г. Ессентуки |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А63-7928/2022 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Семенова М.У., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир кресел" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.08.2022 (резолютивная часть от 21.07.2022) по делу N А63-7928/2022, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мир кресел" (г. Ставрополь, ОГРН 1162651050352) к Минераловодской таможне (г. Минеральные Воды, ОГРН 1022601456459), об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.08.2022 отказано в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Мир кресел" (далее - заявитель, общество) к Минераловодской таможне (далее - таможня) об оспаривании постановления от 13.05.2022 N 10802000-255/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Дело рассмотрено судом по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в порядке упрощенного производства.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что вина общества отсутствует, так как просрочка произошла по вине юрисконсульта, что подтверждается объяснительной работника. По мнению заявителя, суд необоснованно не заменил назначенный таможенным органом штраф на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку материалами дела подтверждено наличие совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ (общество относится к субъекту малого предпринимательства, правонарушение не представляет существенной угрозы для общества); просит применить положения статей 2.9, 3.4, 4.1.1 КоАП РФ. Кроме того заявитель указал, что суд не дал оценку условиям договора поставки от 26.05.2021 N 04/2021.
В отзыве управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18.03.2022 обществом в таможенный орган подана статистическая форма учета перемещения товаров с системным номером ED20220318134027635 за август 2021 года с использованием электронной цифровой подписи. Программным средством данной статистической форме присвоен регистрационный номер 10802000/180322/С401020.
Согласно сведениям, заявленным в форме, обществом в адрес ТОО "Alga Со Inc" был поставлен товар, а именно: "Кресла", код товара 9401710009, общей стоимостью 12 750 800 рублей, общий вес нетто 16 860 кг, статистическая стоимость товара 171 464,69 долларов США. Отгрузка данных товаров была осуществлена на основании договора поставки от 26.05.2021 N 04/2021, товарной накладной от 19.08.2021 N 34, счета-фактуры от 19.08.2021 N 00001, CMR от 19.08.2021 N 000601, товарной накладной от 24.08.2021 N 39, счета-фактуры от 24.08.2021 N 00002, CMR от 25.08.2021 N 2366004.
Заявитель был обязан предоставить статистическую форму учета перемещения товаров, системный номер ED20220318134027635, за август 2021 года не позднее 14.09.2021 включительно. Фактически данная форма предоставлена в таможенный орган 18.03.2022.
28 марта 2022 года инспектором отдела таможенного оформления и таможенного контроля в отношении общества, в отсутствие его законного представителя, надлежащим образом извещенного (уведомление от 24.03.2022 N 40-05-37/0304) составлен протокол об административном правонарушении N 10802000-254/2022.
Определениями от 04.04.2022, 14.04.2022 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 15 часов 00 минут 13.05.2022, общество было извещено надлежащим образом.
13 мая 2022 года от общества поступили письменные объяснения, в которых оно просило рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие его представителя.
13 мая 2022 года должностным лицом таможенного органа по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отсутствие законного представителя общества, надлежащим образом извещенного, в отношении заявителя вынесено постановление N 10802000-254/2022, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, составляет, в том числе, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Пунктом 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ предусмотрено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 278 Закона N 289-ФЗ порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержались в положениях Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (статья 104), действовавшего до вступления в силу Закона 289-ФЗ.
В соответствии с указанными нормами Закона N 289-ФЗ таможенные органы ведут статистику взаимной торговли в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Для выполнения указанной функции Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами евразийского экономического союза, утвержденными Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза" (далее - постановление N 1329) установлена обязанность участников внешнеэкономической деятельности представить в таможенные органы статистические формы учета перемещения товаров, на основании которых формируется официальная статистическая информация о взаимной торговле, а таможенные органы уполномочены контролировать своевременность представления статистические формы и достоверность содержащихся в них сведений.
Согласно пункту 5 постановления N 1329, при формировании официальной статистической информации о взаимной торговле Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС осуществляется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозятся из Российской Федерации на территории государств-членов ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.
В соответствии с пунктом 7 постановления N 1329 статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го числа рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.
Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалификационной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы.
При наличии у заявителя электронной подписи статистическая форма представляется только в виде электронного документа, заверенного электронной подписью. Датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя, представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.
В соответствии с пунктом 10 постановления N 1329, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащие недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как видно из материалов дела, общество не выполнило вышеуказанные требования законодательства, а именно: в нарушение пункта 9 постановления N 891 представило на Ставропольский таможенный пост Минераловодской таможни статистическую форму учета перемещения товаров с нарушением срока предоставления такой отчетности (срок представления - до 14.09.2021 включительно, фактически статистическая форма представлена 18.03.2022).
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о наличии в действиях общества признаков правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов общества при производстве по делу об административном правонарушении таможенным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Выполняя требования таможенного законодательства, общество, как участник экономической деятельности, самостоятельно и на свой риск, осуществляющий предпринимательскую деятельность, принял все риски, связанные с возможным нарушением сроков предоставления статистической отчетности о перемещении товара через таможенную границу в адрес получателя на территории государства - члена ЕЭС.
Рассматриваемое правонарушение является формальным, в связи с чем представляет угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от наступления каких-либо негативных материальных последствий.
Вменяемое правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением общества к действующим международным нормам таможенного законодательства, направленным на своевременное представление достоверной статистической информации о перемещаемых через таможенную границу товарах. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных правом ЕАЭС, выразившемся в нарушении порядка представления в таможенный орган статистической формы, что затрудняет возможность эффективного выполнения возложенных на них задач и функций, влечет искажение статистики торговли внутри ЕАЭС и препятствует своевременному использованию таможенно-тарифного механизма регулирования внешнеэкономической деятельности, решению задач защиты национальной экономики, обеспечению ее безопасности и пополнению государственного бюджета.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
В материалах дела отсутствуют и обществом не представлены доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф (20 000 руб.). Также, в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия.
Наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. назначено административным органом в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, соответствует характеру, степени тяжести и общественной опасности совершенного обществом правонарушения.
Назначенное заявителю административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности; таможенный орган учел все обстоятельства, влияющие на размер наказания; административный штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемой статьи; правовые основания для замены административного штрафа отсутствуют.
При этом в силу положений ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
Довод заявителя со ссылкой на положения статьи 4.1.1 КоАП РФ о том, что данная норма направлена на поддержку малого бизнеса в России, а ее не применение негативно влияет на экономику страны в целом, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку наличие у общества статуса субъекта малого предпринимательства, исходя из положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, не является безусловным основанием для применения наказания в виде предупреждения.
Данная правовая позиция согласуется с позицией, изложенной в определение Верховного Суда РФ от 22.05.2018 N 310-АД18-5619 по делу N А08-9228/2017.
Ссылка общества на допущенные нарушения со стороны юрисконсульта, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку ненадлежащее исполнение указанным лицом своих трудовых обязанностей свидетельствует об отсутствии со стороны общества должного контроля за действиями своих работников.
Довод, что общество, исходя из условий договора от 26.05.2021 N 04/2021, как поставщик не осуществляло и не отвечало, за перемещение товара за пределы Российской Федерации, подлежит отклонению, поскольку не освобождает заявителя от законодательно установленной обязанности по предоставлению отчетности в установленный срок, выполнение тех или иных обязанностей в сфере таможенных правоотношений вытекает из общеправового принципа, закрепленного в статье 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 272.1 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.08.2022 по делу N А63-7928/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2022.
Судья |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7928/2022
Истец: ООО "МИР КРЕСЕЛ"
Ответчик: МИНЕРАЛОВОДСКАЯ ТАМОЖНЯ