г. Самара |
|
25 октября 2022 г. |
Дело N А55-9929/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Харламова А.Ю.,
судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Блиновой А.В.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства образования и науки Самарской области - Осташевская К.Б., доверенность от 04.04.2022,
от АНО "Институт регионального развития" - Юшковец Ю.А., доверенность от 23.08.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.10.2022 в помещении суда апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Институт регионального развития", на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2022 по делу N А55-9929/2022 (судья Агеенко С.В.),
по исковому заявлению Министерства образования и науки Самарской области (ОГРН 1026301426513, ИНН 6317021402), г. Самара,
к Автономной некоммерческой организации "Институт регионального развития" (ОГРН 1196313005646, ИНН 6316252090), г. Самара,
о взыскании средств субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и науки Самарской области (далее в т.ч. - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к АНО "Институт регионального развития" (далее в т.ч. - ответчик) о взыскании денежных средств в размере 538 559 руб. 81 коп., из которых: сумма перераспределенных в нарушение порядка предоставления субсидии денежных средств в размере 185 325 руб. 00 коп., сумма неподтвержденных расходов в размере 24 222 руб. 78 коп. сумма неправомерно полученной субсидии в размере 329 012 руб. 03 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2022 по делу N А55-9929/2022 заявленные Министерством образования и науки Самарской области исковые требований были удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением Арбитражного суда Самарской области АНО "Институт регионального развития" обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит обжалуемое решение отменить и рассмотреть настоящее дело по правилам суда первой инстанции.
Министерство образования и науки Самарской области представило в материалы дела письменный мотивированный Отзыв на апелляционную жалобу АНО "Институт регионального развития", в котором просит суд апелляционной инстанции отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить без изменений обжалуемый судебный акт суда первой инстанции.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель АНО "Институт регионального развития" поддержал апелляционную жалобу.
В проводимом судом апелляционной инстанции судебном заседании представитель Министерства образования и науки Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы АНО "Институт регионального развития" и просил суд апелляционной инстанции оставить без изменений обжалуемый судебный акт суда первой инстанции.
В ходе судебного заседания представитель АНО "Институт регионального развития" заявил устное ходатайство об отложении судебного заседания на более позднюю дату.
В ходе судебного заседания представитель Министерства образования и науки Самарской области возражал против удовлетворения судом апелляционной инстанции указанного устного ходатайства представителя АНО "Институт регионального развития", считая его совершенно не обоснованным.
Суд апелляционной инстанции рассмотрев устное ходатайство представителя АНО "Институт регионального развития" об отложении судебного заседания, предварительно установив отсутствие его должного обоснования и мотивации со стороны ходатайствующего лица, руководствуясь ст. 158 АПК РФ определил отказать в его удовлетворении, что нашло свое отражение в протоколе судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке гл. 34 АПК РФ, исследовав доводы АНО "Институт регионального развития", изложенные в апелляционной жалобе, контрдоводы Министерства образования и науки Самарской области, изложенные в письменном мотивированном Отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, изучив и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
В первую очередь, суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы АНО "Институт регионального развития" не установил предусмотренных АПК РФ оснований для перехода к рассмотрению данного дела по правилам суда первой инстанции.
Материалами по настоящему делу подтверждается, соответственно:
-соблюдение Министерством образования и науки Самарской области требований п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ при обращении в суд первой инстанции с рассматриваемым исковым заявлением, о чем свидетельствует Почтовая квитанция и Распечатка с официального Internet сайта - Почта России о прохождении почтового отправления с почтовым идентификатором N 44309956470078;
-надлежащее направление судом первой инстанции определения от 11.04.2022 "О принятии искового заявления (заявления) и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства", о чем свидетельствует Распечатка из программы - АИС Судопроизводство Арбитражного суда Самарской области и Распечатка с официального Internet сайта - Почта России о прохождении почтового отправления с почтовым идентификатором N 44392569374123;
-надлежащее направление судом первой инстанции определения от 06.06.2022 "О рассмотрении дела по правилам искового производства", о чем свидетельствует Распечатка из программы - АИС Судопроизводство Арбитражного суда Самарской области и Распечатка с официального Internet сайта - Почта России о прохождении почтового отправления с почтовым идентификатором N 44392572124302.
В силу положений ч. 1 ст. 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 123 АПК РФ, лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.
Кроме того, из материалов по делу следует, что досудебное Требование Министерства образования и науки Самарской области от 09.04.2021 исходящий номер МО/1415 было получено уполномоченным представителем исполнительным директором (согласно имеющейся Выписке из ЕГРЮЛ) АНО "Институт регионального развития" - Фабрикантовым О.М.
В определении от 06.06.2022 "О рассмотрении дела по правилам искового производства" суд первой инстанции назначил дело к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 11.08.2022 на 15 час. 00 мин. в помещении Арбитражного суда Самарской области по адресу: 443001, г. Самара, ул. Самарская, 203 "Б", зал судебных заседаний N 406.
Суд первой инстанции в данном судебном акте также разъяснил сторонам, что в соответствии с ч. 4 ст. 137 АПК РФ если лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции. В случае признания дела по итогам предварительного судебного заседания подготовленным к судебному разбирательству, судебное заседание будет открыто 11.08.2022 на 15 час. 05 мин. в помещении суда по адресу: 443001, г. Самара, ул. Самарская, 203 "Б", зал судебных заседаний N 406.
Поскольку АНО "Институт регионального развития" не заявило возражений относительно рассмотрения дела в его отсутствие, суд первой инстанции в силу ч. 4 ст. 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание, открыл судебное заседание в первой инстанции и рассмотрел настоящее дело по существу с вынесением конечного судебного акта по нему от 11.08.2022.
Как следует из материалов по настоящему делу и было установлено судом первой инстанции, Министерством образования и науки Самарской области (далее - Министерство) в соответствии с порядком определения объема и предоставления АНО "Институт регионального развития" на финансовое обеспечение деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 23.04.2019 N 252 (далее - Порядок предоставления субсидии) в 2020 году было заключено Соглашение с АНО "Институт регионального развития" на финансовое обеспечение деятельности (далее - АНО "ИРР") о предоставлении из областного бюджета субсидии в целях финансового обеспечения деятельности по направлениям, относящимся к предметам уставной деятельности, в т.ч. на возмещение затрат от 27.02.2020 N 56 (далее - Соглашение).
Согласно п. 4.3.6.1 Дополнительного соглашения от 29.12.2020 N 23 к Соглашению АНО "ИРР" обязана предоставить в адрес Министерства отчетность о достижении результата предоставления субсидии, об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, в соответствии с требованиями, предусмотренными п. 12 Порядка предоставления субсидий:
-ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным, отчет за 4-ый квартал года, в котором предоставлялась субсидия;
-не позднее 20-го числа месяца года, следующего за отчетным (далее - отчет).
Отчет был представлен АНО "ИРР" в Министерство Письмом от 22.01.2021 N 15.
Ранее действующая (до 25.12.2020) редакция порядка предоставления субсидии (абз. 2 п. 9) допускала в случае необходимости в ходе использования средств субсидии перераспределение с последующим восстановлением в текущем финансовом году средств субсидии между статьями затрат и направлениями расходов, соответствующими целям, указанным в п. 1 Порядка предоставления субсидии, с уведомлением Министерства о таком перераспределении в течение 5ти рабочих дней с момента его осуществления.
Постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2020 N 1097 "Об установлении отдельного расходного обязательства Самарской области в 2020 году и утверждении Порядка предоставления в 2020 году субсидий из областного бюджета АНО "Институт регионального развития" на погашение кредиторской задолженности за 2019 год и о внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 23.04.2019 N 252 "Об установлении отдельного расходного обязательства Самарской области по предоставлению субсидий АНО "Институт регионального развития" на финансовое обеспечение деятельности и утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий АНО "Институт регионального развития" на финансовое обеспечение деятельности" в порядок предоставления субсидии были внесены изменения в части исключения возможности перераспределения средств субсидии.
Вместе с тем, Министерством было установлено, что в нарушение Порядка предоставления субсидии (в редакции Постановления Правительства Самарской области от 24.12.2020 N 1089) АНО "ИРР" осуществлено направление денежных средств на расходы не представленные в заявках на получении субсидии в 2020 году, а также перераспределение средств субсидии после 24.12.2020 между статьями затрат и направлениями расходов на сумму 185 325 руб. 00 коп.
Документы в составе заявки на вышеуказанную сумму в Министерство не предоставлялись, однако АНО "ИРР" были представлены Платежные поручения к Отчету на сумму 185 325 руб. 00 коп.
Данные о направлении расходов АНО "ИРР" за 2020 год, не представленные в заявках АНО "ИРР" на получение субсидии отражены в следующей таблице.
N |
Контрагент |
Реквизиты |
Платежное |
Сумма |
п/п |
|
договора |
поручение |
задолженности, |
|
|
(контракта) |
|
рублей |
1. |
ООО "Соната" |
N 322-20 П |
от 28.12.2020 N 226 |
118 650,00 |
|
|
от 25.12.2020 |
|
|
2. |
ООО "ТайП" |
Без договора |
от 29.12.2020 N 282 |
13 500,00 |
3. |
Медгард |
Без договора Счет на оплату от 21.12.2020 N 1932, Акт от 21.12.2020 N 2058 |
от 30.12.2020 N 369 |
15 665,00 |
4. |
Авансовый отчет (Фабрикантов О.М.) от 28.12.2020 N 106 |
|
от 31.12.2020 N 389 |
17 510,00 |
|
|
|
от 01.12.2020 N 82 |
20 000,00 |
|
Итого |
|
|
185 325,00 |
Таким образом, Министерство считает, что АНО "ИРР" было осуществлено перераспределение средств субсидии в нарушение Порядка предоставления субсидии в период с 01.12.2020 по 31.12.2021.
Кроме того, по результатам рассмотрения Министерством Отчета АНО "ИРР" сумма неподтвержденных никакими документами расходов составила 24 222 руб. 78 коп.
В соответствии с п. 5.2 Дополнительного соглашения от 29.12.2020 N 23к Соглашению АНО "ИРР, в случае нарушения получателем цели(ей), условий и порядка предоставления субсидии, установленных порядком предоставления субсидий и соглашением, установленных по итогам проверок, проведенных главным распорядителем, получатель возвращает в областной бюджет субсидию или ее часть в размере и сроки, установленные в полученном от главного распорядителя.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела было установлено, что Министерством в адрес АНО "ИРР" было направлено Требование (Письмо от 09.04.2021 N МО/1415) о возврате перераспределенных в нарушение порядка предоставления субсидии денежных средств в размере 185 325 руб. 00 коп., а также суммы неподтвержденных никакими документами расходов в размере 24 222 руб. 78 коп., которое было оставлено АНО "ИРР" без удовлетворения.
Из материалов по делу следует, что в 2020 году субсидия АНО "ИРР" предоставлялась в т.ч. в рамках Порядка предоставления в 2020 году субсидий из областного бюджета АНО "ИРР" на погашение кредиторской задолженности за 2019 год, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 24.12.2020 N 1097 (далее - Порядок предоставления субсидии N 2).
Порядок предоставления субсидии N 2 устанавливает механизм предоставления в 2020 субсидии из областного бюджета АНО "ИРР" на погашение кредиторской задолженности за 2019 год.
Целью предоставления субсидий является погашение кредиторской задолженности за 2019 год, образовавшейся в результате поставки товара (оказания услуг, выполнения работ), в т.ч. аренда, информационно-аналитические услуги и услуги сторонних организаций и физических лиц, непосредственно привлекаемых к осуществлению уставной деятельности АНО "ИРР".
Реестр контрактов (договоров) АНО "ИРР", содержащий информацию о кредиторской задолженности за 2019 год приведен в положении к Порядку предоставления субсидии N 2 и содержит информацию о контрагентах, реквизитах 23ех контрактов (договоров), по которым сформировалась кредиторская задолженность за 2019 год на общую сумму 3 263 013 руб. 76 коп.
Судом первой инстанции также было установлено, что АНО "ИРР" в адрес Министерства было направлено Заявление от 28.12.2020 N 901 о перечислении субсидии на погашение кредиторской задолженности в размере 3 263 013 руб. 76 коп. По итогам рассмотрения данного Заявления и прилагаемых документов Министерством и АНО "ИРР" было заключено Соглашение от 28.12.2020 N 465 о предоставлении субсидии на погашение кредиторской задолженности за 2019 год на сумму 3 263 013 руб. 76 коп. (далее - Соглашение N 465).
Субсидия была перечислена в полном объеме (Платежное поручение от 30.12.2020 N 7396).
В период с 10.06.2021 по 16.06.2021 Государственной инспекцией финансового контроля Самарской области (далее - финансовая инспекция) была проведена выездная проверка по Теме "Проверка предоставления субсидий из областного бюджета и соблюдения условий (договоров) об их предоставлении "АНО "ИРР".
По итогам указанной выездной проверки, согласно Акту Государственной инспекции финансового контроля Самарской области установлено, что часть кредиторской задолженности, предусмотренной Соглашением от 28.12.2020 N 465 и Реестром контрактов (договоров) АНО "ИРР" на погашение кредиторской задолженности за 2019 год, указанным в Приложении к Порядку предоставления субсидии N 2 в размере 329 012 руб. 03 коп. была погашена до заключения указанного Соглашения и направления Заявления на перечисление субсидии.
