г. Владимир |
|
20 октября 2022 г. |
Дело N А39-9276/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.10.2022.
Полный текст постановления изготовлен 20.10.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Новиковой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного предприятия "Саранский механический завод" на решение Арбитражного суда Республика Мордовия от 13.07.2022 по делу А39-9276/2021,
по иску муниципального предприятия городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" (ОГРН 1021300973374, ИНН 1325022400) к федеральному казенному предприятию "Саранский механический завод" (ОГРН 1021300976058, ИНН 13251267877) о взыскании задолженности и неустойки,
при участии в заседании суда:
от истца - Первушкиной Т.А., по доверенности от 09.01.2020 сроком действия на три года, представлен диплом, Лежневой Е.И., специалист, по доверенности от 17.06.2022 сроком действия на один год;
от ответчика - Рамаева Д.Р., по доверенности от 24.08.2021 сроком действия по 31.12.2022, представлен диплом,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство" (далее - истец, МП "Саранскгорводоканал") обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному казенному предприятию "Саранский механический завод" (далее - ФКП "Саранский механический завод", ответчик) о взыскании задолженности в сумме 1 048 795 руб. 53 коп. за периоды сентябрь - октябрь 2020 года, январь - февраль 2021 года, апрель - июнь 2021 года, пени за период с 12.10.2021 по 31.03.2021 в сумме 281 902 руб. 85 коп. (с учетом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 13.07.2022 Арбитражный суд Республика Мордовия исковые требования удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, ФКП "Саранский механический завод" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебный акт в части взыскания с ответчика задолженности в размере 581 615 руб. 58 коп. и 153 154 руб. 49 коп. пеней.
Заявитель жалобы указал на то, что при принятии решения по настоящему делу судом первой инстанции необоснованно не приняты во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делу N А39-6565/2021, которые имеют преюдициальное значение.
Кроме того считает, что у арбитражного суда отсутствовали правовые основания неприменения при рассмотрении настоящего дела соглашения от 01.07.2015 N 464, либо применения его в измененном виде, несмотря на установленный ранее судами по делу N А39-6565/2021 факт отсутствия внесения изменений в соглашение и требований о таковых изменениях. При этом, истец, как лицо, ранее участвовавшее в деле о расторжении соглашения от 01.07.2015 N 464, не вправе оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты, в частности, факт действительности данного соглашения, так и заявлять доводы, фактически сводящиеся к требованиям об освобождении его от исполнения данного соглашения, несмотря на отказ в удовлетворении подобных требований судами по делу N А39-6565/2021.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель истца в судебном заседании и в отзыве указал на законность и обоснованность принятого решения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.01.2018 между МП "Саранскгорводоканал" (организацией ВКХ) и ФКП "Саранский механический завод" (абонентом) заключен государственный контракт N 464, по условиям которого организация ВКХ приняла на себя обязательство подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался оплачивать в полном объеме холодную (питьевую) воду установленного качества и прием своих сточных вод, соблюдать режим водоотведения. нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему сточных вод, нормативы допустимых сбросов, в объемах определенных пунктом 1 договора.
18.01.2021 между МП "Саранскгорводоканал" (организацией ВКХ) и ФКП "Саранский механический завод" (абонентом) заключен договор N 464, по условиям которого организация ВКХ приняла на себя обязательство подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался оплачивать в полном объеме холодную (питьевую) воду установленного качества и прием своих сточных вод, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения.
Пунктами 8 государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения от 15.01.2018 N 464, договора холодного водоснабжения и водоотведения от 18.01.2021 N 464 предусмотрена обязанность абонента оплачивать за полученную холодную воду и отведенные сточные воды, иные предоставляемые ему организацией ВКХ услуги, включая плату за нарушение нормативов по составу и свойствам отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу объектов централизованных систем водоотведения до 10-го числа месяца следующего за расчетным месяцем, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
За периоды сентябрь - октябрь 2020 года, январь - февраль 2021 года, апрель - июнь 2021 года у ответчика перед истцом образовалась задолженность по внесению платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ в централизованную систему водоотведения в сумме 755 830 руб. 60 коп. и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в сумме 292 964 руб. 93 коп., в общей сумме 1 048 795 руб. 53 коп. Для оплаты истцом выставлены соответствующие счета-фактуры.
