г. Владимир |
|
24 октября 2022 г. |
Дело N А43-9603/2022 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Богуновой Е.А., рассмотрев апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 20 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.08.2022 по делу N А43-9603/2022, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 20 главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (ОГРН 1025200913044, ИНН 5221003841) к обществу с ограниченной ответственностью "Контракт" (ОГРН 1215200027261, ИНН 5243040702) о взыскании пени,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 20 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - ФКУ "ИК N 20 ГУФСИН по Нижегородской области", Учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - ООО "Контракт", Общество, ответчик) о взыскании 1 561 руб. 92 коп. пени за нарушение сроков поставки, в том числе 91 руб. 92 коп. пени по государственному контракту N 210 от 31.08.2021, 630 руб. по государственному контракту N 262 от 22.10.2021, 840 руб. по государственному контракту N 263 от 22.10.2021 (товарные накладные: N 21 от 19.10.2021, N 40 от 22.11.2021, N 41 от 13.12.2021).
В соответствии с частью 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иск рассмотрен в порядке упрощенного производства.
Решением от 01.08.2022 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2022 апелляционная жалоба принята к производству, лицам, участвующим в деле, было предложено в срок до 29.09.2022 представить мотивированный отзыв на апелляционную жалобу.
Оспаривая принятый судебный акт, заявитель в апелляционной жалобе сослался на п.п. 8.6 Государственного контракта, Закон N 44-ФЗ, Правила N 783, пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", статьи 309, 310, пункт 1 статьи 329, статьи 401, 525, пункт 2 статьи 530, статью 523 Гражданского кодекса российской Федерации. Апеллянт указал, что требование за просрочку исполнения обязательств предъявлено правомерно, поскольку основано на условиях п.8.6 контрактов и не противоречит требованиям нормы статьи 330 ГК РФ. Считает, что оснований для списания сумм неустоек не имеется.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о порядке рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между Учреждением и Обществом подписаны государственные контракты от 31.08.2021 N 210 (далее - Контракт N 210), от 22.10.2021 N 262 (далее - Контракт N 262), от 22.10.2021 N 263 (далее - Контракт N 263).
По условиям Контракта N 210 поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - товар) заказчику в обусловленный Контрактом N 210 срок, согласно Спецификации (Приложение N 1) и в акте сдачи-приемки товара (Приложение N 2), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом N 210.
Цена Контракта N 210 составляет 80 000 руб., НДС на основании п.2 ст.346.11 НК РФ (п. 2.1 Контракта N 210).
Товар поставляется заказчику единовременно в соответствии с условиями настоящего Контракта N 210. Количество товара определяется на основании настоящего Контракта N 210. Частичная поставка и поставка товара по частям не допускается. Поставка товара осуществляется поставщиком по адресу: 607800, Нижегородская область, г. Лукоянов, ул. Заводская 6, (пункты 3.1, 3.2 Контракта N 210).
В соответствии с подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 Контракта N 210 поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом N 210.
Согласно пункту 8.7 Контракта N 210, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом N 210, в том числе нарушения срока поставки товара, указанного в ведомости поставки (приложение N 1), нарушения срока замены некачественного товара, Контракта N 210, просрочки исполнения иных обязательств, предусмотренных Контрактом N 210, поставщик уплачивает Государственному заказчику пени.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Спецификацией к контракту N 210 (приложение N 1) предусмотрен срок поставки в течение 7 рабочих дней с даты подписания Контракта N 210.
По условиям Контракта N 262 поставщик обязуется передать в собственность сухофрукты ГОСТ 32896-2014 (далее - товар) заказчику в обусловленный Контрактом N 262 срок, согласно Спецификации (Приложение N 1) и в акте сдачи-приемки товара (Приложение N 2), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом N 262.
Цена Контракта N 262 составляет 120 000 руб., НДС на основании п.2 ст.346.11 НК РФ (п. 2.1 Контракта N 262).
Товар поставляется заказчику единовременно в соответствии с условиями настоящего Контракта N 262. Количество товара определяется на основании настоящего Контракта N 262. Частичная поставка и поставка товара по частям не допускается. Поставка товара осуществляется поставщиком по адресу: 607800, Нижегородская область, г. Лукоянов, ул. Заводская 6, (пункты 3.1, 3.2 Контракта N 262).
В соответствии с подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 Контракта N 262 поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом N 262.
Согласно пункту 8.7 Контракта N 262, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом N 262, в том числе нарушения срока поставки товара, указанного в ведомости поставки (приложение N 1), нарушения срока замены некачественного товара, Контракта N 262, просрочки исполнения иных обязательств, предусмотренных Контрактом N 262, поставщик уплачивает Государственному заказчику пени.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Спецификацией к контракту N 262 (приложение N 1) предусмотрен срок поставки в течение 7 рабочих дней с даты подписания Контракта N 262.