Таким образом, на момент заключения Соглашения N 465 и направления Заявления на перечисление субсидии (28.12.2020) размер кредиторской задолженности составил 2 934 001 руб. 73 коп., а не 3 263 013 руб. 76 коп.
Данные о погашении задолженности приведены в следующей таблице.
N п/п |
Контрагент |
Реквизиты договора (контракта) |
Платежное поручение |
Сумма задолженности, рублей |
1. |
Носова Ирина Александровна |
от 03.10.2019 N 33-АУП |
от 08.10.2020 N 823 |
35 000,00 |
|
|
|
от 08.10.2020 N 824 |
5 230,00 |
|
|
|
от 27.11.2020 N 54 |
18 500,02 |
|
|
|
от 27.11.2020 N 55 |
2 270,33 |
|
Итого по п. 1 |
63 402,62 |
||
2. |
ООО "Бизнес Интеллект Сервис" |
от 21.05.2019 N Б0288 |
от 30.04.2020 N 324 |
20 659,41 |
|
Итого по п. 2 |
20 659,41 |
||
3. |
Молчанова Мария Андреевна |
от 25.11.2019 N 37 |
от 27.11.2020 N 64 |
11 677,00 |
|
|
|
от 27.11.2020 N 65 |
1 745,00 |
|
Итого по п. 3 |
13 422,00 |
||
4. |
Нугайбекова Раиля Зякяриявна/ |
от 14.10.2019 N 42-АУП |
от 05.08.2020 N 607 |
7 390,00 |
|
|
|
от 08.09.2020 N 724 |
130 000,00 |
|
|
|
от 08.09.2020 N 725 |
19 425,00 |
|
|
|
от 08.10.2020 N 825 |
65 000,00 |
|
|
|
от 08.10.2021 N 826 |
9 713,00 |
|
Итого по п. 4 |
231 528,00 |
||
Итого |
329 012,03 |
Согласно абз. 2 п. 4.1 Порядка в случае выявления фактов представления АНО "ИРР" недостоверных документов и неправомерного получения субсидии сумма неправомерно полученной субсидии подлежит возврату в областной бюджет в месячный срок со дня получения АНО "ИРР" письменного требования Министерства о возврате субсидии.
Материалами по настоящему делу подтверждается и было установлено судом первой инстанции, что Министерством в адрес АНО "ИРР" было направлено Требование (Письмо от 19.08.2021 N МО/2353-вн) о возврате суммы субсидии в размере 329 012 руб. 03 коп., а также копия данного Требования была направлена заместителю председателя Правительства Самарской области - Фетисову А.Б.
Соответствующие отметки о получении указанного Требования стоят в системе электронного документооборота (системе автоматизированной обработки документов), применяемой в органах исполнительной власти Самарской области.
Поскольку указанное выше Требование Министерства в досудебном порядке удовлетворено АНО "ИРР" не было, Министерство было вынуждено обратиться в суд первой инстанции за судебной защитой своих прав.
Повторно рассмотрев данное дело суд апелляционной инстанции поддерживая в качестве правомерных доводы Министерства, изложенные в Отзыве на апелляционную жалобу, считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта об удовлетворении исковых требований суд первой инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 71 и 162 АПК РФ, изучив и оценил совокупность представленных Министерством надлежащих доказательств в обоснование заявленных исковых требований, а также установил необходимые юридически значимые обстоятельства по делу.
При этом суд первой инстанции, разрешая возникший между сторонами спор, принимая во внимание не представление АНО "ИРР" в нарушение требований ст. 131 АПК РФ письменного мотивированного отзыва на исковое заявление Министерства, а также в нарушение требований ч. 1 ст. 65 АПК РФ надлежащих доказательств по делу, обосновано в соответствии со ст. 9, ч. 1 ст. 65 и ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ учитывал только доказательства представленные истцом,
Государственная пошлина в соответствии со ст. 110 АПК РФ распределена судом первой инстанции правильно.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований для его изменения либо отмены.
Выводы суда первой инстанции являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судом первой инстанции при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными.
Несогласие стороны с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, иное толкование участником спора норм действующего законодательства РФ не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы АНО "Институт регионального развития" по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2022 по делу N А55-9929/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Ю. Харламов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9929/2022
Истец: Министерство образования и науки Самарской области
Ответчик: АНО "Институт регионального развития", Представитель Юшковец Юлия Андреевна