24 октября 2022 г. |
Дело N А84-2697/2022 |
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Градовой О.Г., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" на решение Арбитражного суда города Севастополя по делу N А84-2697/2022 (29 июня 2022 года - резолютивная часть, 08 июля 2022 года -.
вадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Градовой О.Г., рассмотрев без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" на решение Арбитражного суда города Севастополя по делу N А84-2697/2022 (29 июня 2022 года - резолютивная часть, 08 июля 2022 года - мотивированное решение), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
о признании незаконным и об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Судом первой инстанции принято к производству и возбуждено дело по первоначально поданному в суд общей юрисдикции заявлению (жалобе) ГУПС "Севастопольгаз" о признании незаконным и об отмене вынесенного 20.10.2021 Крымским УФАС России постановления о привлечении к административной ответственности по делу N 082/04/9.21-1856/2021 по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100.000 руб.
Решением суда постановление административного органа изменено в части наказания, административный штраф снижен до 50.000 руб., производство по требованию о прекращении производства по административному делу прекращено.
Дело судом первой инстанции рассмотрено в порядке упрощенного производства.
ГУПС "Севастопольгаз" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования по тем основаниям, что судебный акт принят с нарушением норм материального права, по делу имеются основания для признания правонарушения малозначительным, для замены административного штрафа предупреждением.
Из отзыва Крымского УФАС России на апелляционную жалобу следует, что административный орган не согласен с ее доводами, ГУПС "Севастопольгаз" нарушило порядок о технологическом присоединении объекта капитального строительства к сетям газораспределения.
О принятии апелляционной жалобы к производству участники извещены в установленном законом порядке.
На основании статей 268, 272.1 АПК РФ суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
20.10.2021 заместитель руководителя Крымского УФАС России Мехтиев В.В., рассмотрев при участии представителя ГУПС "Севастопольгаз" материалы об административном правонарушении, вынес постановление N 082/04/9.21-1856/2021, которым ГУПС "Севастопольгаз" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100.000 руб.
Протокол об административном правонарушении по делу N 082/04/9.21-1856/2021 составлен 14.10.2021 главным специалистом-экспертом отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя Крымского УФАС России Ищенко А.Э. без участия представителя ГУПС "Севастопольгаз".
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена, что подтверждено представленными в дело письменными доказательствами об извещении заявителя о месте и времени составления протокола и рассмотрения административным органом дела о привлечении к административной ответственности; постановление и протокол направлены (вручены) заявителю.
Согласно протоколу и постановлению объективная сторона административного правонарушения состоит в том, что ГУПС "Севастопольгаз" нарушило установленный порядок технологического присоединения объекта капитального строительства к сети газораспределения по заключенному 23.12.2020 с Чучмарь Александрой Савельевной договору N 000020; ГУПС "Севастопольгаз" в установленный договором срок (до 23.08.2021) не осуществило технологическое присоединение к сети газораспределения объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Севастополь, с. Андреевка, ул. Майская, д. 57, кв. 2.
В подтверждение совершения правонарушения представлены письменные доказательства, в том числе вышеназванный договор о технологическом присоединении, поданная 17.09.2021 в административный орган жалоба Чучмарь А.С. о неисполнении условий заключенного договора, ответ ГУПС "Севастопольгаз" в адрес Крымского УФАС России от 01.10.2021 N 1308 о причинах неисполнения заключённого договора.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статье 4 Федерального закона от 19.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N147-ФЗ) отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа. Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N147-ФЗ ГУПС "Севастопольгаз", предоставляя услуги по транспортировке газа по трубопроводам, является субъектом естественной монополии.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (в ред., действовавшей на период действия договора) утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 1314).
Согласно пунктов 59 и 60 Правил N 1314: подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении; по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).
Пунктом 85 Правил N 1314 определено, что срок осуществления мероприятий по подключению не может превышать (с учетом положений пункта 85(3) настоящих Правил):
а) 8 месяцев - для заявителей первой категории;
в) 1,5 года - для заявителей второй категории, если иные сроки (но не более 3 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон;
г) 2 года - для заявителей, плата за технологическое присоединение которых устанавливается по индивидуальному проекту, а также для заявителей третьей категории, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены инвестиционной программой или соглашением сторон.
Как установлено, ГУПС "Севастопольгаз" по договору от 23.12.2020 обязалось осуществить технологическое присоединение объекта капитального строительства к сети газораспределения в течение 8 месяцев (то есть до 23.08.2021), но по состоянию на 01.10.2021 технологическое присоединение не осуществлено; у ГУПС "Севастопольгаз" имелась возможность для соблюдения правил технологического присоединения объекта капитального строительства к сети газораспределения; Чучмарь А.С. жалобу в Крымский УФАС России подала 17.09.2021 (то есть после истечения срока исполнения обязательства); правонарушение административным органом выявлено 14.10.2021 (в момент составления протокола об административном правонарушении); предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ годичный срок привлечения к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ с момента выявления правонарушения на момент вынесения постановления (20.10.2021) не истек.
В связи с чем, доводы ГУПС "Севастопольгаз" об отсутствии состава административного правонарушения, включая вину, привлечение к административной ответственности по истечению срока давности, об отсутствии оснований у Чучмарь А.С. для подачи жалобы на бездействие ГУПС "Севастопольгаз" не состоятельны и судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются.
Также суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку по делу не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного. Последующее выполнение ГУПС "Севастопольгаз" взятых на себя договорных обязательств такими обстоятельствами не является.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает, что в порядке части 2 статьи 1.7 КоАП РФ подлежит применению часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, в которую вступившим в силу 25.07.2022 Федеральным законом от 14.07.2022 N 290-ФЗ внесены изменения.
Согласно этих изменений часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусматривает, что за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусматривает, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Представленные в дело доказательства, сведения системы "Мой Арбитр" не содержат сведений о повторном совершении ГУПС "Севастопольгаз" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена главой 9 КоАП РФ; отягчающих ответственность обстоятельств не установлено; деяниями ГУПС "Севастопольгаз" вред не причинен и угроза причинения вреда не создана.
В связи с чем, в соответствии с частью 2 статьи 211, пунктом 2 статьи 269 АПК РФ суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в части, изменении решения административного органа о привлечении к административной ответственности в части применения конкретной меры ответственности - заменить административный штраф на предупреждение.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции в части избрания административного наказания подлежит отмене, так как принято с нарушением норм материального права, постановление административного органа - изменению в части избрания административного наказания, административный штраф подлежит замене на предупреждение. В остальной части судебный акт принят без нарушений норм материального права, иных (в том числе безусловных) оснований для его отмены не установлено.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, уплаченная 22.08.2022 госпошлина в размере 3.000 рублей, подлежит возврату из федерального бюджета, так как в силу части 4 статьи 208 АПК РФ, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 июля 2022 года (резолютивная часть от 29 июня 2022 г.) по делу N А84-2697/2022 в части изменения административного наказания отменить, в этой части принять новое решение:
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 20.10.2021 по делу N 082/04/9.21-1856/2021 о назначении административного наказания Государственному унитарному предприятию города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ изменить - заменить административный штраф в размере 100.000 руб. на предупреждение.
В остальной части решение Арбитражного суда города Севастополя от 08 июля 2022 года (резолютивная часть от 29 июня 2022 г.) оставить без изменений.
Возвратить из федерального бюджета Государственному унитарному предприятию города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" уплаченную 22.08.2022 платежным поручением N 587714 государственную пошлину в сумме 3.000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд города Севастополя в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2022 года.
Судья |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2697/2022
Истец: ГУП города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастопою