарных предприятий; вновь построенные (приобретенные) за счет средств краевого бюджета здания, сооружения, жилые и нежилые помещения; иное движимое и недвижимое имущество) осуществляют иные органы исполнительной власти Алтайского края и уполномоченные государственные организации (далее - "балансодержатели") в соответствующей сфере управления экономикой края.
Постановка объектов казны на учет балансодержателями осуществляется на основании распоряжения Алтайкрайимущества, таким распоряжением является распоряжение Алтайкрайимущества от 20.11.2019 N 1609, а также акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов N 0000-000253 от 07.11.2019, N 0000-000255 от 07.11.2019.
07.11.2019 КГКУ "Региональное жилищное управление" не является балансодержателем вышеуказанных квартир, следовательно, не несет обязательств по их содержанию.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Судом первой инстанции установлено, что жилой дом оборудован бойлерной установкой для приготовления горячей воды. Система отопления является централизованной, однако приготовление горячей воды производит исполнитель в ИТП с использованием холодной воды, подаваемой из централизованной системы водоснабжения. ОДПУ фиксирует весь объем тепловой энергии - на отопление и в целях подогрева холодной воды для ГВС. Учитывая, что тепловая энергия в МКД не производится (централизованное отопление), а с использованием ИТП производится только горячая вода, для определения объема тепловой энергии для горячей воды применяются положения пункта 54 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление N 354).
Расчет отопления произведен судом первой инстанции на основании пункта 54 и раздела IV приложения N 2 к Постановлению N 354, за вычетом объема потребления тепловой энергии на подогрев холодной воды для горячего водоснабжения по нормативу за подогрев (исходя из куб.м воды индивидуального потребления воды в целях содержания общего имущества - по нормативу) в размере 28 809,11 руб.
Проверив расчет, суд апелляционной инстанции признает его арифметически верным. Минздрав Алтайского края расчет объемов коммунальных услуг, их стоимости предметно не оспорил, контррасчет долга не представил.
Апелляционная жалоба доводов относительно не согласия с расчетом не содержит.
Доказательства оплаты стоимости услуг в порядке статьи 65 АПК РФ не представлены.
На основании изложенного, долг за фактически потребленную тепловую энергию на спорных объектах в сумме 28 809,11 руб. в силу норм статей 210, 309, 310, 539, 544 ГК РФ подлежит оплате Минздрав Алтайского края.
В силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ, исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием вещи должника, поручительством, независимой гарантией, задатком, обеспечительным платежом и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Пунктом 9.5 статьи 15 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (пункт 14 статьи 155 ЖК РФ).
В связи с нарушением сроков исполнения денежных обязательств по оплате услуг теплоснабжения судом первой инстанции исчислена неустойка с 11.12.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 31.03.2022 в сумме 3 840,13 руб.
Ответчиком расчет не оспорен. Судом расчет проверен, признан верным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований частично.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу, в связи с чем признаются несостоятельными.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 10.08.2022 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-4388/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Алтайского края (ОГРН 1022200912030, ИНН 2221007858) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
О.Н. Чикашова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-4388/2021
Истец: МУП "Новоалтайские тепловые сети"
Ответчик: КГБУЗ "Диагностический центр Алтайского края", Министерство здравоохранения Алтайского края
Третье лицо: КГКУ "Региональное жилищное управление", Министерство Финансов РФ в лице УФК по АК, ООО "Аспект", ООО "Аспект" в лице к/у Куренковой М.А., ООО "УК "Успех", Управление имущественных отношений Алтайского края (Алтайкрайимущество), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края