город Ростов-на-Дону |
|
25 октября 2022 г. |
дело N А32-57292/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Глазуновой И.Н., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шурпенко А.С.,
при участии:
от администрации МО Каневской район: Дыкань Н.А. по доверенности от 25.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
администрации муниципального образования Каневской район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2022 по делу N А32-57292/2021
по заявлению администрации муниципального образования Каневской район
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Станичный доктор"; общества с ограниченной ответственностью "Клиника 112";
муниципального бюджетного учреждения "Каневская спортивная школа" муниципального образования Каневской район
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования Каневской район (далее - администрация МО Каневской район, администрация, заказчик) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление, антимонопольный орган, УФАС по Краснодарскому краю) о признании недействительными решения и предписания от 07.12.2021 по делу N 023/06/69-5694/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Станичный доктор" (далее - ООО "Станичный доктор"), общество с ограниченной ответственностью "Клиника 112" (далее - ООО "Клиника 112"), муниципальное бюджетное учреждение "Каневская спортивная школа" муниципального образования Каневской район (далее - МБУ "Каневская спортивная школа").
Решением суда первой инстанции от 30.08.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован наличием в материалах дела доказательств, подтверждающих правомерность, законность и обоснованность вынесения оспариваемого решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация МО Каневской район обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы администрация ссылается на то, что действующим законодательством не предусмотрен вид лицензии на проведение медицинского осмотра по программе углубленного медицинского обследования (УМО), лиц занимающихся спортом, на тренировочном этапе спортивной подготовки. Обследования врачей специалистов, а также медицинские услуги по лабораторной диагностике, клинической лабораторной диагностике, поименованных в документации об аукционе входят в состав обследований, проводимых при проведении периодических медицинских осмотров в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.10.2020 N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом, включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (далее - Приказ N 1144н) и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятий" и не являются самостоятельным предметом закупки. При таких обстоятельствах наличие у участников закупки лицензии на осуществление медицинских осмотров (предварительных, периодических), экспертизы профпригодности соответствует положениям Приказа N 1144н, является исчерпывающим условием для соответствия участников п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ). Во второй части заявки участником ООО "Клиника 112" предоставлена выписка из реестра лицензий по состоянию на 18.10.2021, регистрационный номер лицензии ЛО-23-01-014381 на осуществление медицинской деятельности, которой предусмотрено проведение медицинских осмотров, что и является объектом закупки. Наличие у участников закупки лицензии на осуществление медицинских осмотров, экспертизы профпригодности соответствует положениям Приказа N 1144н, является исчерпывающим условием для соответствия участников п. 1 ч. 1 ст. 31 Закон N 44-ФЗ, что подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 20.09.2021 N 307-ЭС21-16017 по делу N А56-77943/2020, иной судебной практикой.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
В судебном заседании представитель администрации МО Каневской район доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя участвующего в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, администрацией МО Каневской район проводился электронный аукциона "Оказание услуг проведения медицинского осмотра по программе углубленного медицинского обследования (УМО), лиц, занимающихся спортом, на тренировочном этапе спортивной подготовки" (извещение N 0318300009621000286). Заказчик - МБУ "Каневская спортивная школа" МО Каневской район. Начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 руб.
ООО "Станичный Доктор" обратилось в УФАС по Краснодарскому краю с жалобой, в которой указало, что заказчиком неправомерно допущена заявка ООО "Клиника 112" к участию в электронном аукционе.
УФАС по Краснодарскому краю по результатам рассмотрения жалобы ООО "Станичный Доктор" на действия администрации МО Каневской район при проведении электронного аукциона в части нарушения Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения материалов дела, жалоба признана обоснованной принято решение от 07.12.2021 N 1792/2021 по делу N 023/06/69-5694/2021 о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вынесено предписание от 07.12.2021 N 431 об устранении администрацией МО Каневской район нарушения ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе.
Считая незаконными решение и предписание, администрация оспорила их в судебном порядке.
Исходя из положений ст. 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ: наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности (медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В извещении электронного аукциона установлено требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии с протоколом N 0318300009621000286/2 подведения итогов электронного аукциона от 26.11.2021 единой комиссией были рассмотрены вторые части заявок, победителем электронного аукциона признано ООО "Клиника 112", которое предложило наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией.