По условиям Контракта N 263 поставщик обязуется передать в собственность кисель сухой витаминизированный ГОСТ 18488-2000 (далее - товар) заказчику в обусловленный Контрактом N 262 срок, согласно Спецификации (Приложение N 1) и в акте сдачи-приемки товара (Приложение N 2), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом N262.
Цена Контракта N 263 составляет 80 000 руб., НДС на основании п.2 ст.346.11 НК РФ (п. 2.1 Контракта N 263).
Товар поставляется заказчику единовременно в соответствии с условиями настоящего Контракта N 263. Количество товара определяется на основании настоящего Контракта N 263. Частичная поставка и поставка товара по частям не допускается. Поставка товара осуществляется поставщиком по адресу: 607800, Нижегородская область, г. Лукоянов, ул. Заводская 6, (пункты 3.1, 3.2 Контракта N 263).
В соответствии с подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 Контракта N 263 поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом N 263.
Согласно пункту 8.7 Контракта N 263, в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом N 263, в том числе нарушения срока поставки товара, указанного в ведомости поставки (приложение N 1), нарушения срока замены некачественного товара, Контракта N 263, просрочки исполнения иных обязательств, предусмотренных Контрактом N 263, поставщик уплачивает Государственному заказчику пени.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Спецификацией к контракту N 263 (приложение N 1) предусмотрен срок поставки в течение 7 рабочих дней с даты подписания Контракта N 263.
ООО "Контракт" исполнило обязательства по контрактам с нарушением срока, товар поставлен 19.10.2021, 22.11.2021 и 13.12.2021 соответственно.
Истец 28.01.2022 направил ответчику претензии с требованием об оплате неустойки за просрочку исполнения обязательства в сумме 91 руб. 92 коп., 630 руб. и 840 руб. соответственно. Претензии ответчик оставил без удовлетворения, в связи с чем, истец обратился в арбитражный суд исковыми требованиями.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
При разрешении настоящего спора суд обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 "Об осуществлении заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Постановление N 783) и утвержденными им "Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016 и 2020, 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом" (далее - Правила).
Так, согласно части 42.1. статьи 112 Закона о контрактной системе, начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Правилами осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2018 N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым:
а) в 2015, 2016 и 2020 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами;
б)в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;
в) в 2021 и 2022 годах обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы, повлекшем невозможность исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
г) обязательства не были исполнены в полном объеме по причине возникновения при исполнении контракта не зависящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения без изменения условий, в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) с введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта.
Подпунктом "в" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением не зависящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Пунктом 5 Правил установлено, что основанием списания заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является:
а) в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом;
в) в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 3 настоящих Правил, - исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.
Из изложенного выше следует, что государственный (муниципальный) заказчик обязан произвести списание сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного контракта по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5 процентов цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) за исключением случая, предусмотренного подпунктом "в" настоящего пункта.
В пункте 40 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 разъяснено, что списание, рассрочка начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением государственного (муниципального) контракта при определенных условиях является именно обязанностью государственного (муниципального) заказчика, поскольку данные действия призваны быть одной из мер поддержки исполнителей по государственным контрактам. В связи с этим суд, рассматривая иск заказчика о взыскании с поставщика (подрядчика, исполнителя) указанных штрафных санкций, обязан проверить соблюдение истцом требований приведенного законодательства.
Нарушение поставщиком сроков поставки товара не может служить основанием для отказа в списании сумм неустоек.
Как следует из материалов дела, сумма начисленной неустойки не превышает 5 процентов цены каждого контракта соответственно.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению положение подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства РФ от 04.07.2018 N 783.
Принимая во внимание императивные положения указанной нормы Закона N 44-ФЗ, обстоятельства исполнения ответчиком обязательств по спорным контрактам в полном объеме с просрочкой в 2021 году, а также не превышающий пятипроцентный размер начисленной заказчиком неустойки, пришел к правомерному выводу о том, что неустойка, начисленная Учреждением, подлежит списанию в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ и Правилами N 783.
Повторно оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает верным вывод Арбитражного суда Нижегородской области об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Довод заявителя о том, что неустойка подлежала взысканию с ответчика в полном объеме, поскольку ответчик не подтвердил наличие неустойки, что является необходимым условием для списания заказчиком неустойки в соответствии с пунктом 7 Правил N783, является несостоятельным, поскольку указанное обстоятельство не может служить основанием для отказа в применении к ответчику предусмотренной нормативно-государственной меры поддержки в виде соответствующего списания спорной суммы неустойки.
При таких обстоятельствах апелляционный суд на основе оценки приведенных в жалобе доводов не установил оснований для отмены обжалованного решения, поскольку аргументы заявителя не опровергают выводы суда, основанные на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права.
Иное толкование апеллянтом норм права, обстоятельств дела и его несогласие с выводами суда, основанными на оценке доказательств, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибки.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.08.2022 по делу N А43-9603/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 20 главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия в порядке части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-9603/2022
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 20 ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "КОНТРАКТ"