Наличие задолженности послужило основанием для обращения истца к ответчику с претензией, а затем в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Отношения, связанные с приемом (сбросом) сточных вод, регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Законом N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N644).
В силу положений части 10 статьи 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, пункта 118 Правил N 644, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены названными Правилами.
В силу подпункта "ж" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 предусмотрено, что организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно пункту 113 Правил N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4 (1); б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 указанных Правил.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" внесены изменения в Правила N 644.
В частности, вышеназванным Постановлением Правила N 644 дополнены, в том числе Разделом XV, включающим в себя пункты 197 и 198, которыми и стал определяться порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленного норматива состава сточных вод с 01.07.2020.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены ныне действующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах".
Пунктом 9.1 части 1 статьи 6 действующей редакции Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ установление нормативов состава сточных вод отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и городских округов.
При этом статьей 6.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, установленные данным Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Республики Мордовия N 122 от 09.04.2004 утвержден Порядок взимания с организаций повышенной платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Мордовия (далее по тексту - Порядок N 122), которым установлено, что за превышение нормативов сброса сточных вод в систему канализации населенных пунктов с абонентов взимается повышенная плата, размер которой определяется исходя из объема общего водоотведения и концентрации загрязнений в сточных водах, в установленных указанным Порядком размерах.
Согласно абзаца 3 пункта 7 Порядка N 122 за превышение предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ, предусмотренной в договоре на прием сточных вод, по одному загрязнителю в однократном размере действующего тарифа за каждый кубометр сбрасываемых сточных вод, одновременно по двум показателям - в двухкратном, по трем в трехкратном и т. д. (но не более 5-ти тарифов за один кубометр).
Постановлением администрации городского округа Саранск N 1046 от 17.07.2020 утверждены нормативы состава сточных вод, поступающих в централизованную систему водоотведения городского округа Саранск", действующие с 20.07.2020 и распространяющиеся на отношения, возникшие с 01.07.2020.
Тарифы на водоотведение установлены Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 14.12.2017 N 156 (в ред. Приказов РСТ РМ N 186 от 16.12.2019, N 184 от 15.12.2020).
Факты превышения ответчиком нормативов сброса загрязняющих веществ в канализацию г.о. Саранск зафиксированы истцом путем отбора и лабораторного анализа из канализационных стоков ФКП "Саранский механический завод" и подтверждаются представленными в материалы дела расчетами платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в централизованную систему водоотведения МП "Саранскгорводоканал" за сентябрь 2020 года, октябрь 2020 года, январь 2021 года, февраль 2021 года, апрель 2021 года, май 2021года, июнь 201 года, актами отбора проб сточных вод для лабораторного анализа, протоколами химических анализов отобранных проб сточных вод с указанием выявленного состава и концентрации сброшенных за периоды сентябрь-октябрь 2020 года, январь-февраль 2021года, апрель-июнь 2021 года, актами нарушения нормативов состава сточных вод, а именно: актами отбора проб от 24.09.2020 N 294, N 295, протоколом химического испытания воды от 29.09.2020 N 323/2, актами нарушения нормативов состава сточных вод от 29.09.2020 N 298, N 299, актами отбора проб сточной воды от 19.10.2020 N 329, N 330, протоколом химического испытания воды от 21.10.2020 N 347/2, актом нарушения нормативов состава сточных вод от 21.10.2020 N 317, актом отбора проб сточной воды от 21.01.2021N 22, протоколом химических испытаний (измерений) воды от 25.01.2021 N 10/2, актом нарушения нормативов состава сточных вод от 26.01.2021 N 12; актом отбора проб сточной воды от 25.02.2021 N 66, протоколом химических испытаний (измерений) воды от 01.03.2021 N 52/2, актом нарушения нормативов состава сточных вод от 02.03.2021 N 41, актом отбора проб сточной воды от 26.04.2021 N 148, протоколом химических испытаний (измерений) воды от 05.05.2021 N 149/2, уведомлением исх. N 78 от 11.05.2021 о нарушении нормативов состава сточных вод с направлением выписки N 163 из Журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов, уведомлением исх.N 80 от 13.05.2021 с корректировкой ранее направленной выписки N 163 из Журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов; выпиской N 163 из Журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов от 11.05.2021; актом отбора проб сточной воды N 191 от 26.05.2021, протоколом химических испытаний (измерений) воды N 182/2 от 28.05.2021, уведомлением исх.N 101 от 31.05.2021 о нарушении нормативов состава сточных вод с направлением выписки N 202 из Журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов от 31.05.2021; выпиской N 202 из Журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов от 31.05.2021; актом отбора проб сточной воды от 03.06.2021N 199, протоколом химических испытаний (измерений) воды от 07.06.2021 N 189/2, уведомлением исх. N 107 от 08.06.2021 о нарушении нормативов состава сточных вод с направлением выписки N 209 из Журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов от 08.06.2021; выпиской из Журнала контроля состава и свойств сточных вод абонентов от 08.06.2021.
Начисление ответчику платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения подтверждено представленными в материалы дела расчетами платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения МП "Саранскгорводоканал" за январь 2021 года, за февраль 2021 года, за апрель 2021 года. При этом, в нарушение пункта 36 государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения от 15.01.2018 N 464 декларация о составе и свойствах сточных вод на 2020 года, которую абонент обязан был предоставить в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, не представлялась.
Показатели нормативов сброса загрязняющих веществ в канализацию городского округа Саранск, полученные организацией водопроводно-канализационного хозяйства в периоды с 01.01.2021 года по 28.02.2021 года и с 01.04.2021 по 30.06.2021 по результатам отбора проб сточных вод абонента, значительно превышают по степени загрязненности предусмотренные ранее предоставленной ответчиком декларацией на 2021 год.
Общая задолженность ответчика за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ составляет 1 048 795 руб. 53 коп.
Проверив расчет задолженности, суд апелляционной инстанции, равно как и суд первой инстанции, счел его верным.
Вопреки доводу апелляционной жалобы, ранее рассмотренное дело А39-6565/2021 не создает препятствий и ограничений для расчета исковых требований исходя из методики расчета и исходных данных, действующих на соответствующий период взаиморасчетов.
Арифметическая составляющая расчета ответчиком не оспорена (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не предоставлено доказательств внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ.
Доводов о нарушении истцом порядка, метода отбора проб сточных вод, соответствующих ГОСТа и Методических указаний апелляционная жалоба ответчика не содержит.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статей 64, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив соблюдение процедуры отбора проб сточных вод за спорные периоды, принимая во внимание отсутствие доказательств внесения соответствующей платы, суд обоснованно пришел к выводу об обоснованности предъявляемой истцом платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Также истцом было заявлено требование о взыскании неустойки.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании пункта 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой).
В соответствии с пунктом 59 государственного контракта холодного водоснабжения и водоотведения от 15.01.2018 N 464 в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения абонентом обязательств по договору организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в соответствии с Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины".
Частью 6.2 статей 13, 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ предусмотрено, что абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший горячую, питьевую и (или) техническую воду, услуги по договору водоотведения, обязан уплатить организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение, пени в размере 1/130ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Аналогичное условие содержится в пункте пункта 65 договора холодного водоснабжения и водоотведения от 18.01.2021 N 464.
Представленный истцом расчет пени ответчиком арифметически не оспорен, контррасчет не представлен, судом проверен, признан верным и соответствующим действующему законодательству.
Таким образом, требование о взыскании неустойки обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Рассмотрев заявленное ходатайство о снижении размера неустойки в соответствии с положениями статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями пунктов 69, 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", приняв во внимание обстоятельства дела, учитывая отсутствие доказательств явной несоразмерности взыскиваемой неустойки последствиям неисполнения обязательства, а также длительный период неисполнения ответчиком обязательств по оплате и уровень инфляции в указанный период, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для его удовлетворения.
Доводы заявителя жалобы были подробно рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Таким образом, апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.07.2022 по делу А39-9276/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного предприятия "Саранский механический завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-9276/2021
Истец: муниципальное предприятие городского округа Саранск "Саранское водопроводно-канализационное хозяйство"
Ответчик: Федеральное казенное предприятие "Саранский механический завод"
Третье лицо: Первый арбитражный апелляционный суд