В пункте 10 Раздела "Описание объекта закупки" установлены требования к качеству оказываемых услуг, установленные в соответствии с законодательством РФ: "Услуги должны быть оказаны в соответствии с требованиями Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения РФ от 23.10.2020 N 1144н.
Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")") содержит Приложение "Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность", куда входит такой вид медицинской деятельности, как - клиническая лабораторная диагностика.
Согласно постановлению Постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность входит клиническая лабораторная диагностика.
Предметом закупки аукциона являлось "Оказание услуг проведения медицинского осмотра по программе углубленного медицинского обследования (УМО), лиц, занимающихся спортом, на тренировочном этапе спортивной подготовки", по заявке заказчика, в объеме, указанном в заявке, на основании перечня проводимых врачами-специалистами медицинских осмотров, видов необходимых лабораторных и диагностических исследований, указанных в спецификации (Приложение N 1), в том числе клинический анализ крови, биохимический анализ крови, ультразвуковое исследование, являющиеся неотъемлемой частью контракта, в порядке и на условиях указанных в настоящем контракте, а заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги в порядке и размере, установленном настоящим контрактом.
Тем самым для проведения медицинского осмотра по контракту (извещение N 0318300009621000286), исполнителю необходимо иметь разрешение на оказание таких услуг как проведение клинической лабораторной диагностики.
Согласно представленной обществом выписке из реестра лицензий N ЛО-23-01-014381 по состоянию 18.10.2021, такой вид медицинской деятельности как "клиническая лабораторная диагностика" отсутствует в его перечне представленной лицензии.
Данное обстоятельство, как правильно указал суд первой инстанции, свидетельствует об отсутствии у общества права оказывать услуги по проведению клинической лабораторной диагностики, а, следовательно, заявка общества не соответствовала требованиям аукционной документации (извещение N 0318300009621000286).
Ссылки общества на то, что наличие у участников закупки лицензии на осуществление медицинских осмотров, экспертизы профпригодности соответствует положениям Приказа N 1144н, является исчерпывающим условием для соответствия участников п. 1 ч. 1 ст. 31 Закон N 44-ФЗ, что подтверждается Определением Верховного Суда РФ от N 307-ЭС21-16017, не принимаются судебной коллегией.
Апелляционный суд отмечает, что указанное определение Верховного Суда РФ принято в соответствии с положениями Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, который утратил силу с 01.04.2021.
Подведение итогов рассматриваемого электронного аукциона было 26.11.2021, после того как указанный приказ утратил силу, соответственно, нормы указанного приказа не могут быть применены к настоящим отношениям.
Кроме того, вопреки доводам жалобы, из содержания Приказа N 1144н не следует, что наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности является достаточным для проведения клинической лабораторной диагностики.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно заключил, что оспариваемое решение управления соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, поскольку заявка общества не соответствовала требованиям аукционной документации, и обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления.
Вопреки доводам жалобы администрации, жалоба ООО "Станичный Доктор" признана обоснованной не по причине отсутствия у ООО "Клиника 112" лицензии на проведение медицинского осмотра по программе УМО, лиц занимающихся спортом, на тренировочном этапе спортивной подготовки, а по причине отсутствия в лицензии вида деятельности по клинической лабораторной диагностике.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания недействительными незаконным решения, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку решение УФАС по Краснодарскому краю, согласно которому жалоба участника признана обоснованной, соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заказчика, то выданное на его основании предписание также признается законным и обоснованным.
Иные доводы направлены на переоценку доказательств, имеющихся в материалах дела, но не подтверждают позицию заявителя жалобы, а потому отклоняются апелляционным судом.
Доводы апелляционной жалобы администрации, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.08.2022 по делу N А32-57292/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-57292/2021
Истец: Администрация "Каневской район" Краснодарского края, Администрация муниципального образования Каневской район
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, УФАС по КК
Третье лицо: МБУ "Каневская спортивная школа" МО Каневской р-н, Муниципальное бюджетное учреждение "Каневская спортивная школа", ООО "Клиника 112", ООО "Станичный доктор", ООО "Клиника 112", ООО "Станичный Доктор"